Разработка урока по русскому языку на тему «Правописание предлогов и приставок» (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе по программе УМК «Школа России»
Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк. – М.:ДрофаАвтор: Ашканова Мариет Заурбечевна.
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 им.М.И.Кудаева а.Адамий Красногвардейского района Республики Адыгея
Тип урока – объяснение нового материалаТема урока: «Правописание предлогов и приставок»
Цель урока: формирование умения отличать предлоги от приставок
Задачи урока: Образовательные: • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой• отработать навык правописания предлогов и приставокРазвивающие:• создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы• способствовать развитию орфографической зоркости• развивать умение работать в пареВоспитательные:• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, доброжелательного отношения друг к другуЦелевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.Представление о планируемых результатах:Личностные результаты учащихся:• осознавать смысл изучения правописания предлогов и приставок и успешного использования его в словах• понимать значимость правильного написания предлогов и приставок• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на урокеМетапредметные результаты:Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассниковПознавательные: • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей• осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания• самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании предлогов и приставок• уметь формулировать правило по написанию предлогов и приставокКоммуникативные:• внимательно слушать друг друга• уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииПредметные результаты:• знать, как следует отличать предлог от приставки• уметь правильно писать предлоги и приставки со словамиОборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, смайлики трех цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.Приветствие, настрой на урок в стихотворной форме.-Громко прозвенел звонокНачинается урок.(Учащиеся продолжают)-Слушаем, запоминаемНи минуты не теряем.
II. Актуализация знаний Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.-Запишите сегодняшнюю дату. Как обычно, мы начинаем урок с минутки чистописания.1.Минутка чистописания (Слайд №2)- Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать?
189166549847500288226549847500156781520320000305371519367500302514049847500 Т К Д
М Л К
(Кот, ком, кол, кок, код)
- Какую букву мы сегодня будем писать? (О)
- Пишем сначала заглавную, потом строчную букву «О» ( Оо)Игра «Начинай на букву «О»На следующей строчке запишите 5 слов начинающихся с буквы «О».2. Словарная работа (Слайд №3)а) Знакомство с новым словом. - Отгадайте слово, в котором первая буква стоит в алфавите перед буквой Т, вторая – после С, третья буква стоит в алфавите перед П, четвертая – между К и М, пятая – перед Й, шестая – после Х, седьмая – перед Б..(С Т О Л И Ц А)б) Первичное запоминание слова.- Сколько слогов в этом слове?- Давайте позовем его в гости.- На какой слог падает ударение?- Где опасное место?- Как запомнить?
Какое слово может помочь нам запомнить слово «столица»? Оно спряталось в этом слове. (стол)- Давайте нарисуем вместо буквы «О» стол круглой формы. Поставьте ударение в слове «столица», подчеркните безударную непроверяемую гласную в корне.(Учащиеся анализируют слово и дают ответы:-В этом слове 3 слога.-Ударение падает на II-й слог.- Опасное место в I-м слоге) - Рисунок стола в форме буквы «О» поможет нам запомнить эту орфограмму.III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 4)Цель: познакомить учащихся с учебной задачей.- Ребята, в столицу поехал Незнайка за помощью.Он не знает, где нужно писать слитно, а где раздельно.
(По)дула зима холодом , (со)рвала листья (с)лесов и разметала их п(о)дорогам.- Мы можем безошибочно написать эти слова? Можем различить предлог и приставку? (Учащиеся высказывают свои соображения:Нет, не можем. Не знаем правило написания предлогов и приставок)- Сегодня мы с вами будем исследователями. Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Что мы сегодня будем исследовать? Что узнаем нового?(Узнаем, как отличать приставку от предлога. Научимся правильно писать приставки и предлоги)- Правильно, мы исследуем, как отличить приставку от предлога . А потом поможем Незнайке.Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание предлогов и приставок»
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала - Откройте книги. Сейчас мы выполним упражнение 341. Напишем предложения, выделим приставки и подчеркнем предлоги. А вы будьте внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что-то важное. (Вариант предложения: Ребята скатились с горы)-Разберите предложение по членам предложения. Найдите слова, связанные с помощью предлога. Сравните предлог и приставку по вопросам
- Что такое предлог?
