Рабочая программа Белая ладья 1 год обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Углегорска Сахалинской области



Рассмотрена на МС
протокол от 28.08.2014 г. № 1
Принята на педагогическом совете
протокол от 29.08.2014№1
Утверждено приказом
от 29.08.2014 г. № 178-А




Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учащихся для 2 классов
«Шахматная школа»


(составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин)

(на 1 год реализации)



Составитель:
Преп.-орг. ОБЖ Т.В.Антонова







Углегорск
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

фронтальные
групповые
индивидуальные


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.
Методы обучения


Словесные

беседа;
рассказ;
объяснение,
дискуссия,
лекция
Наглядные
(демонстрации)
(предпочтение)

тех.средства обучения (фильмы, презентации и т.д.);
натур.объекты;
натур. изобр.сред.
(схемы, графики, карты).

Практические

практ. или л.р;
распознавание;
моделирование;
решение познавательных задач;
эксперимент;
наблюдение;
упражнения.



2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)

3. Индуктивные дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Название
Цель
Сущность

Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания

Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Активное обучение
Организация активности обучаемых
Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности

Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоение знаний, навыков, умения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Формы контроля:
индивидуальная
групповая
комбинированная
самоконтроль

Виды контроля:
предварительный (вводный)
текущий
итоговый

Способ (метод) контроля:
письменный
устный

Формы контроля:
тестирование
нетрадиционные (кроссворды, ребусы и пр.)
игры
проекты
и пр.
Тематический план



п/п
Наименование разделов, тем
Коли-чество
часов
Практика






Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска
2
1


Раздел 2. Шахматные фигуры
17
17


Раздел 3. Цель шахматной партии.
14
14


Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения
3
3


Раздел 5. Ценность шахматных фигур
10
10


Раздел 6. Повторение изученного материала
22
22


ИТОГО:
68
67


К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
обозначение шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать, объявлять шах, ставить мат;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
проводить элементарные комбинации.

Содержание программы внеурочной деятельности
«Шахматная школа»

Программой предусматривается 68 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска
Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Раздел 2. Шахматные фигуры
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
·
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Раздел 3. Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Раздел 5. Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

Раздел 6. Повторение изученного материала
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Ресурсное обеспечение

№ п/п
Наименование учебного оборудования

1
Учебно-методическое обеспечение:


Программа
Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя

2
Наглядные пособия


Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами

3
Игры и игрушки


Игры настольно-печатные

4
Технические средства


Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска


Рассмотрена на МС
протокол от 29.08.2016 г. № 1
Принята на педагогическом совете
протокол от 31.08.2016 №1
Утверждено приказом
от 31.08.2016 г. № 222-А


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2016-2017 УЧ.ГОД
1 год обучения


Тема
Кол-во часов
Примечание
ДАТА





план
факт

Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска
1




1
Краткая история шахмат.
1

05.09


2
Знакомство с шахматной доской. Начальная расстановка фигур
1

05.09


Раздел 2. Шахматные фигуры





3
Знакомство с шахматной фигурой. Пешка
1

12.09


4
Пешка в игре
1

12.09


5
Шахматные фигуры
1

19.09


6
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья
1

19.09


7
Знакомство с шахматной фигурой. Слон
1

26.09


8
Слон в игре
1

26.09


9
Ладья против слона
1

03.10


10
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь
1

03.10


11
Ферзь в игре
1

10.10


12
Ферзь против ладьи и слона
1

10.10


13
Знакомство с шахматной фигурой. Конь
1

17.10


14
Конь в игре
1

17.10


15
Конь против ферзя, ладьи и слона
1

24.10


16
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
1

24.10


17
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
1

07.11


18
Король против других фигур
1

07.11


19
Шах
1

14.11


Раздел 3. Цель шахматной партии.





20
Цель шахматной партии
1

14.11


21-22
Шах. Мат
2

21.11


23-24
Мат. Ставит мат в один ход
2

21.11


25
Ставит мат в один ход
1

28.11


26
Ничья. Пат
1

28.11


27
«Спертый мат» – ничья
1

05.12


28
«Вечный шах» - ничья
1

05.12


29
Ставим мат в один ход. Игровая пракика
1

12.12


30
Ставим мат. Детский мат
1

12.12


31
Линейный мат двумя ладьями
1

19.12


32
Рокировка
1

19.12


33
Рокировка. Игровая практика
1

09.01


Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения





34-35
Начало шахматной партии
2

09.01
16.01


36
Шахматная партия. Правила игры
1

16.01


Раздел 5. Ценность шахматных фигур (16 часов)
16




37
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур
1

23.01


38
Достижение материального перевеса
1

23.01


39
Ценность шахматных фигур. Способы защиты
1

30.01


40
Ценность шахматных фигур. Защита
1

30.01



41-46
Решение заданий
6

06.02
13.02
20.02


Раздел 6. Повторение изученного материала.





47-48
Решение задания «Мат в 1 ход»
2

27.02


49-50
Решение заданий «Сделай ничью»
2

06.03


51-52
Решение заданий «Белые ходят и выигрывают»
2

13.03


53
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя
1

20.03


54
Решение заданий «Поймай ладью»
1

20.03


55
Решение заданий «Поймай ферзя»
1

03.04


56
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 
1

03.04


57
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». 
1

10.04


58-66
Игровая практика
9

10.04
17.04
24.04
15.05
22.05


67-68
Шахматный турнир
2

29.05














°ђ Заголовок 1Лђ Заголовок 215ђ Заголовок 3Лђ Заголовок 415