Материал к открытому занятию по шахматам Минимальное преимущество. Структурные уступки

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) ____ Мохна Наталья Владимировна
Предмет Шахматы
Класс УТ-4
Тема урока Минимальное преимущество. Структурные уступки.


Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)


Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей и ручек; проверка правильности расстановки фигур на доске); организация внимания и внутренней готовности с целью быстрого включения учащихся в деловой ритм;
подготовка компьютера к работе.


2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания (решение шахматной задачи на тему «Реализация лишней пешки в эндшпиле» с обязательной записью вариантов в рабочую тетрадь); устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Метод: организация индивидуального опроса учащихся; привлечение учащихся к выходу к демонстрационной доске с личным решением домашнего задания и его пояснение; детальный анализ оценки позиции и стратегического плана на демонстрационной доске с пояснением решения в случае неправильного выполнения задания учащимися;
Оценка учащихся по пятибалльной системе с учетом правильности выполнения домашнего задания (полностью или частично).


3.
Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;






Цель: Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на усвоение нового материала.
Задача: объяснить учащимся понятие структурных уступок в шахматной партии и их практическую значимость.
Организация внимания учащихся на основных положениях нового учебного материала: изучение такого вида минимального преимущества, как структурная уступка; демонстрация на примерах из шахматной практики великих шахматистов с комментариями (с использованием шахматной программы «Chess Base») . Запись в тетрадях основных формулировок и опорных пунктов нового учебного материала.
Проверка усвоения новых знаний учащимися:
постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся;
создание нестандартных ситуаций при использовании знаний (расстановка позиций на демонстрационной доске и определение плана игры, опираясь на полученные знания);
обращение к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение;
учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала;
опрос средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов с целью устранения пробелов в понимании учащихся нового материала


4.
Физминутка
Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Метод: Выполнение несложных физических упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения; предварительный инструктаж по технике безопасности.


5.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу; выработать умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические задачи в ходе разыгрывания шахматной партии.
Метод: практическое задание: формирование пар (белые-черные) с учетом разной силы игры учащихся и самостоятельное разыгрывание ими определенных позиций с различными структурными уступками.
Показатели выполнения дидактической задачи урока: умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся при выполнении практического задания.
Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, в случае невыполнения некоторыми учащимися поставленной задачи; обеспечение контроля при выполнении заданий;
фиксация результатов учащихся после выполнения практического задания в таблицу (выигрыш, проигрыш, ничья).


6.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель: закрепление пройденного материала.
Задание: решение шахматной задачи по теме «Структурная уступка»: оценка позиции, определение стратегического плана и расчёт вариантов с обязательной записью в рабочую тетрадь.
Инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.



15