КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ.

Урок 5. Начальное положение: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
В начале урока повторение пройденного материала. Дети должны безошибочно определять белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, правильно называть все шахматные фигуры.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТОГО УРОКА
Объясните ребятам, что перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.
Вы занимаете место около демонстрационной шахматной доски. Под рукой у вас комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры.
Шахматные фигуры для демонстрационных шахмат магнитные, они без труда "прилепляются" к нужному полю. Объясняете, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. Говорите:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.
Продолжаете урок:
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево).
Вводите слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
Эти стихотворные строчки непритязательные, но они помогут оживить шахматное занятие и облегчить детям процесс запоминания начальной позиции.
На первых порах дети часто путают позиции ферзя и короля. Чтобы это случалось реже, издавна придумали правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), а черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). Это правило дети легко усваивают.
Здесь обычно кто-то из ребят спрашивает: "А как же пешки?" И белые пешки выпрыгивают из ваших рук на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
У каждого ученика на доске должно стоять точно такое же положение. Затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию.
Педагоги, предпочитающие работать по книге "Приключения в Шахматной стране", на этом уроке читают и инсценируют ее пятую главу "Ворота Каиссии". Эта глава приведена также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 10).
Это поможет детям легче справиться с сюжетными заданиями из диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Просмотр этого диафильма, посвященного краткой истории шахмат и начальному положению, проводится на этом занятии. Дети с радостью встречаются со своими любимцами Юрой, Клеточкой и Гномиком, которых ожидают новые удивительные приключения.
На пятом уроке проводятся следующие дидактические игры:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.
"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.
"Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
В конце занятия задайте детям такие вопросы


15