Литературный праздник, посвященный дню славянской письменности


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК,
ПОСВЯЩЕННЫЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, ПРОВЕДЕННЫЙ В МОУ «СОШ №6 С. СОЛДАТО-АЛЕКСАНДРОВСКОГО»
«Сам язык наш есть... тайна!» (Н. В. Гоголь)
Спектакль в 5-ти актах с прологом и эпилогом
Действующие лица и исполнители:
1-й ведущий, 2-й ведущий — академические шапочки,
строгие костюмы
Кирилл, Мефодий, Клемент, Старец — накидки, свечи,
иконы
Праязык, 1-й язык, 2-й язык — язык в виде галстука
Ярославна
Петр I — трость, кафтан
1-я дама, 2-я дама, 3-я дама — платья на кринолине, веера, перчатки
А. С. Пушкин — цилиндр, фрак, трость, книга
Танцоры
На сцене — декорация с изображением церквей IX—XI веков. Звучит музыка П. Чайковского. Выходят ведущие в академических шапочках.
Пролог
Петр I: Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
1-й ведущий: И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(И. Бунин. Слово, 1915)2-й ведущий (девочка): Кто бы ни был ты, наш гость, я хочу, чтобы ты полюбил наш великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык. Давайте вместе приоткроем таинственный занавес истории родного языка.
I акт
Звучит музыка (перезвон колоколов). Девочка (в национальной русской одежде) проносит плакат «Киевская Русь. IX—X век».
Выходят два старца, на сцене разбросаны карточки с буквами старинного написания из разных алфавитов, доска,на которую прикрепляются буквы q комментариями.
Кирилл: Нужно бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.
Мефодий: Как же создать его? Языков-то много уже. Похож больно будет он на другие. Может, пообвыкнут люди к латинскому?
Кирилл: Нет. К чужому привыкать сложнее. Видел я недавно азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмем за основу алфавит скоростного греческого письма, добавим буквы из еврейского, грузинского, коптского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный. (Дого- варивая, уходят.)1-й ведущий: Так появилась глаголица. (Указывает на карту с глаголицей.) Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он оказался. После знаменитых братьев Кирилла и Мефодия их ученики, из которых наиболее известен Климент, подготовили новую азбу- ку — кириллицу.
Климент: Вот и закончили мы. (Любовно гладит рукой азбуку.) Аз, буки, веди, глаголь... Красивые имена буквам дали.
И волю учителей исполнили, сохранили основу греческого написания, только проще теперь стало писать да понятнее, потому как | на основе торжественного унциального письма создана азбука.
Я думаю, Кирилл и Мефодий рады были бы. (Продолжает гладить буквы и называть их.) Добро, есть, живете, зело, земля... Слова-то какие! Всем понятные. Люди, мыслете, наш, покой, рци, слово... Доброе дело сделали! (Садится за стол.)
1-й ведущий: Так появилась кириллица, и на основе ее начал складываться письменный, еще очень молодой язык.
Выходит маленький мальчик, вместо галстука у него большой язык на груди.
1-й язык: Возьму алфавит — мне его на день рождения подарили. (Поднимает со стола рулон, перевязанный ленточкой и бантом.) Позаимствую слова, давно всем известные из индоевропейского прадедушкиного языка, пока никто не видит — надо же с чего-нибудь начинать?! За столом сидит дедушка с бородой и пишет что-то пером, на столе разбросаны карточки со словами, написанными кириллицей, которые, называя, и берет Язык.
Язык: Мясо, корова, волк, волна.
Прадедушка: А, чего?
Язык: Ничего, прадедушка. Я жить начинаю. Вот еще русские слова добавлю — и совсем красавец получусь.
II акт
1-й ведущий (мальчик): Прошло несколько веков развивался, крепчал, приобретал новые слова. Он уже хорошо знаком монахам. На нем складывали песни, писали летописи. Заглянем-ка мы в гости да послушаем сказ старинный.
Звучит музыка (гусли). Девочка проносит плакат «Киевская Русь. XII век». Выходит старец с гуслями и нараспев декламирует начало «Слова о полку Игореве». Звучит музыка (фрагмент из оперы А. Бородина «Князь Игорь» — мелодия без слов). Читается плач Ярославны (отрывок из «Слова о полку Игореве»).
акт
2-й ведущий: Много сложено на языке этом было летописей, которые повествуют о делах «давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Менялась жизнь. Менялся и язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобре новые слова, складывал ненужные устаревшие слова (архаизмы) в архив. Заглянем в петровскую эпоху.
Девочка проносит плакат «Россия. XVIII век». Выходит Петр I. Рядом на сцене стоит 2-й язык (повзрослевший — другой мальчик, но с языком на груди), за его спиной стоят буквы, слова
Петр I: Много больно букв в твоем алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку— легче писать будет.
2-й язык: Всего-то 43 буковки сначала было. Что ж у меня останется? Так все и повычеркиваете.
