Рабочая программа объединения Белая ладья

технология
5 класс
2 ч в неделю, всего 70 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного курса «Технология. Технологии ведения дома»»
класс 5А, 5Б (ФГОС)
Количество часов: всего 70 ч, в неделю 2 ч.
Программа курса «Технологии ведения дома» 5 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; учебного плана МБОУ "СОШ с.Наратасты" на 2015-2016 учебный год; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10
Общая характеристика предмета.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

Технология изучается по трем направлениям:
Индустриальные технологии,
Технологии ведения дома,
Сельскохозяйственные технологии
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства,
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Программа «Технологии ведения дома» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
Формирование представлений о культуре труда, производства,
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей программы:
Рабочая программа по технологии в 5 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту, подготовленному авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко), (включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году).
Место учебного предмета в учебном плане.
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5 классе выделено 2 часа в неделю (70 часов в год).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «Технологии ведения дома» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены учебного труда
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
- Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
- Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»
- Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда
- Оценивание своей способности и готовности к труду
- Осознание ответственности за качество результатов труда
- Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
- Планирование технологического процесса
- Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
- Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
- Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
- Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
- Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
- Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
- Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
- Основы дизайнерского проектирования изделия
- Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука»
- Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики
- Формирование рабочей группы для выполнения проекта
- Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
- Разработка вариантов рекламных образцов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Технологии ведения дома 5 класс»
(70 часов)
Творческая проектная деятельность (вводная часть) – 2 часа
Вводный урок. Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов.
Оформление интерьера – 4 часа
запуск 1-го проекта «Планирование кухни-столовой»
Интерьер и планировка кухни-столовой. Эскиз кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне. Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
Кулинария – 10 часов
запуск 2-го проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
Санитария и гигиена. Здоровое питание. Здоровье – это здорово. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Режим питания. Энергия пищи.
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Продукты разные нужны, блюда разные важны. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим. Ты – покупатель. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Повторительно-обобщающий урок по теме «Кулинария».
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 42 часа
запуск 3-го проекта возможные темы: «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака»
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Изготовление выкроек Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. Бытовая швейная машина.
Основные операции при машинной обработке изделия. Влажно – тепловая обработка ткани.
Промежуточный мониторинг. Машинные швы
Технология изготовления швейных изделий (рабочей одежды) – 14 часов
Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Изготовления и оформление карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука. Обработка верхнего среза фартука.
Обработка пояса. Контроль и оценка качества готового изделия. Обработка проектного материала
Художественные ремёсла – 12 часов
запуск 4-го проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции.
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитье
Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
Сборка изделия.
Декоративная и окончательная отделки изделий.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Программа Хохлова М.В., Симоненко В.Д., Самородский П.С., Синица Н.В. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник Технология. Технология ведения дома: 5 класс Учебник. Авторы: Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Поурочное планирование – Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2012.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Тема Количество часов Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне УУД
1 Творческая проектная деятельность (вводная часть) - планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить
пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
2 Оформление интерьера 4 - находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру.
- выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.
- выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой
- выполнять эскиз планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
- разрабатывать проект рационального размещения электроосветительного оборудования в жилом доме с учетом применения энергосберегающих технологий.
- находить информацию о технических характеристиках современной бытовой техники и анализировать возможности ее использования в интерьере.
Интерьер и планировка кухни-столовой. Эскиз кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне Творческий проект «Планирование кухни-столовой». 3 Кулинария 10 Санитария и гигиена. Здоровое питание. Здоровье – это здорово.
- овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.
- организовывать рабочее место, определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
- анализировать требования к соблюдению технологических процессов приготовления пищи.
- осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.
- оказывать первую помощь при ожогах и порезах
- изучать основы физиологии питания человека.
- находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
- составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни.
- находить рецепты блюл, отвечающие принципам рационального питания.
- осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов с применением экспресс-лаборатории.
- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях
Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Режим питания. Энергия пищи. - изучать способы определения свежести яиц.
- выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам.
- выполнять эскизы художественного оформления бутербродов.
- приготавливать и оформлять бутерброды.
- подсушивать хлеб для канапе в жароч-ном шкафу или тостере.
- определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».
- проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Продукты разные нужны, блюда разные важны. - читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
- анализировать состав пищевых веществ в продуктах.
- выполнять механическую кулинарную обработку крупы.
- определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.
- готовить рассыпчатую, вязкую или жидкую каши.
- готовить гарнир из макаронных изделий.
- готовить и оформлять блюда из крупы и макаронных изделий.