(Предлог – это часть речи)
- Что такое приставка?
(Приставка – это часть слова)
- Для чего служит предлог?
(Для связи слов в предложении)
- Для чего служит приставка?
(Для образования новых слов)
- Давайте поэкспериментируем: сможем вставить слово или вопрос между предлогом «с» и словом, перед которым он стоит?
(Можем, например : с какой горы?)
- А между словом «катились» и приставкой «с»?
(Нет, не можем).
- Так какой вывод мы можем сделать?
Как пишется предлог со словом?
Как пишется приставка со словом?
(Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос)
- Давайте понаблюдаем над словами «пошли», «прочитали».
Эти слова относятся к какой части речи?
(Глагол)
- Мы можем вставить между приставками «по», «про» вопрос или другое слово?
(Нет)
- Значит, какой вывод мы еще можем сделать?
(Предлоги никогда не стоят перед глаголами)
- Давайте составим алгоритм и сформулируем правило. (Слайд №5)
1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?
8318503879852568134-1905001019253-1905ДаНет: пиши слитно,
это приставка.
1019252591509888624591509 2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?
Да: пиши раздельно,Нет: пиши слово,
это предлог.это приставка.
- Ребята, вы открыли новое правило. А теперь как проверить свое открытие?(Прочитать правило в книге)- Правильно, прочитаем правило в учебнике.(Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.)Теперь мы можем помочь Незнайке?(Да) (Слайд №6)
Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Найдите в этом предложении слова с приставками, докажите что это приставки и выделите их.
- Найдите слова, которые употреблены с предлогами. Докажите, что это предлоги.- Незнайка теперь уже не грустит. Он все понял.
V. Динамическая пауза (Слайд №7)
VI. Применение полученных теоретических знаний при выполнении заданий и решения учебных задач- Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки. (Слайд №8)
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
(Проверка ) (Слайд №9).
VII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков-Сейчас, ребята, вы поработаете самостоятельно. Предлагаю вам выбрать уровень, который вам по силам. (Слайд №10)
1 уровень
1. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Всадник (с)лез (с)коня.
2. Укажи существительное с предлогом
-(о)лень
-(у)лодки
-(над)облаками
2 уровень
Найди слова с приставками, и выдели их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт.
Он доставил грузы для геологов.
Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень.
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
VIII. Физминутка для глаз. (Слайд №11)
IX. Обобщение усвоенного и контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Письмо по памяти. (Слайд №12)
Реш.ли волки зайчика (за)печь,
А за.ц из духо.ки пры. (за)печь
-Какие орфограммы пропущены?
- Объясните.
-Чтение текста хором
- Запись текста по памяти
- Взаимопроверка
X. Рефлекия деятельности -Вам понравился урок?- Какую цель мы ставили перед собой?(Научиться отличать предлог от приставки)- Удалось достичь поставленной цели?(Да, мы научились отличать предлог от приставки , научились правильно писать их со словом)-Какие задания вы выполняли с удовольствием?- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?У вас на столе смайлики. Оцените урок и свою работу на нем.(Слайд №13)
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.


(Выставление оценок).
XI. Домашнее задание (Слайд №14)- Дома вам надо выполнить упражнение 346.
Прочитайте задание про себя. Что вы должны сделать с текстом?
(Списать, раскрывая скобки. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.) - Всем понятно задание?
(На примере первого предложения вместе с детьми объясняем, как будем различать предлоги от приставок и как напишем их со словами)
Урок закончен. Всем спасибо. (Слайд №15)
Список использованной литературы:
• И.В.Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2-4 классы.-М.:ВАКО,2009.• Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001• Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк. –М.:Дрофа