Развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики

Развитие креативного мышления младших школьников
на уроках математики
Жукова С.Л.
Учитель начальных классов школы № 1 им. Д. Комарова г. Шахуньи Нижегородской области

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремлённость в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я». Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. В настоящее время существует острая потребность в творчестве и творческих людях. Развитие у школьников креативного или творческого мышления одна из важнейших задач современной школы.
Существует много интересных разработок в области развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, во внеклассной деятельности. Недостаточно на мой взгляд разработано методик по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики, так как большинство считают математику точной наукой. А там, где точность нет места выдумке и фантазии. Математика начинается вовсе не со счёта, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие у него потребности в записях. Творчески мыслящий ученик быстрее справится с любой трудной задачей, адаптируя свои знания к новой ситуации.
Мною было выделено восемь видов задач, способствующих развитию креативного мышления младших школьников на уроках математики. Задания к задачам разработала для трёх уровней: ВУ – высокий уровень, СУ – средний уровень, НУ – низкий уровень.
1.Задачи с меняющимся содержанием.
Данные задачи способствуют развитию гибкости мышления.
Задача 1.
Кате 12 лет, а Свете в 2 раза меньше. Алёна в 3 раза старше Светы. Сколько лет Свете и Алёне?
ВУ – 1) Измени условие задачи. Запиши его и реши новую задачу.
2) Придумай аналогичную задачу, изменив возраст девочек. Запиши её и реши.
СУ – 1) Реши задачу.
2) Измени возраст девочек в задаче. Запиши новую задачу и реши её.
НУ – 1) Реши задачу.
2) Измени условие в задаче так, чтобы первым действием было умножение, а
вторым – деление.

Задача 2.
У продавца осталось 840 пачек чёрного чая, а зелёного в 3 раза меньше. На сколько больше осталось пачек чёрного чая, чем зелёного?
ВУ – 1) Поставь к этому условию другой вопрос. Запиши его и реши новую задачу.
2) Какой ещё вопрос можно поставить к этому условию? Запиши его и реши
задачу с другим вопросом.
СУ – 1) Реши задачу.
2) Поставь к задаче другой вопрос. Запиши его и реши новую задачу
выражением.
НУ – 1) Реши задачу.
2) Подумай какой ещё вопрос можно поставить к этому условию.