- определять консистенцию блюда
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим. Ты – покупатель. - определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.
- выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей.
- экономно расходовать продукты.
- выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Повторительно-обобщающий урок по теме «Кулинария».
- выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.
- отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.
- читать технологическую документацию.
- соблюдать последовательность приго-тоа1ения блюд по инструкционной карте.
- готовить салат из сырых овощей.
-осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.
- готовить гарниры и блюда из вареных овощей.
- органолептически оценивать готовые блюда.
- выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы.
- рассчитывать калорийность приготовленных блюд.
- овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады
4 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 42 - изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
5 Художественные ремёсла 12 - овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции.
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитье
Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
Сборка изделия.
Декоративная и окончательная отделки изделий.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» Календарно-поурочное планирование
№ урока п/п Дата урока Тема урока Форма контроля Примечание
1 2 3 4 5
Творческая проектная деятельность. Вводная часть 1 05.09.14 Вводный урок. Вводный инструктаж по т/б. Устный опрос 2 05.09.14 Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов Оформление интерьера 3 12.09.14 Интерьер и планировка кухни-столовой. 4 12.09.14 Эскиз кухни-столовой. П1 5 19.09.14 Бытовые электроприборы на кухне. 6 19.09.14 Творческий проект «Планирование кухни-столовой». П2 Кулинария 7 26.09.14 Санитария и гигиена. Устный опрос 8 26.09.14 Здоровое питание. 9 03.10.14 Здоровье – это здорово. 10 03.10.14 Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Режим питания. Энергия пищи. П3 11 10.10.14 Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. П4 12 10.10.14 Продукты разные нужны, блюда разные важны. 13 17.10.14 Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. 14 17.10.14 Тепловая кулинарная обработка овощей. 15 24.10.14 Где и как мы едим. П5 16 24.10.14 Ты – покупатель 17 31.10.14 Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. П6 18 31.10.14 Повторительно-обобщающий урок по теме «Кулинария». КР1 Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов . 19 14.11.14 Производство текстильных материалов. 20 14.11.14 Текстильные материалы и их свойства. 21 21.11.14 Изготовление выкроек П7 22 21.11.14 Изготовление выкроек 23 28.11.14 Раскрой швейного изделия П8 24 28.11.14 Раскрой швейного изделия 25 05.12.14 Швейные ручные работы. П9 26 05.12.14 Швейные ручные работы. 27 12.12.14 Бытовая швейная машина КАРТОЧКИ 28 12.12.14 Основные операции при машинной обработке изделия Устный опрос 29 19.12.14 Влажно – тепловая обработка ткани. 30 19.12.14 Влажно – тепловая обработка ткани. 31 26.12.14 Промежуточный мониторинг. КР2 32 26.12.14 Машинные швы 33 16.01.15 Технология изготовления швейных изделий 34 16.01.15 Технология изготовления швейных изделий 35 23.01.15 Изготовления и оформление карманов. П10 36 23.01.15 Соединение карманов с нижней частью фартука П11 37 30.01.15 Обработка верхнего среза фартука. 38 30.01.15 Обработка пояса. 39 06.02.15 Контроль и оценка качества готового изделия. 40 06.02.15 Обработка проектного материала 41 13.02.15 Обработка проектного материала П12 42 13.02.15 Обработка проектного материала 43 20.02.15 Обработка проектного материала 44 20.02.15 Художественные ремёсла 45 27.02.15 Декоративно-прикладное искусство 46 27.02.15 Декоративно-прикладное искусство 47 06.03.15 Основы композиции. Устный опрос 48 06.03.15 Основы композиции. 49 13.03.15 Орнамент. Символика в орнаменте. П13 50 13.03.15 Символика в орнаменте 51 20.03.15 Цветовые сочетания в орнаменте. П14 52 20.03.15 Лоскутное шитье П15 53 03.04.15 Лоскутное шитье 54 03.04.15 Лоскутное шитье 55 10.04.15 Раскрой элементов. П16 56 10.04.15 Соединение деталей изделия. П17 57 17.04.15 Соединение деталей изделия. 58 17.04.15 Сборка изделия. П18 59 24.04.15 Сборка изделия. 60 24.04.15 Сборка изделия. 61 30.04.15 Декоративная отделки изделий. 62 30.04.15 Декоративная отделки изделий. 63 08.05.15 Декоративная отделки изделий. 64 08.05.15 Окончательная отделки изделий. 65 15.05.15 Окончательная отделки изделий. 66 15.05.15 Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» П19,20 67 22.05.15 Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» КР3 68 22.05.15 Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» 69-70 резерв