Конспект урока по технологии на тему «Изготовление панно из батика и филиграни»


Тема урока «Изготовление панно из батика и филиграни»
Цель урока: дать понятие что такое батик и филигрань. Сформировать у учащихся познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству и развивать индивидуальные способности учащихся.
Задачи:
Образовательная: обучить технике росписи по ткани и филигрань.
Развивающая: развить художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы
Воспитательная: воспитание целеустремленности, любознательности. Привитие интереса при работе красками и аккуратности.
Тип урока: обобщение
Оборудование и наглядность:компьютер,интерактивная доска, подрамник для ткани, ткань, краски, кисточки, рамка для филиграни, клей 110, пинцеты, карандаш, бумага копировальная, гуашь акварель,
Межпредметная связь: ИЗО, ОБЖ,историяМетод урока: беседа, практическая работа
Ход урока:
I.Организационная часть
( приветствие).
II.Опрос домашнего задание- тесты на 5 мин 10 вопросов
III.Изложение нового материала. Сообщение темы, цели урока слайд 1,2
Сегодня мы с вами вспомним удивительную технику по ткани и филигрань. Искусство батика появилось очень давно.
Ткань единственная основа на которой ведется работа в батике. Мы познакомимся с самым простым видом росписи ткани. Будем просто рисовать по ткани. При помощи вспомогательных средств в данном случае клей ПВА, гуашь можно акварель.слай 3 Перед работой ткань обязательно постирать, чтобы смыть заводскую пропитку, а также чтобы ткань дала усадку. Натягиваем ткань. Сначала надо натянуть на подрамник ткань. Я взяла шелк, но использовать можно любую натуральную шелковую ткань. Если нет подрамника можно использовать пяльцы. Натягиваем ткань на
подрамник от средины длинной стороны. Затем тянем противоположенную сторону так же от середины. Затем короткие стороны натягиваем тоже о середины. Натягивать надо туго, почти до треска. Очень важно натягивать ровно по нитям, не перекашивая. Иначе после того, как вы снимите расписную ткань изделие скособочится.
После натягивание не дожидаясь высыхание,начинаем рисовать. Берем большую кисть и начинаем рисовать. Намочите кисточку и отожмите о край банки,промокните о чистую тряпочку и наберите краску. Попробуйте сделать мазок на ткани.Цвет будет яркий и насыщенный. Теперь помойте кисть,и слегка отжав ее, но не промакивая,попробуйте с одной стороны размыть яркий мазок. Тон немного посветлеет.Повторите несколько раз и у вас получится плавный тоновой переход. Не обязательно начинать работу с самого яркого. На палитре вы можете развести любой цвет с водой,добившись более светлого оттенка.
Следующая техника филигрань, что такое филигрань?
Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; " Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу или на материал, приклеивая по нарисованному контуру, затем элементы узора соединяют при помощи клея 101,110.
Орнамент филиграни может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный. Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки.
Филигрань удачно сочетают с другими материалами - эмалью, деревом, костью, резным камнем.
 филигранная техника - это уникальная работа, посредством которой создаются украшения и предметы декоративно-прикладного искусства из медной, мельхиоровой, золотой или серебряной проволоки. Технику эту местные мастера-ювелиры использовали уже в XVI веке. Бояре Годуновы, владевшие селом Красное, всячески поощряли развитие ювелирного промысла, что помогло появиться на свет многим шедеврам и в этой технике.
III. Практическая работа
Цель работы: сформировать умений и навыки учащихся
Порядок работы:
Ткань постирай, высуши, затем натяни на раму при помощи кнопок
Карандашом нанеси на ткань простой рисунок из произвольных не ярких линий.
Обведи контур рисунка клеем ПВА, чтобы краска не стекала
Дай резерву высохнуть на ткани.
Рисунок начинай расписывать от светлых участков к темным.
Для разбавление красок используй воду, каждый фрагмент рисунка расписывай отдельно, не заезжая кистью на резервную линию.
После росписи ткани дай ей полностью высохнуть. Сними с рамы и прогладь утюгом с изнаночной стороны ткани. Оформи как панно
Филигрань. Узор из тонкой медной проволоки накладывают на материал, приклеивая по нарисованному контуру, затем элементы узора соединяют при помощи клея 101,110.
IV. Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задание
Вспомнить правила техники безопасности во время работы
V. Текущий инструктаж: проверить организацию рабочих мест, проверить правильность выполнение трудовых приемов.
Заключительный инструктаж: подведение итогов занятия, взаимооценка учащихся.
VI.Рефлексия.-Достигли ли мы цели урока?
-С какими затруднениями вы встретились при выполнении практической работы?
VIII.Домашнее задание: оформить работу