Исследовательская работа на тему Негативное влияние компьютера на здоровье школьника


МБОУ Луганская СОШ
Исследовательская работа на тему:
«Исследование негативного влияния
компьютера на здоровье школьника»
Руководитель:
учитель географии
и биологии
Савонова А.В.
Выполнила:
учащаяся 9 класса
Синякова М.Н.
2015 г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Теоретическая часть…………………………………………………………………………..4
2.1. Вредные факторы при работе на компьютере ……………..……………………………..4
2.2. Здоровьесберегающие технологии при работе на компьютере…………………….........6
3. Практическая часть………………………………………………………................................8
3.1. Анкетирование…………………………………………………………………....................8
3.2. Анализ результатов…………………………………………………………………….........8
4. Заключение……………………………………………………………………………...........11
Список литературы……………………………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………………………………..14
Введение
Никто, пожалуй, не станет оспаривать тот факт, что для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует оборотная сторона медали. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека и т.д. Что это может означать для простого человека? Все, что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Так как же быть? Как избежать вредного воздействия компьютера на организм?
Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребенка компьютер - это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учебы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.
Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютер для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Целью данного исследования является выявление вредного влияния компьютера на здоровье школьника, а также выявление у школьников зависимости от компьютера.
В ходе исследования проблемы я проведу анализ литературы по теме исследования и анкетирование учащихся на предмет влияния компьютера на их здоровье, на наличие у них зависимости от компьютера и знание правил безопасной работы на компьютере.
2. Теоретическая часть
2.1. Вредные факторы при работе за компьютером
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
- нагрузка на зрение,
- стеснённая поза,
- заболевания суставов кистей рук,
- затрудненное дыхание,
- развитие остеохондроза,
- наличие излучения от монитора,
- психическая нагрузка и стресс при потере информации,
- компьютерная зависимость.
Нагрузка на зрение.
По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. Основные условия правильной работы на компьютере:
- Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.
- Нельзя работать за компьютером в темноте.
Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.
Стеснённая поза.
Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:
- заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).
- затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).
- остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).
Излучение.
То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации.
Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.
Компьютерная зависимость.
Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.
2.2. Здоровьесберегающие технологии при работе на компьютере.
Учитывая факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).
Для снятия нагрузки на зрение:
- необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
- следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
- подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).
- необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).
Предотвращение стесненной позы.
При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, ребенку необходимо:
- в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки;
- работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу;
- сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела);
- регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.
Устранение влияния излучения.
Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они «впиваются» в кожу пользователя. Поэтому:
- в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль;
- закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.
Как избежать возникновения психологической зависимости.
Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. В связи с этим:
чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры);
заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы);
нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми);
в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.
3. Практическая часть
Для того, чтобы выяснить какую роль в жизни школьника имеет компьютер и какое влияние оказывает компьютер на здоровье учащихся я изучила различную литературу и провела анкетирование среди учащихся 3,4,5 классов.
3.1. Анкетирование
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы, вызываемые работой на ПК, носят описательный характер. Этот метод также позволяет проверить знание и соблюдение норм и правил работы на ПК. Для решения этих вопросов мною была разработана анкета, включающая в себя 6 вопросов (см. приложение).
Анкетный опрос проводился среди учеников 3,4,5 классов. Опрошено 13 человек. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение школьника и возникновению у них зависимости от компьютера, а также знание и выполнение правил работы на компьютере.
3.2. Анализ результатов
Вопросы анкеты разбиты на три части.
Время работы за компьютером.
Опрос показал, что среди опрошенных 85% (11 чел.) школьников имеют дома компьютер; 10% (1 чел.) находятся у компьютера более 2 часов в день, 45% (5 чел.) - от 1 часа до 2 часов в день, 45% (5 чел.) - менее 1 часа. 15% (2 чел.) опрошенных не имеют компьютера.

Зависимость от компьютера.
Следующими вопросами я поставила ребят перед выбором, тем самым выяснив, имеют ли они зависимость от компьютера. Результаты ответов на 3,4,5 и 6 вопросы я свела в диаграмму.
Между компьютером и занятиями спортом 18% респондентов выбрали компьютер.
Между компьютером и чтением книги – 55% выбрали компьютер.
Между компьютером и прогулкой на свежем воздухе – 10% опрошенных выбрали компьютер.
Между компьютером и общением с другом – 18% ребят выбрали компьютер.

Знание правил работы на компьютере.
На вопрос о том, сколько времени можно проводить за компьютером, 27% (3 чел.) ребят ответили, до 30 минут в день, 46% (5 чел.) ответили от 1 до 2 часов, 27% (3 чел.) считают что можно находиться за компьютером более 2 часов в день.

