Конспект урока по русскому языку Гласный звук и буква э


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Ак-Дуруг
Тема открытого урока:
Гласный звук [э].
Буквы Э, э
Провела: учитель начальных классов
Монгуш Ю.В.
2012 г.
Тема урока: Гласный звук [э]. Буквы Э,э. Письмо строчной буквы э.
Цели:
Познакомить учащихся с новыми буквами и новым гласным звуком Э.
Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать любовь к чтению и книге.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Доска.
«Азбука» авторы Ф.М. Бартан, О.А. Монгуш.
Ход урока:
1. Организация урока.
- Здравствуйте, дети! Все к уроку готовы?
2. Актуализация знаний учащихся.

- Посмотрите и назовите буквы, которые спрятались (ученики называют, учитель прикрепляет на доску буквы Ч Д Т Г И Л).
- Какая буква лишняя? (И)
- Почему? (Обозначает гласный звук, остальные - согласные звуки).
- Какими кружочками обозначают гласные звуки и какими согласные?
- Еще, какие гласные буквы знаете? А какие согласные?
3. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой русского алфавита, звуком, который она обозначает.
- Ребята, внимание. А теперь послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал.Без тела, а живет,Без языка, кричит. (Эхо)
- Правильно, это эхо.
- Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?
- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Что они образуют? (Слог-слияние).
- Итак, [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой Ээ.
- А теперь, мы должны найти схему, которая подходит к слову ЭХО.
- Дети, послушайте я произнесу это слово Э-ХО. Скажите, под каким номером эта схема.

- Значит, сегодня какой буквой мы познакомимся?
4. Работа по учебнику. С.30
Знакомство с печатной и письменной буквой
– На что похожа буква э?
– Похожи ли элементы печатной и письменной букв э?
Чтение слов и звуков со звуком Э.
Работа с сюжетной картинкой.
- Кого вы видите? Кто тут?
- Кто у папы? Мама что делает? Кто еще есть? Как называется группу людей? Это семья.
- Кто мне расскажет о своей семье?
Чтение учителем текста «Кто тут?»
Работа по содержанию текста.
- Кто тут? Кто у папы?
- Какой Арат? Что у Эммы?
- Что у Эдика? Что делает мама?
Чтение учащимися по цепочке.
5. Физминутка.
6. Работа в тетрадях.
- А теперь будем учиться красиво писать строчную букву э.
Показ написания буквы учителем;
- Сейчас вы узнаете, как пишется буква, которая обозначает звук э
- Я показываю, вы внимательно смотрите.
Начинаем писать букву э ниже верхней  линии, слева направо  прописываем полуовал. Коснувшись верхней линии, опускаем полуовальную линию  вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии, продолжаем плавную линию вправо, пересекаем ею полуовал ниже середины рабочей строки.
Письмо буквы всю строку:
7. Работа над звуком [э]
- Мы красиво написали, а теперь все дружно встали.
- Я называю слово, если вы услышите звук [э], приседаете.
Это, елка, этажи, юбка, корова, экскурсия, эхо.
8. Самостоятельная работа
а) По рядам.
1 ряд - из слогов составить слово: эк, сия, скур (экскурсия);
2 ряд - из букв составить слово: э, к, а, н, р (экран);
3 ряд - прочитать слово с конца: ма, Эм (Эмма)
б) Задание всем: назвать в словах все гласные звуки.
9. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Что понравилось делать?
Домашнее задание.
Составить рассказ про своего маленького братика (сестренку).