Краткосрочный план урока по биологии для 11 класса «Главные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм»

Краткосрочный план урока по биологии 11-го класса
(урок закрепления и погружения в тему) учитель: Вологин Н.В.

Неделя 4
День 29 ноября
Урок 11 класс

Название занятия:

«Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конвергенция, параллелизм».

Общая цель:


Завершить формирование у учащихся понятий о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции; познакомить с типами эволюционных изменений, с понятиями биологический прогресс и биологический регресс. Рассмотреть главные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

Результаты обучения


Узнают о двух направлениях эволюции и их особенностях.
Научаться сравнивать организмы, претерпевающие биологический прогресс или регресс, приводить примеры.
Обоснуют понятие «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация», «дивергенция», «конвергенция», «параллелизм».

Ключевые идеи

Биологический регресс и прогресс – основные пути и направления эволюции органического мира.

Занятие 43 мин.
(резервное время – 2 мин.)


Тренинг: «Зато» Цель упражнения: введение в темпоритм, тренинг спонтанности высказываний: «По кругу продолжить фразы: - Я устала, зато...» 2 мин. 2. Тест- опрос по теме «Систематика живых организмов» слайд 2-3 (13 вопросов). Взаимопроверка выполненной работы по ответам на экране слайд презентации 4. (Суммативное оценивание:13-10 ответов–5 балл; 9-6 ответов–3 балл; 5-1 ответ–1 балл) 5 мин.
5. Работа с заданиями: Особенности биологического прогресса и регресса.
(Суммат. оцен.: 8-10 отв.-5 балл, 7-5 ответ.–3 бал. 4 и менее ответ–1 бал
5 мин.



6. Работа с текстом учебника §23, подготовка группой ментальной карты по теме «Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конверген-ция, параллелизм».
Заполнение таблицы: ЗУХ 5 мин.


2.Критерии вида (слайд 5). Физиоло-гический, морфологический, экологи-ческий, биохимический, географичес-кий, этологический, генетический.
3 мин.
7. Защита проектов.
Формативное взаимооценивание учащихся по степени участия в работе группы (генератор идей, таймменед-жер, оформитель, спикер) 8 мин.


3. Дополнительная информация о А.Н.Северцове (1866-1936) и
И. И. Шмальга
·узене (1884-1963)
(слайд 6)(Нурумова Р, Букаткин А)
3 мин.
8.Рефлексия: Обсуждение эпиграфа к уроку. Эпиграф: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов»
Формативное оценивание: на стикерах пишут «+» «-»3 мин.


4. - Вопросы по ароморфозу (слайд 7)
Просмотр видеофильмов о ароморфозе растений и животных.
- Вопросы по ароморфозу (слайд 8-10)
- Идиоадаптация (слайд 11-13)
- Дегенерации(слайд 14-15)
- Соотношение путей эволюции (вывод по темам: слайд 16-19) 7 мин.
9.Сумативное оценивание со стороны учителя. 2 мин.
Домашнее задание:
- §23; термины и их определения;
- вопросы повторения: стр.84 - составить синквейн (пятистишие) по теме домашнего задания.

Источники, оснащение и оборудование
Мультимедийная установка, презентация и видеоролики о «Ароморфозе растений и животных», постеры, сигнальные карточки, маркеры, тетради, учебник «Биология» - 11 класс, карточки с заданиями.

Последующее задание
Домашнее задание: §23; термины и их определения; вопросы повторения: стр.84, составить синквейн (пятистишие) по теме домашнего задания.

Анализ занятия


Записи учителя по ходу урока





Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
Признаки
Биологический прогресс
Биологический регресс

Численность вида



Количество популяций



Соотношение рож-даемости и смерт-ности в популяциях.



Ареал вида.



Состояние надви-довых таксонов.






















«Я знаю»
«Хочу узнать»
«Что узнал»

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

















Заголовок 215