При работе на компьютере усталость глаз выявлена у 64% (7 чел.) ребят, у 36% (4 чел.) глаза не устают. При этом 55% опрошенных выполняют гимнастику для глаз. Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
1. 55% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
2. Большинство (85%) учащихся имеют дома компьютер.
3. 55% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 10% учащихся проводят за компьютером более 2 часов в день.
5. 18% ребят выбрали компьютер вместо занятий спортом, 10% выбрали компьютер вместо прогулки на свежем воздухе, 18% - предпочли компьютер вместо общения с другом, большая часть (55%) предпочитают компьютер вместо чтения книг.

4. Заключение
С появлением компьютеров перед человеком открылся новый мир, полный новых возможностей. Так, например, для детей в сети можно найти множество развивающих программ. В игровой форме ребенок может выучить алфавит или научиться счету, получить начальные основы иностранного языка. Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в нужное русло. Компьютер должен стать для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учебе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров, друг, с которым не скучно.
Но не все так радужно. Наряду с огромной пользой, которая неоспорима, нельзя исключать и негативное влияние компьютера на детей. Если ребенок много времени проводит за компьютером, это, наверняка, отрицательно скажется на его физическом состоянии. Соблюдение несложных правил работы на компьютере, а также информирование о том какое влияние оказывает компьютер на здоровье и какие заболевания может вызвать, позволит сохранить здоровье и откроет для ребенка мир безграничных возможностей.
Чтобы компьютер не вредил здоровью ребенка, необходимо лишь ограничить время, которое ребенок проводит за ним. Дошкольнику можно проводить за компьютером до 20 минут в день, младшим школьникам – до 40 минут, детям от 9 до 11 лет – не более полутора часов.
Одна из главных проблем, связанная с работой на компьютере – значительная нагрузка на зрение. В свою очередь, зрительное утомление сказывается на общем состоянии ребенка, как психологическом, так и физическом. Очень важно настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы глаза быстро не уставали. Также нужно правильно установить частоту кадров и разрешение экрана. С ребенком необходимо делать специальную гимнастику для глаз.
Психологи считают, что общение с компьютером развивают у ребенка логическое и абстрактное мышление, концентрирует внимание. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности у детей, к примеру, изучение иностранных языков, рисование. Компьютерные игры развивают способность принимать самостоятельные решения. Общение в Интернете становиться хорошей школой в умении налаживать контакты. Дети учатся искать в глобальной сети необходимую информацию, всегда имеют последние новости.
Я считаю, что если информировать детей о последствиях влияния компьютера на здоровье и соблюдать несложные правила работы на компьютере, такие как: соблюдать правильную рабочую позу, правильное дыхание и релаксацию, правильную организацию работы зрительного аппарата, соблюдение режима работы, выполнение оздоровительно-профилактических комплексов упражнений позволят нам сохранить свое здоровье.
В результате проведенного мною исследования гипотеза, сформулированная в начале работы, подтвердилась. Если информировать детей о последствиях негативного влияния компьютеров на формирующийся организм школьников, то, возможно это снизит уровень заболеваний подрастающего поколения.
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
1. 55% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
2. Большинство (85%) учащихся имеют дома компьютер.
3. 55% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 10% учащихся проводят за компьютером более 2 часов в день.
5. 18% ребят выбрали компьютер вместо занятий спортом, 10% выбрали компьютер вместо прогулки на свежем воздухе, 18%- предпочли компьютер вместо общения с другом, большая часть (55%) предпочитают компьютер вместо чтения книг.
Список литературы:
1. Г.Г. Демирчоглян «Компьютер и здоровье» М: «Лукоморье», Новый Центр, Москва 1997г.
2. Ермилова И. А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И. А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.
3. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
4. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
5. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. – М. 1978.
6. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000.
7. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.
Приложения
1. Анкета
1.Есть ли у вас дома компьютер?
Время работы за компьютером.
2. Сколько времени вы проводите за компьютером?
Зависимость от компьютера.
Что вы выберете:
3. Компьютер или занятия спортом?
4. Компьютер или чтение книги?
5. Компьютер или прогулка на свежем воздухе?
6. Компьютер или общение с другом?
Знание правил работы на компьютере.
7. Сколько времени можно проводить за компьютером?
8. Устают ли у вас глаза при работе на компьютере?
9. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
2. Гимнастика за компьютером.
Эту гимнастику можно выполнять как дома так и в любом другом месте, не отходя от компьютера. Для этого нужно выполнять комплекс несложных упражнений, которые не займут у вас много времени и физических усилий.
1) Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом вверх – вдох, положите руку снова на колени – выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
2) Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
3) Сложите руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
4) Исходное положение то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг, вернитесь в исходное положение.
5) Одна нога выпрямлена, стопа на пятке; другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
6) Кисти к плечам. Поверните корпус, потянитесь локтем к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.
7) Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом налево. Упражнение разминает мышцы шеи и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.
8) Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы – тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.
3. Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.
Упражнение 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3.
Голову держать прямо. Поморгать. Не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Упражнение 4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо – вверх, налево – вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6.
Упражнение 5.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6.
Не поворачивая головы(голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх- влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6
4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть как указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.