Программа внеурочной деятельности по шахматам


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» МО начальных классов Директор
Руководитель ______ __________Шевченко З.В Протокол №___ от Приказ №__________от
«___» ________ 2016г «___» ________ 2016г
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Шахматы»
Направленность: общеинтелектуальное
Возраст детей: 6-10лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Школьник Н.А
с. Воздвиженка 2016
1.Пояснительная записка
В ХХI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
Общая характеристика кружка
Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно - образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универ- сальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане
Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю, или в течение двух лет с периодичностью два раза в неделю, или в течение трёх лет (один год с периодичностью два раза в неделю и два года с периодичностью один раз в неделю).
Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому модулю.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 68 часов-2 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию нагляднообразного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину. Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базо- вый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали, как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за- щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
сравнивать и анализировать действия других игроков;
разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
осуществлять простейшие комбинации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;
уметь:
занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
использовать базовые понятия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли- ровать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержа- нии программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
3. Содержание программы
Модуль I
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и по- движность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравно- ценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки.
Модуль II
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Модуль III
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
Определение комбинации
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,
«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
Модуль IV
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при раз- носторонних рокировках.
Оценка позиции
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, опредляющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра
4.Тематическое планирование
Модуль I
Фигуры и шахматная доска (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.
Угроза, нападение, защита.
Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция.
Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы защиты от шаха.
Открытый, двойной шах. Мат.
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход.
Пат.
«Бешеные» фигуры.
Сходство и различие между понятиями мата и пата
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.
Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.
Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.
Модуль II
Повторение (6 ч) Ходы и взятия фигур.
Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов.
Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6 ч) Понятие о защите.
Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака.
Реализация большого материального перевеса (10 ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.
Матовые и патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (9 ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.
Практическая игра (3 ч)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.
Модуль III
Повторение (3 ч)
Способы защиты от нападения.
Матование одинокого короля.
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) Тактические приёмы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва.
Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.
Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.
Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (2 ч)
Модуль IV
Атака в шахматной партии (3 ч) Король в центре.
Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции (3 ч)
Оценка позиции как разложение позиции на элементы.
Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.
Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии (22 ч) Что делать после дебюта.
Слабые поля. Временные и постоянные слабости.
Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.
Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки.
Практическая игра (6 ч)
5. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия Тема Кол-во часов Дата
Модуль I
Фигуры и шахматная доска (3 ч)
1 Легенда о возникновении шахмат. 1 05.09
2 Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. 1 07.09
3 Шахматные фигуры и их обозначения. 1 12.09
Ходы и взятия фигур (12 ч)1
4 Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. 1 14.09
5 Ходы и взятия ладьи, слона 1 19.09
6 Ходы и взятия ферзя, короля и пешки. 1 21.097 Значение короля 1 8 Превращение и взятие на проходе пешкой. 1 9 Начальная позиция. 1 10 Угроза, нападение, защита. 1 11 Шах. Короткая и длинная рокировка. 1 12 Запись шахматных позиций. 1 13 Практическая игра 1 14 Практическая игра 1 15 Практическая игра 1 Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
16 Шах 1 17 Мат 1 18 Пат 1 19 Сходство и различие между понятиями шаха и мата. 1 20 Открытый, двойной шах 1 21 Способы защиты от шаха. 1 22 Алгоритм решения задач на мат в один ход. 1 23 «Бешеные» фигуры. 1 24 Сходство и различие между понятиями мата и пата 1 25 Выигрыш, ничья, виды ничьей. Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. 1 Запись шахматных ходов (2 ч)
26 Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. 1 27 Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. 1 Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
28 Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. 29 Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
30 Дебют 1 31 Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. 1 32 Классификация дебютов. Анализ учебных партий. 1 33 Раннее развитие ферзя. 1 34 Дебютные ловушки 1 Модуль II
Повторение (6 ч)
35 Ходы и взятия фигур. 1 36 Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. 1 37 Правила записи ходов. 1 38 Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. 1 39 Практическая игра 1 40 Практическая игра 1 Защита (6 ч)
41 Понятие о защите 1 42 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки 1 43 Защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака. 1 44 Дидактическая игра 1 45 Дидактическая игра 1 46 Решение заданий 1 Реализация большого материального перевеса (10 ч)
47 Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями 1 48 Матование одинокого короля королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. 1 49 Матовые и патовые позиции. 1 50 Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. 1 51 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. 1 52 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. 1 53 Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. 1 54 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. 1 55 Решение заданий 1 56 Решение заданий 1 Эндшпиль (9 ч)
57 Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. 1 58 Пешечные и ладейные эндшпили. 1 59 Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).  1 60 Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).  1 61 Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).  1 62 Решение заданий 1 63 Решение заданий 1 64 Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.  1 65 Решение заданий 1 Практическая игра (3 ч)
66 Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. 1 67 Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. 1 68 Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. 1 2 год обучения
