Планирование Литература в 5 классе для вечерних школ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС.
В.Я.Коровина.
ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
(2ч. в неделю 35 недель 70 часов).
Очно - заочная форма обучения
Тема урока Основные элементы содержания Планируемые результаты обучения, УУД
1.Введение. Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека и общества. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом.
Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги. Предметные: научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.
Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
2.Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор. Малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель
создания малых жанров фольклора. Предметные: знают, отличают друг от друга и дают определение малым жанрам фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок), умеют отгадывать загадки.
Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Русские народные сказки. Жанры народных сказок. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам Предметные: знают жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимают особенности сказывания сказок (народная речь - лексика, ритм, слаженность, напевность), умеют определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, сопоставляют эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формируется мотивация к индивидуальной и коллективной деятельности.
4.Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мораль в сказке.
Жанровые особенности сказки; характеристика героев сказки,
схема построения волшебной сказки. Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.)
Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
5.Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (игра «Порядочек», РТ с.8, з.7), составление тезисного плана по теме «Животные-помощники». Викторина РТ с.8, з.6. Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
6."Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.
Выявление особенностей сюжета, признаков волшебной и героической сказок. Как проявляется отношение народа к героям сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли. Предметные: знают содержание и героев сказки; понимают, что сказка отражает народные идеалы добра и справедливости.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и эффективно сотрудничают.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.
7.Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель". В чём выражаются жанровые признаки сказки о животных.
Народное представление о справедливости, добре и зле.
Предметные: владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимают мораль сказки, составляют пересказы эпизодов сказок.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
8.Из древнерусской литературы.Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Читать текст; определять тему, идею; выделять главное в прослушанном сообщении, работать с учебником и иллюстрациями. Предметные: понимают и воспроизводят информацию, представленную в древнерусском тексте.
Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).
9.Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»
Значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; литературные жанры; смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека). Предметные: понимают смысл произведения и видят смешное.
Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.
Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные: развитие чувства юмора.
10.Из литературы 19 века. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); жанровые особенности басни, отличие басни от сказки.
Предметные: понимают иносказательный подтекст басен и их мораль, умеют выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявляют способы самообразования.
Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт.
Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное
Личностные: формирование мотивации к обучению.
11. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
Общая картина жизни И.А. Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность), составить план рассказа о баснописце, жанровые и языковые особенности басни, Предметные: выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой основе формируют собственные ценностные ориентации.
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую (составляют план).
Регулятивные: прогнозируют и корректируют свою деятельность.
Коммуникативные: читают иносказательный текст, объясняют жанровые и языковые особенности текста.
Личностные: развитие патриотических чувств, гордости за историю своей страны.
12. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.
Общая интонация, смысл басен Крылова, аллегория, мораль, -объяснить их. Выяснить, как можно использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; установить ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставить басни Крылова с баснями других авторов.
Предметные: умеют выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности.
Познавательные: умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (умение работать по алгоритмам).
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
13.В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
Сведения о поэте (детские годы, начало и вехи творчества).
История создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; реальные события и фантастические, отношение автора к героям.
Составление сюжетного плана баллады. Предметные: понимают определение понятия «баллада» и ее жанровые особенности; характеризуют поступки героев и авторское отношение к ним.
Познавательные: разделяют виды текстовой информации: фактуальные и подтекстовые.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст в соответствии с сюжетным планом произведения.
Личностные: овладение техникой выразительного чтения баллады.
14. В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Понятие о литературной сказке, развитие навыков пересказа текста, выразительного чтения, начальных навыков литературоведческого анализа. Предметные: умеют определять черты народной сказки, видят особенности авторской сказки. Знают содержание и героев сказки.
Познавательные: конструируют осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают прочитанное.
Личностные: владеют техникой художественного пересказа.
15. «Спящая царевна».
Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.
Предметные: самостоятельно раскрывают нравственное содержание произведения, находят лирические и эпические черты.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст.
Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению.