2. Задачи на перестройку действия.
Данные задачи способствуют развитию гибкости мышления.
Задача 1.
Зачеркните все сочетания цифр, где имеется цифра 3 (время выполнения задания ограничено).
137 795 421 317 651 349 274 953 017 273 654 034 219 526 398 703 721 615 130 731 275 392 543 754 210 372 908 043 420 539
На втором экземпляре такой же таблицы даётся противоположное задание: зачеркнуть все числа, кроме тех, где есть цифра 3. (Отмечается потраченное время и количество ошибок).
ВУ – придумайте задание, аналогичное данному.
СУ и НУ выполните задание.
Задача 2.
Периметр квадрата 16 см. Какой станет периметр этой фигуры, если:
- его стороны уменьшить вдвое;
- его стороны уменьшить на 1см;
- его стороны увеличить в 4 раза;
- его стороны увеличить на 2 см?
Дифференциация по объёму и степени помощи.
ВУ – Сделай выводы по каждому изменению. Придумай своё и сделай по нему вывод.
СУ – Выбери любые два изменения, сделай по ним выводы.
НУ – Начерти квадрат, периметр которого 16см. Для этого вспомни свойство сторон квадрата. Уменьши сторону квадрата на 1 см. Найди периметр квадрата с получившейся стороной.
3. Задачи, наталкивающие на «самоограничение».
Данные задачи способствуют развитию гибкости мышления.
Задача 1.
Дано 9 точек. Соедините их одной непрерывной ломаной линией из четырёх отрезков (не отрывая карандаша от бумаги).
ВУ – выполняют задание самостоятельно.
СУ – Подумай, как нужно расположить точки, чтобы провести через них ломаную из четырёх отрезков.
НУ – даны точки.
Задача 2.
Из 5 палочек постройте 2 треугольника.
ВУ- выполняют самостоятельно.
СУ и НУ - Вспомните свойства треугольников. (У треугольника 3 угла и 3 стороны). Сколько нужно палочек, чтобы построить 2 треугольника? (6) Как нужно расположить треугольники, чтобы палочек осталось 5?
4. Задачи с несколькими решениями.
Данные задачи развивают гибкость, оригинальность, критичность мышления, математическую память.
Задача 1.
В два автобуса сели 123 экскурсанта, затем из одного вышло 8 человек, трое из них село во второй автобус. После этого стало пассажиров поровну. Сколько пассажиров было в каждом автобусе вначале? (67 и 56)
Задача 2.
В столовую привезли 4 мешка сахара и 6 мешков муки, всего 500кг. Причём вместимость мешков была одинаковая. Сколько килограммов муки и сахара привезли в столовую? (200 и 400)
5. Задачи на соображение, логическое рассуждение.
Данные задачи развивают оригинальность, беглость мышления, логичность рассуждений, математическую память.
Задача 1.
Летела стая гусей: один гусь впереди, а второй позади; один позади, а 2 впереди; один гусь между двумя и 3 в ряд. Сколько было гусей? (3)
Задача 2.
По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов во дворе? (6 кроликов и 14 кур)
6. Задачи типа «Продолжи ряд».
Данные задачи развивают беглость, логичность мышления, математические способности.
Задача 1. «Пропущенные числа».
ВУ- Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, вставьте пропущенные числа.
, , 32, 42, , , 72,
Составьте по данному правилу свой ряд чисел, начиная с числа 16. Запишите получившийся ряд.
СУ и НУ – найдите правило, по которому составлен ряд чисел, вставьте пропущенные числа.
12, , 32, , 52, 62
Продолжи ряд ещё двумя числами.
Задача 2. «Примеры».
На доске записаны примеры.
12 + 12 : 2 = 18
12 + 12 : 3 = 16
12 + 12 : =
12 + 12 : =
ВУ – 1) Вставь пропущенные числа в примеры и реши их.
2) Придумай примеры, аналогичные данным.
СУ и НУ – 1) Внимательно рассмотрите примеры и определите по какому правилу они составлены.
2) Вставьте пропущенные числа и решите примеры.
7. Задачи на доказательство.
Данные задачи способствуют развитию беглости, логичности, оригинальности мышления учащихся, свёртыванию процесса рассуждения.
Задача 1.
Найди цифровое значение букв в этой условной записи сложения и умножения:
А В Ж А Ж З
+ Б Ё х Е
А Е Д А А В Г
ВУ – работают самостоятельно.
СУ – Подумай, как можно заменить буквы цифрами.
НУ- Вспомни алфавит. Подумай, как можно заменить буквы цифрами.
8. Задачи с различной степенью наглядности решения.
Данный тип задач способствует развитию гибкости, оригинальности мышления, свёртыванию процесса рассуждений, улучшению математической памяти и математических способностей.
Задача 1.
Пассажир, проехав пол пути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать ещё половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал? (одну четвёртую)
Данную задачу можно решить дифференцированно (по степени помощи).
Высокий уровень: Реши задачу, сделав к ней рисунок.
Средний уровень: Реши задачу, рассмотри рисунок к задаче.
Низкий уровень: Реши задачу. Внимательно рассмотри рисунок к ней. Вторую часть пути раздели на равные части, одну из этих частей пассажир проехал спящим. Весь путь у нас разделился на 4 равные части. Объясни почему. Найди ответ на вопрос задачи.
Сравнение результатов обследования детей до работы над серией задач и после показало, что уровень развития креативного мышления учащихся моего класса повысился. Возросли такие параметры креативного мышления, как оригинальность, гибкость, математическая зоркость. О повышении уровня развития креативного мышления учащихся говорит и тот факт, что при выполнении в контрольных работах заданий под звёздочкой процент учащихся приступивших к выполнению задания возрос.
15