№ занятия Тема Кол-во часов Дата
Модуль III
Повторение (3 ч)
1 Способы защиты от нападения. 1 2 Матование одинокого короля. 1 3 Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. 1 Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)
4 Тактические приёмы и комбинации. 1 5 Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. 1 6 Матовые комбинации. Тема завлечения. 1 7 Матовые комбинации. Тема блокировки.  1 8 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. 1 9 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». 1 10 Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. 1 11 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. 1 12 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  1 13 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия 1 14 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  1 15 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  1 16 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. 1 17 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. 1 18 Типичные комбинации в дебюте. 1 19 Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). 1 20 Дидактические игры и задания 1 21 Дидактические игры и задания 1 22 Дидактические игры и задания 1 23 Дидактические игры и задания 1 24 Устранение защиты 1 25 Комбинация «Мельница» 1 26 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  1 27 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  1 28 Дидактические игры и задания 1 29 Дидактические игры и задания 1 30 Дидактические игры и задания 1 31 Комбинации на сочетание идей. 1 32
Комбинации на сочетание идей. Практическая игра (2 ч)
33 Практическая игра 1 34 Практическая игра 1 Модуль IV
Атака в шахматной партии (3 ч)
35 Король в центре. 1 36 Атака позиции короткой рокировки. 1 37 Атака при разносторонних рокировках. 1 Оценка позиции (3 ч)
38 Оценка позиции как разложение позиции на элементы. 1 39 Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. 1 40 Понятие о динамике позиции. 1 Игра в середине партии (22 ч)
41 Что делать после дебюта. 1 42 Слабые поля. 1 43 Временные и постоянные слабости. 1 44 Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. 1 45 Ограничение подвижности фигур. 1 46 Блокада. Централизация. Открытые линии. 1 47 Полуоткрытые линии. 1 48 Концентрация сил для атаки важного пункта. 1 49 Открытие и закрытие линий. 1 50 Два слона. 7 и 8 горизонтали. 1 51 Форпост. 1 52 Форпост на е5. Форпост на d5. 1 53 Слабость комплекса полей. 1 54 Фигуры и пешки в центре. 1 55 Висячие пешки. 1 56 Изолированные пешки. 1 57 Центр и операции на фланге. 1 58 Центр и операции на фланге 1 59 Повторение программного материала 1 60 Повторение программного материала 1 61 Повторение программного материала 1 62 Повторение программного материала 1 Практическая игра (6 ч)
63 Практическая игра 1 64 Практическая игра 1 65 Практическая игра 1 66 Практическая игра 1 67 Практическая игра 1 68 Практическая игра 1 Рекомендованная литература
1.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.6. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.9. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
Утверждаю
директор МБОУ «Воздвиженская СОШ»
_____________З.В. Шевченко
Приказ №___от
«____» _____________2016г
Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе
№ п/п Исходная программа Внесение изменений в программу
Подпись лица, внёсшего запись
Дата Тема Дата Тема
Дидактические игры и задания
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
«Горизонталь».Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).«Вертикаль».То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.«Диагональ».То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫБелые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
«Волшебный мешочек».В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка».Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура».Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».«Угадай».Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?»Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)«Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР(основная тема учебного курса).Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.«Один в поле воин».Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).«Лабиринт».Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.«Перехитри часовых».Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.«Сними часовых».Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.«Кратчайший путь».За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.«Захват контрольного поля».Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.«Защита контрольного поля».Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.«Атака неприятельской фигуры».Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.«Двойной удар».Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.«Взятие».Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.«Защита».Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.«Выиграй фигуру».Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.«Ограничение подвижности».Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. «Шах или не шах».Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.«Дай шах».Требуется объявить шах неприятельскому королю.«Пять шахов».Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.«Защита от шаха».Белый король должен защититься от шаха.«Мат или не мат».Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.«Первый шах».Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.«Рокировка».Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
«Два хода».Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
 7.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТРождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
8. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯОбозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
«Назови вертикаль».Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.«Назови горизонталь».Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).«Назови диагональ».А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»).«Какого цвета поле?»Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.«Кто быстрее».К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.«Вижу цель».Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся
9.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУРЦенность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
«Кто сильнее».Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»«Обе армии равны».Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.«Выигрыш материала».Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.«Защита».В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
10.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯДве ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. «Шах или мат».Шах или мат черному королю?«Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.«Мат в один ход».Требуется объявить мат в один ход черному королю.«На крайнюю линию».Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.«В угол».Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.«Ограниченный король».Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
11.ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
«Объяви мат в два хода».В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.«Защитись от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.12. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯДостижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
«Объяви мат в два хода».Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.«Сделай ничью».Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.«Выигрыш материала».Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
13.ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.