16. А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Некоторые факты биографии А.С.Пушкина (детство, юность). Лицейские годы поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта; собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила». Предметные: знают основные сведения о детстве и юности А.С.Пушкина, о годах его учения в лицее, о лицейских друзьях, истории создания поэмы «Руслан и Людмила»; понимание роли А.С.Пушкина в русской литературе.
Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Коммуникативные: создают устные иллюстрации.
Личностные: уважают культурное наследие своей Родины.
17. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.
Истоки рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; «бродячие сюжеты»; система образов сказки; составление плана произведения; сопоставительный анализ текста. Предметные: знают историю создания, содержание и героев сказки, выделяют основные части сказки.
Познавательные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: владеют элементами анализа текста.
18. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов.
Предметные: оценивают поступки и поведение сказочных героев, составляют план рассказа о герое.
Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.
Личностные: формируют познавательный интерес, навыки сопоставления.
19. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Краткий рассказ о писателе. Закрепить понятие о литературной сказке. Поиск примеров художественной условности в сказке.
Пересказ и выразительное чтение эпизодов сказки. Предметные: владеют основными сведениями о жизни и творчестве А.Погорельского, историю создания, содержание и героев сказки.
Познавательные: объясняют особенности литературной сказки начала 19 в.
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Личностные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
20. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Предметные: определяют тему стихотворения, выразительно читают, применяют навыки пересказа статьи учебника.
Познавательные: находят и отбирают необходимую информацию.
Регулятивные: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели.
Коммуникативные: применяют изученные навыки при работе по анализу текста.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
21 Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»
Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения в тексте; композиция произведения, характеристика его героев, патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Предметные: знают определения и умеют находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения, дают характеристику его героев, показывают и понимают
патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.
Познавательные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи.
Регулятивные: Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи
Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
22. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа. Предметные: понимают сюжет произведения, видят реальное и фантастическое в повести.
Познавательные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.
Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.
23. «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.
Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современниках о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней. Предметные: обсуждают поступки литературных героев и выражают своё мнение о них.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.
Личностные: формирование навыков анализа текста.
24. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»
Биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, его тональность; характеристика особенностей поэтики Некрасова, роль эпитетов, сопоставление содержания стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Предметные: знают биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимают его тональность; характеризуют особенности поэтики Некрасова, определяют роль эпитетов, сопоставляют содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
25. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
Анализ поэтического текста. Словарная работа. Особенность жанра стих-я Некрасова (диалог). Особенности речи крестьянских детей, отношение к ним автора. Предметные: понимают стихотворную речь, видят и объясняют сюжет изученного произведения, чувствуют настроение автора через его речь, аргументируют и объясняют поведение героев, оценивают их поступки, находят авторские оценки.
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение, составляют речевую характеристику литературных героев.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
26. И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
Сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, история создания произведения, содержание рассказа; значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, описание быта и нравов крепостнической России в рассказе и знания детей об этом периоде из истории, описание жизни крепостных в рассказе в сопоставлении с изображением на полотнах художников.
Предметные: выявляют основную нравственную проблематику произведения.
Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: умеют сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.
Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.
27. Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.
Герасим в доме барыни.
Герасим и Татьяна.
Сюжет рассказа, духовные и нравственные качества Герасима, сопоставление главного героя с его окружением, характеристика героя по его поступкам, поведению (цитаты из текста), отношение к нему автора, составление плана характеристики героя.
Детали портретов героев. Роль образа Татьяны в рассказе.
Предметные: воспроизводят сюжет изученного произведения, объясняют внутренние связи его элементов.
Познавательные: анализируют текст с целью выделения важных деталей.
Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.
28. Герасим и Муму. Счастливый год.
Образ барыни. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Словарная работа. Приём иронии в сцене штурма каморки Герасима. Роль пейзажа в конце рассказа. Анализ иллюстраций. Предметные: словесно воспроизводят картины, созданные писателем, аргументируют своё отношение к героям произведения.
Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: строят речевое высказывание – доказательство.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе для решения поставленной проблемы.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.
