Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: Звуки[л],[л’] буквы Л, л.


Тема: Звуки[л],[л’] буквы Л, л.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: изучение звуков [л], [л’]и букв Л,л.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
- формировать представления о графическом образе буквы Л,л;
- формировать умение плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой.
Воспитательные:
- создавать условия для положительного отношения к процессу чтения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.
Развивающие:
- содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;
- развитие коммуникативной культуры речи;
- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение, любознательность, навыки чтения,
- развивать мелкую моторику,
- расширять кругозор;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
-уважение к мнению другого человека,
-мотивировать совершенствованию личностных качеств.
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу,
-программировать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности,
-умение работать с учебником;
-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
-понимать значение речи в жизни каждого человека и общества;
-учиться строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-принимать участие в работе, выражая свои мысли достаточно полно и точно.
Предметные УУД:
- использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и синего цвета; развивать речь учащихся, расширять словарный запас;читать слова по слогам и орфоэпически.
Оборудование и материалы: учебник «Букварь» Л.Е.Журовой,А.О.Евдокимовой, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецовой, презентация, карточки для составления звуковой схемы слов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока
I.  Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
-Я хочу начать урок с пословицы. Она поможет нам сегодня на уроке.
Пословица: Повторение – мать учения
- Определите смысл пословицы. (Ребята объясняют смысл пословицы)
- Я с вами согласна. Без повторения хорошего учения не получится. С него и начнем наш урок.
Игра «Кто внимательный?». Для начала нам нужно расставить буквы гласных звуков в свой ряд. (Учащийся выходит и ставит буквы.)
- После твердого согласного ты поставил а. А какая буква означает [а] после мягкого согласного?
а о у э ыя ё юе и
- У каких букв гласных звуков нет пары?
Ученики закрывают глаза, учитель меняет буквы.
- Что изменилось? А почему так нельзя?
Введение в тему урока. (Слайды на экране)
Маленькое дело лучше большого безделья.

– Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (Лиса)
– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Рассмотрите рисунок и назовите, из каких сказок эти лисы.
– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.
– Сколько в ней слов?
– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)
– Послушайте пословицу еще раз.
– Какие звуки повторяются чаще других? (Звуки [л], [л’].)
– Определите тему нашего урока. (Звуки [л] [ л’])
- Какую цель поставим перед собой. (Узнать побольше о звуках [л] [ л’])
- А какие будут задачи ? (дать характеристику звукам, узнать какой буквой будем обозначать на письме, читать слоги, слова, предложения)
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «луна», «лиса».
– Составим звуковую модель слова лиса. (Составление модели у доски и на партах)
-Произнесите слово лиса выделяя первый звук.
-Первый звук [л’].
-Он гласный или согласный?
-Согласный.
-Почему?
-Потому что при произнесении звука [л’] воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.
- Твердый или мягкий?
- Мягкий.…….
(характеристика всех остальных звуков по той же схеме)
- Сколько звуков в слове лиса?
-Сколько гласных звуков в слове?(2)
-Сколько согласных звуков в слове? (2- 1 мягкий согласный, 1 твердый согласный)
- Лисы любят охотиться в основном ночью, когда на небе светит яркая …луна.
– Составьте звуковую модель слова луна в паре. (Работа в паре)
(Аналогичная работа проводится со словом «луна», как и со словом «лиса»)
-Чем схемы отличаются? Назовите первые звуки.
-В слове луна [л], – твердый согласный звук.
-В слове лиса [л’], – мягкий согласный звук.
– Для обозначения твердого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.
–Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)
– Сравните слова «луна», «лиса».
– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.
– Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [л], со звуком [л’].
2. Физминутка: «Лиса»
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
3. Игра «Волшебная палочка»
- Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Один конец у неё синий, другой-зеленый. Сейчас вы все станете волшебниками: мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие.
- м, д, к, з…..
– А теперь замените [л] на [л’] в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).4. Чтение за ведущим.
– Прочитаем слоги с буквой эль.
- С этими буквами как будем читать?(твёрдо(мягко), так как они указывают на твердость (мягкость)согласного звука)
5. Работа по учебнику с.69
1)Чтение слогов.
2) Чтение слогов с твердым звуком [л], с мягким звуком [л’].
- А как вы определили когда надо согласную произносить твердо , а когда мягко? (С буквами гласных звуков верхнего ряда-твёрдо, а нижнего ряда- мягко)
Выборочное чтение.
- Читаем слова по столбикам.
- Прочтите слова где буква эль стоит в начале слова (в середине)
- Прочтите слова , в которых нет буквы л.
Чтение предложения.
- О ком говорится в предложении?
-Что она делала?
6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
-Ребята, выберите то задание, с которым вы считаете что справитесь.
1) Задание «Закрась».
– Закрасьте желтым карандашом те части рисунка, в которые вписана буква л.
2) Задание «Напиши».
– Впишите букву л в «окошки» и прочитайте получившиеся слова по строчкам, по столбикам.
– Что общего у слов первой строчки? (Это имена.)
– Прочитайте только имена девочек.
– Прочитайте самое короткое слово.
– Прочитайте слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук.
– Найдите слово на второй строчке, в котором есть буква, обозначающая два звука. (Линия – буква я.)
– Прочитайте слово, в котором больше всего звуков. (Линия – 6 звуков.)
3) Задания «Сообрази» и «Напиши».
– Впишите буквы в клеточки.
– Прочитайте получившиеся слова.
– Определите, на сколько в слове «лилия» звуков больше, чем в слове «орел».
– Объясните, почему в слове «орел» второй звук [о] обозначен буквой ё.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель ставили?
–Достиг ли наш урок поставленной цели?
- Оцените свою работу.
-Что было самым трудным?
- Спасибо всем за урок.