Петр I: Ничего, у других языков и этого нет. Уберем, пожалуй, «Пси»... (Стучит тростью по полу после названия каждой буквы.) «Юс малый», «ферт», а «фиту»... оставим! Зачем нам две «ф»? «Иже» еще уберем, а «I»... оставим. Две «и» тоже ни к чему...
2-й язык: Ну, вот, все отобрали! Как теперь жить? Набрать слов, что ли, с горя?
Петр I: И то правда. Даром что ли наши за морями обучаются. Я побывал в Голландии, корабли строят там умело, науки развиваются, язык совершенствуется, культура великолепная, есть чему поучиться.
Исполнение испанского танца.
Петр I: Видал! Может, и к языку приглядимся?! В нашем языке многих слов современных не хватает. Почему бы не поучиться да не взять нужные слова из других?! Поспрашивай. Может, что из слов понравится, возьмешь к себе.
2-й язык (осматривая карточки, пытаясь прочесть, отбирает некоторые слова): Вот это, пожалуй, возьму, оно пригодится... это ничего... это не читается совсем — не буду. А вот это симпатичное, возможно, и приживется.
IV акт
2-й ведущий: Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя, перенимал, изобретал — развивался.
Заглянем теперь в петербургский салон XIX века? Ба, Александр Сергеевич с дамой.
Звучит музыка (мазурка).
1-я дама: «Явился Пушкин — и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, а главное — стал естественен, стал вполне русским языком»,— читала я давеча Белинского. Что почитать еще, скажите?
Пушкин: Читайте простонародные сказки... Они написаны удивительно чистым и правильным языком. (Целует руку и удаляется.)
2-я дама (обращаясь к первой): Его эпитет так отчетлив смел и иногда заменяет целое описание, какая точность и краткость слога. (Читает наизусть.)
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...
1-я дама: А меня восхищают такие пушкинские строки:
Прощай, свободная стихия!
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
3-я дама (с кавалером): А мне больше нравятся такие стихи:
Я не люблю иронии твоей...
Звучит музыка (мазурка).
V акт
1-й ведущий: Наступил XX век, век социальных потрясен»», век революций и войн, век технического прогресса.
Исполнение современного спортивного танца.
2-й ведущий: Ушли в прошлое архаизмы, литературный язык стал основой языка нации, пробили дорогу неологизмы, термины, гордо поднял голову жаргон!
Музыка и танец ярко одетых гимнасток.
Эпилог
Звучит музыка (С. Рахманинов. II концерт).1-й ведущий: Преобразовываясь, меняя облик, с нами все же навсегда остается добрый, красивый, певучий, образный русский язык.
1-й язык (читает стихотворение Токена Абдрахманова):
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Я на нем, таком родном,
Разговаривать привык.
Ярославна: Родная речь — дарованное благо,
Сложным-сложна, а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
Слова живут, текут из уст в уста.
Климент: У музыки — вселенские просторы,
У живописи — мировой язык,
А тут непостижимы разговоры,
К которым с малолетства я привык.
2-я дама: Родная речь — всегда одноплеменна,
Напоена богатством от корней,
И этим, говорят несовершенно
Искусство, тесно связанное с ней.
1-я спортсменка (читает стихотворение Л. Васильевой):
...И этого отнять никто не в силах.
Не потому ль так важно уберечь
Потоки чистых сочетаний милых,
Таинственно сливающихся в речь.
2-й язык (читает стихотворение А. Яшина):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он, как этот народ, могуч!
2-я спортсменка (читает стихотворение Т. Зумакуловой):
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык — я онемею.
Утратив русский — стану я глухой.
2-й язык (читает стихотворение А. Прокофьева):
Слава русской речи велика,
Год от году все сильней становится,
И острей граненого штыка
Наши поговорки и пословицы!
Петр I: Глаголом сердце жжет и веселит склоненьем,
О русский, с детства милый мне язык.
Мне сладостны его прикосновенья,
В созвучиях его и вздох, и стон, и крик,
И радость, и от боли избавленье,
Волненье первых встреч, и горечь расставанье
Расцветшая сирень, окно в душистый сад,
И слез ночных блаженство, и желанье,
Загаданное в летний звездопад.
Старец: Он живость сочетает с негой,
В нем — твердость полководческих команд,
И свежесть только выпавшего снега,
И обаянье неприступных Анд,
И аромат альпийских эдельвейсов,
И горечь трав полынных, и тоска
Равнинная по океанским рейсам,
И концентрация в предчувствии броска;
Ему доступна мысли сокровенность,
И против истины я не грешу,
Сказав, что забываю жизни бренность,
Когда на русском языке пишу.
Ведущие:
- Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык... (все)
- ...не замедлю с ответом.
Он, словно солнце, согреет землю.
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом.
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с горячим приветом.
- Русский язык... (все)
- ...безграничное море!..
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость
Этим ключом было...
- ...русское слово. (все)