29. А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
Биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; художественные приемы, которые использует автор для описания природы, анализ лирического произведения, выразительное чтение (отработка умения передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы); авторское отношение к природе.
Предметные: знают биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; определяют, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализируют лирическое произведение, выразительно читают, передавая при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимают авторское отношение к природе.
Познавательные: приобрели навыки выразительного чтения, проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
30. Ф.И.Тютчев -великолепный певец природы
Автор и биографические сведения о нём; выраженное в стихотворении настроение поэта и его мироощущение; природа для Тютчева - живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха, сопоставление произведений разных видов искусств о природе, изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), помогающие поэту создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения.
Предметные: знают биографические сведения о Ф.И.Тютчеве, выразительно читают, анализируют стихотворения.
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
31. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение. Тест на знание содержания прочитанного произведения. Тема бессмысленности и жестокости национальной вражды. Работа над терминами «идея», «сюжет», «рассказ».
Предметные: знают автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; умеют ими оперировать при анализе произведения, определяют главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимают различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л. Н. Толстого.
Познавательные: знают элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, содержание прочитанного.
Регулятивные: составляют план учебных действий для раскрытия темы урока (рассказывают, о чём произведение и какова его тема).
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений.
32. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?
Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину) Предметные: выделяют основную идею (мысль) рассказа, видят авторскую позицию, составляют сравнительную характеристику героев, составляют рассказ от лица героя.
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.
33. Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; о чём «говорят» фамилии героев, почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?
Предметные: выделяют главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливают причинно-следственные связи между ними.
Познавательные: проводят исследование и дают характеристики изучаемых объектов.
Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.
Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
34. А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».
Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".
Биографические факты жизни писателя; сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия».
Сообщение о г.Таганрог; определение понятий: «юмористический рассказ», «сюжет», «фабула», «литературный герой».
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие "юмор", "речевая характеристика".
Предметные: знают автора и биографические сведения о нем; умеют составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передают содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимают, на чем основан юмор рассказа, определяют, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: находят нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
35. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Предметные: выразительно читают, анализируют стихотворения; слушают и анализируют актёрское чтение.
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: испытывают чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.
36. Из литературы 20 века. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе
Сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов; сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.
Предметные: знают факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», понимают авторское отношение к описываемым событиям.
находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.
Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; умеют формулировать и задавать вопросы.
Личностные: развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выходы из спорных ситуаций.
37. В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.
Портрет как средство изображения героев.
Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность повести и гуманистический смысл произведения. Изображение города и его обитателей в повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (городской пейзаж).
Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке».
Подбор цитат к теме "Портрет как средство характеристики литературных героев." Предметные: знают факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимают, в какое время происходят события, умеют объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев.
Познавательные: применяют методы информационного поиска.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт.
Коммуникативные: интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
38. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко
Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?
Предметные: знают определение понятия «композиция»; объясняют роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризуют литературного героя на основании его поступков, определяют роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определяют особенности композиции произведения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
39. С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; причины различия ритма в стихотворениях; каким настроением окрашены стихотворения, передача этого настроения в процессе выразительного чтения.
Защита проектов «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина».
Предметные: знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, умеют передавать это настроение в процессе выразительного чтения; используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
40. П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова.
Содержание и герои сказа.
Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».
Характеристика Данилы-мастера.
Словарная работа. Предметные: знают основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова; выразительно пересказывают и анализируют фрагменты сказа, дают характеристики героя сказа, знают значения диалектных слов.
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: планируют последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа.
41. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
Отличительные черты жанра сказа, отличие от сказки; Подбор цитатных примеров. Иллюстрирующих понятия "сказ", "сказка" и сопоставление этих понятий.
Работа в группах: анализ иллюстраций.
Предметные: различают жанр сказа и сказки, анализируют текст, используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, структурируют знания.
Регулятивные: совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
42. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".
Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. Основные сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Особенности изображения героев в сказке «Тёплый хлеб». Анализ произведения, элементы сказки в произведении; диалектные и устаревшие слова. Работа с иллюстрациями. Предметные: определяют тему произведения, выделяют нравственную проблему, видят особенности изображения героев литературной сказки. Понимают нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определяют отличительные черты романтизма, романтическую настроенность произведения.
Познавательные: видят тему и проблему произведения, извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства).
Регулятивные: способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
43. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении. Сюжет рассказа, взаимоотношения героев, смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе. Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом.
Предметные: определяют тему произведения, выделяют нравственную проблему, видят особенности изображения героев литературной сказки, анализируют текст и определяют композиционно-языковые особенности повести.
Познавательные: видят тему и проблему произведения, самостоятельно создают способы и решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
44. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
Сведения о С.Я Маршаке и факты его жизни, определение понятия «драма», «пьеса», особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); отличие пьесы от других произведений, чтение драматического произведения по ролям.
Предметные: объясняют жанровые особенности произведения, выясняют значения незнакомых слов, выразительно читают пьесу по ролям.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, формируют способности к освоению новых видов деятельности.
Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности, оценивают полученную информацию с точки зрения нужности.
Коммуникативные: работают в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.
45. Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом – традиция РНС.
Гуманистическая идея сказки, ее связь с русским фольклором, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставить сказку Маршака с народными сказками. Предметные: пересказывают и анализируют фрагменты сказки, выразительно читают пьесу по ролям, слушают и оценивают актёрское чтение, видят и называют традиции народной сказки в пьесе С.Я Маршака.
Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: умеют планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата.
Коммуникативные: умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.
46. А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».
А.П.Платонов и факты его жизни, сюжет рассказа; поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простота и человечность рассказа, его днелогичность, трогательный образ фантазера Никиты. Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?
Предметные: знают автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимают поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: планируют ответ, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
47. А.П. Платонов-"Никита". Представление о фантастике в литературном произведении.
Сюжет рассказа, комментированное чтение; фантастический мир детской души.
Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.
Комментирование необычных слов и выражений. Описание иллюстраций и соотнесение их с текстом. Предметные: видят особенный мир детства главного героя, соотносят реальное и фантастическое в рассказе.
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: анализируют выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректируют свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решение и делают выбор.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
48. В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Композиция рассказа (экспозиция-вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Работа в парах (составление тезисного плана отрывков рассказа при консультативной помощи учителя, озаглавливание отрывков текста), самостоятельное составление цитатного плана с последующей взаимопроверкой. Предметные: определяют автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализируют композицию произведения.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.
49.В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе.
Составление тезисного плана сообщения по теме «Характер героя рассказа». Работа в группах «Картины природы. «Открытие» Васюткой нового озера».
Пересказ истории с глухарём. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота "Игарец".
Предметные: дают характеристику поступкам героя, определяют значение картин природы, самостоятельно работают с текстом.
Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.
Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.
Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.
50. К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне, каково было значение поэзии в годы ВОВ?
Обучение анализу стихотворений, сопоставительный анализ стихотворений.
Предметные: выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Познавательные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа, работают в группе.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
51.Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.
Создание поэтического образа Родины в стихотворениях поэтов 20 века; выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин.
Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой.
Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.
Работа в группах: выполнение заданий по темам «Тема Родины», «Пейзаж», «Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.)» Предметные: выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты один с другим.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
52. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо.
Биографические сведения об авторах стихотворений; выразительное чтение стихотворений, зрительное представление картин, которые воссоздают поэты, художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, их роль.
Конкурс чтецов. Предметные: выразительно читают стихотворения, анализируют поэтический текст, владеют навыками монологической речи.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
53. Писатели улыбаются.
Слово о писателях Предметные: развитие понятия о юморе; умеют видеть смешное в обыденных житейских ситуациях.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
54. Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон".
Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.
Автобиографичные черты в произведениях Саши Чёрного. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.
Подбор из рассказов цитатных примеров. иллюстрирующих понятие "юмор".
Предметные: сопоставляют литературные произведения одно с другим, характеризуют героев и их поступки, находят в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают предложенные тексты.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.
