Рабочая программа Шахматная азбука 1 класс



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Шахматы»
Срок реализации: 1 учебный год
Возрастная категория обучающихся: 1 класс

Составитель:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по курсу «Шахматная азбука».
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
4. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004г. №1089
5. Авторская программа по курсу «Шахматная азбука» И.Г. Сухина.
Актуальность данной программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают все большее признание в России и во всем мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Основой программы является деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д.
Шахматы, сочетающие в себе элементы науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Программу планируется реализовывать в 1-х классах. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 32 часа в год.  Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
- развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;
- воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип индивидуализации обучения — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества — процесс обучения сориентиован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дает не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Шахматная азбука»:
1-й год реализации:
- знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знание правил хода и взятия каждой фигурой;
- различение диагонали, горизонтали, вертикали;
- сравнение между собой предметов и явлений;
- обобщение, умение формулировать несложные выводы;
- умение определять последовательность событий;
- умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на доступные первокласснику правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий: уметь высказывать свое предположение (версию) на основе данного задания; уметь работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии;
- слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 год обучения.
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности».
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах — не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат — не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Тема 8. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Методические рекомендации: все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде: те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом игры и задания являются занимательными, развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Календарно-тематическое планирование (32 часа)
1-е классы

п/п Разделы программы Кол-во часов
Всего теория практика
1. Введение в образовательную программу 1 1 -
2. Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 1 -
3. Шахматная доска 2 1 1
4. Шахматные фигуры 2 1 1
5. Начальная расстановка фигур 2 1 1
6. Ходы и взятие фигур 16 6 10
7. Цель шахматной партии 4 2 2
8. Игра всеми фигурами из начального положения 3 1 2
9. Итоговое занятие 1 - 1
Итого 32 14 18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 1 классах

п/п Тема занятия Форма организации Дата проведения
план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт Прим.
1а 1а 1б 1б 1в 1в 1г 1г 1д 1д 1е 1е 1ж 1ж 1з 1з 1 Введение в образовательную программу теория 2 Легенды и сказания о возникновении шахмат теория 3 Знакомство с шахматной доской теория 4 Шахматная доска практика 5 Знакомство с шахматными фигурами теория 6 Шахматные фигуры практика 7 Начальная расстановка фигур теория 8 Начальная расстановка фигур практика 9 Знакомство с шахматной фигурой. Ладья теория 10 Ладья в игре практика 11 Знакомство с шахматной фигурой. Слон теория 12 Слон в игре практика 13 Ладья против слона практика 14 Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь теория 15 Ферзь в игре практика 16 Ферзь против ладьи и слона практика 17 Знакомство с шахматной фигурой. Конь теория 18 Конь в игре практика 19 Конь против ферзя, ладьи, слона практика 20 Знакомство с пешкой теория 21 Пешка в игре практика 22 Пешка против ферзя, ладьи, слона практика 23 Знакомство с шахматной фигурой. Король теория 24 Король против других фигур практика 25 Шах теория 26 Мат практика 27 Ничья, пат теория 28 Рокировка практика 29 Игра всеми фигурами из начального положения теория 30 Игра всеми фигурами из начального положения практика 31 Игра всеми фигурами из начального положения практика 32 Итоговое занятие практика
Учебно-методическое обеспечение программы
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 2013. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2014.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2015.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 2013.
Комплекты шахматных фигур с досками - 3.