Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие творческого мышления дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ».


Сообщение из опыта работы по теме:
«Развитие творческого мышления дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ».
Куплевацкая А.В., воспитатель
Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования. Перед педагогами встала одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.
Цель работы: сформировать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ, помочь детям овладеть современной методикой ТРИЗ-РТВ для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
На основе поставленной цели сформулированы задачи работы:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе;
2. Сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;
3. Развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;
4. Воспитать речевую и познавательную активность детей.
5. Разработать практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей.
Работа по теме была организована в трех направлениях со всеми
участниками образовательных отношений: воспитанниками, родителями, педагогами.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап:
На начальном этапе работы изучила методическую литературу по проблеме, разработала план, конспекты занятий.
2. Практический этап
Технология ТРИЗ использовалась мною в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть: интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
«Мы все здесь умные!» - Этот девиз способствует развитию  познавательного интерес.
В организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию также применяю технологию ТРИЗ, через различные варианты игр :
Игра в кляксы.
(Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже).
Психорисование.
(Детям дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное). И другие.
Во время проведения организованной образовательной деятельности, режимных моментов, в свободной деятельности, задаю детям проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?
Учу детей изобретать. Например, сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.
Важную роль в активизации творческого мышления играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии ТРИЗ. Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?
(Ответы детей: Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла; Закрыть трубу ветками; Спрятать дрова.)
Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.
Например:
- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?
(Ответы детей: Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума; Накрыть огонь одеялом; Затоптать ногами;Засыпать землей из цветов).
- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?
(Сидел бы тихо; Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл; Сказал бы, что мама отдыхает).
Работа по данной проблеме ведется мною в контакте со специалистами ДОУ: совместно с музыкальным руководителем в театрализованных играх обучаем детей навыкам театрализации, перевоплощению, используя метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок (например, детям предлагали выручить семерых козлят, обмануть волка, перевоспитать и сделать его добрым. «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?» Ответы детей: «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка»).
Одним из интересных методов используемых мною для развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ.
Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу мы с детьми называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира, со свойствами воды, на занятиях по математике- с геометрическими фигурами.
Чтобы придумать что-то новое, детям необходим какой-то толчок, идея. Для этого я использую метод фокальных объектов- метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии).
Дети с большим интересом рассматривали и изучали объекты, придумывали волшебные предметы, подарки из сказочной страны, составляли портреты елочки, весенних месяцев, создавали образы фантастических животных.
Фантазии детей нет предела, наша задача направить ее в нужное русло, раскрывая свойства объектов как можно полнее…
Вместе с детьми мы реализовали фантастическое содержание объектов в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации…
Очень важно в данном направлении работы с детьми открытие перед ними «тайны двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, событии, явлении, факте. Это очень хорошо реализуется в таких играх, как: «Хорошо- плохо», «Один – много», «Полезно- вредно», «Скажи наоборот», «Зато…». Начало мысли, начало интеллекта я вижу там, где начинается противоречие.
Огромный прогресс в активизации творческого мышления, познавательном развитии детей я отметила в играх на системный анализ. Чем связаны дерево и стол? Что общего у ручейка и птички? Чем похожи мама и солнышко?
На прогулках я постоянно использую методы фантазирования: оживление, увеличение- уменьшение. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем нам расскажут, что нам покажут. Оживляем ветер: кто его мама? Кто друзья? О чем ветер спорит с солнцем?
Очень продуктивен метод эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого. Давай превратимся в этого воробушка: «Что ты чувствуешь?», «Кого боишься?», «О чем мечтаешь?»
На прогулках мы придумываем загадки, рисуем палочками на земле, часто берем с собой увеличительные стекла, разноцветные очки, зимой часто рассматривали мир через прозрачные льдинки.
Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.
В результате дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции.
Для развития творческого и интеллектуального потенциала детей в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда:
- Картотека игр по ТРИЗ- технологии (игры собраны по всем возрастным группам)
- Разработаны дидактические игры по речевому развитию детей с помощью ТРИЗ-технологии: 
«Шкатулка со сказками», «По кругу»,  «Превращения», «Исправь ошибку»,  «Дразнилка», «Дидактический мяч»,  «Волшебная дорожка» и т.д.-Разработаны пособия: «Круги Луллия», «Да-Нет-Ка»,  ,«Волшебники», «Ромашка» и др.
- Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста: «Праздник Победы -9 мая»,  «Семья петушка»,  «Рукавичка»,  «Узнай и покажи лесных животных», «Путешествие в страну эмоций»,  « «История возникновения автомобиля».
- Методическая разработка: «Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях»
Работа с родителями явилась важным звеном в реализации поставленных целей. Были разработаны практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей: «Игры ТРИЗ в детском саду и дома»
- С целью повышения компетентности родителей в данном вопросе познакомила их с технологией ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в детском саду и дома»; «Творчество во всём!»
- Провела родительские собрания: «Развиваем творческие способности детей»; «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
- Разработала информационный листок «Растим любознайку».
- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
3. Заключительный этап.
На данном этапе подведены итоги работы, проведена диагностика.
Как результат проведенной работы с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые явились основой развивающего обучения, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую:
- Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.
-Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.
-Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.
- В группе издать мини – газету «Малышок», где родители будут, знакомятся с ТРИЗовскими играми, учиться вместе с детьми сочинять новые сказки.
- Разработать творческий проект по теме «Развитие творческих способностей дошкольников».
-. Овладеть приемами работы с мнемотаблицами .
Методы данной технологии позволяют мне успешно решать задачи  творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.  Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Список используемой литературы:
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.) — 239 стр. ;
2. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель (2000 г.) — 160 стр. ;
3. Гин А. А. ТРИЗ педагогика (2015 г.);
4. Гин С. И. Мир загадок (2006 г.) — 127 стр. ;
5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр. ;
6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать (2007 г.) — 445 стр. ;
7. Журналы Дошкольное воспитание №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.
8. Гафитуллин М. С. Развитие творческого воображения. - Жуковский, 1987.- 12 с.