55.Из зарубежной литературы.Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
Сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; черты характера, которые прославляет автор, признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л. Стивенсона.
Групповая работа – составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков». Предметные: выразительно читают балладу, характеризуют героев и их поступки
Познавательные: овладение навыком смыслового чтения, развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
56. – 57. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.
Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Автор и факты его биографии, сюжет романа; анализ характера героя, его поступков, изменения в поведении и характере; авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни. Значение романа в истории литературы.
Работа в парах: составление «Словаря путешественника», работа в группах: составление рассуждения по теме «Гимн неисчерпаемым возможностям человека».
Предметные: выразительно пересказывают текст, воспроизводят все приключения и события в жизни Робинзона, характеризуют героя и его поступки, прослеживают изменения в поведении и характере героя, понимают значение романа в истории литературы.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.
58. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Слово об авторе. Своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы), создание портретной и сравнительной характеристики героев; жанровые и композиционные особенности сказки. Соотношение реального и фантастического.
Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая.
Предметные: знают содержание прочитанного произведения, отличают литературную сказку от народной, воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику героям и их поступкам.
Познавательные: видят композицию произведения, понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, адекватно используют речевые средства и грамотно конструируют ответ.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.
59. Характеристика героев сказки «Снежная королева». Составление рассуждения по теме «Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева».
Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями.
Конкурс инсценировок. Предметные: видят в сказке обличие зла, характеризуют поступки героев.
Познавательные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формируют оценочное отношение к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
60. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем;
Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)
Предметные: знают автора, факты его биографии; выразительно пересказывают текст, дают характеристику героев и их поступков, находят в тексте изобразительно-выразительные средства.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для характеристики героя информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.
Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей.
61. Нравственное взросление героя рассказа. Становление характера героя (смелость, мужество). Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.
Почему Джек Лондон назвал произведение сказанием? Почему имя, деяния Киша стали легендой?
Предметные: знают средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
62. Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.
Сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Инсценирование эпизодов романа; характеризовать героя и его поступки.
Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданность, контрасты). Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение. Предметные: знают автора, факты его биографии, сюжет романа; понимают время и место действия, умеют пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки; умеют сопоставлять текст с иллюстрациями художника.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: подбирают в тексте доказательства своим гипотезам; корректируют ответ.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание, учитывают мнения других.
Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
63. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.
Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере».
Предметные: отбирают эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осознают себя как индивидуальность и как члены общества.
64. Итоговый урок.
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.
Предметные: пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 КЛАСС.
В.Я.Коровина.
ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
(2ч. в неделю 35 недель 70 часов).
Очно - заочная форма обучения
Тема урока Дата Корректировка
1.Введение. Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека и общества. 2.Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор. 3.Русские народные сказки. Жанры народных сказок. 4.Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
5.Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. 6."Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.
7.Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель". 8. Из древнерусской литературы. Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
9.Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»
10.Из литературы 19 века. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
11. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
12. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.
13.В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
14. В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»
15. «Спящая царевна».
Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
16. А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». 17. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.
18. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. 19. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. 20. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
21 Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»
22. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
23. «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.
24. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»
25. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
26. И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
27. Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.
Герасим в доме барыни.
Герасим и Татьяна.
28. Герасим и Муму. Счастливый год.
29. А. А. Фет. 30. Ф.И.Тютчев -великолепный певец природы
31. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
32. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. 33. Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
34. А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».
Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".
35. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
36.Из литературы 20 века. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе
37. В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.
Портрет как средство изображения героев.
38. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко
39. С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
40. П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
41. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
42. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".
Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. 43. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении. 44. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
45. Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом – традиция РНС.
46. А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».
47. А.П. Платонов-"Никита". Представление о фантастике в литературном произведении.
48. В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
49.В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе.
50. К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
51.Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.
52. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо.
53. Писатели улыбаются.
54. Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон".
55.Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
56. – 57. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.
Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
58. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. 59. Характеристика героев сказки «Снежная королева». 60. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
61. Нравственное взросление героя рассказа. 62. Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.
63. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.
64. Итоговый урок.