Статья: Мотивация учения — основное условие успешного обучения географии.


"Мотивация учения - основное условие успешного обучения географии".
Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но не смотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного так и естественного цикла, в том числе и географических дисциплин. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивирует активность при достижении целей учения.
Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
познавательные;
коммуникативные;
эмоциональные;
саморазвития;
позиция школьника;
достижения.
 Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников.
Но не все обучающиеся это понимают.  
 Географии уделяется мало внимания, мало где география востребуется для поступления, у обучающихся все чаще возникает вопрос, зачем нам география?
И для того чтобы повысить интерес, привлечь обучающихся к географии использую разные методы обучения: один из них элементы проектной деятельности.На уроке географии в 5 классе мы проектируем модели вулканов, горных хребтов, ребята с удовольствием включаются в эту работу. В седьмом классе выполняли фантастический проект город будущего в Антарктиде, проекты озеленения засушливых территорий, путешествие по странам.
     На своих уроках я обращаю внимание на практическое значение географических знаний, их роли в повседневной жизни для каждого человека (прогноз погоды, умение ориентироваться в пространстве, читать карты). Знакомлю с профессиями для которых необходимы знания географии. Привлекаю внимание школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы (извержение вулкана, новинки космоса и т.д.)
     Материальная база кабинета также положительно влияет на формирование мотивов к учебной деятельности (наличие коллекций горных пород, раздаточного материала, карты, модели).
     Для повышения мотивации обучающихся использую разные формы организации обучения: уроки на местности - 5 класс, лекции, семинары, дискуссии, уроки-игры, работа в группах, парах. Разные способы контроля: контурные карты, рабочие тетради, тесты, взаимопроверка номенклатуры. В 5-х, 6-х классах после изучения определенной темы (лепестки цветка на которых написаны вопросы крепятся на доске, обучающиеся по очереди выходят, срывают лепесток и отвечают на вопрос и т.д.)
Мультимедийные приложения к учебникам, также повышает интерес обучающихся, проверочные тесты на компьютере.
                                       
Урок - путешествия, уроки типа КВН, уроки-дискуссии полезны для развития познавательного интереса.
Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз.
Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Океан, твой час настал!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Знакомьтесь, Австралия!», и др.
Положительный мотив -  проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип.
Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.
Проблемные вопросы:
1.Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой?
2. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?
3. Почему зона экваториальных лесов не доходит до побережья Индийского океана?
Технология опорных конспектов.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

 Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы.
Дидактические игры.
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний.
Важную роль в формировании мотивации у обучающихся играют познавательные задания например, загадки, пословицы, приметы. Работа с загадками помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки используются при закреплении нового материала, опросе учащихся на обобщающих уроках. При этом обучающиеся не только отгадывают загадки, но и отвечают на соответствующие вопросы.
Например:
Между гор, между дол
Бежит резвый конь. (Река)
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли. (Лена-Луна.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказок Пушкина герой.
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей.)
Какой залив носит название ножа.
(Финский).    
                              
Полуостров, сам говорящий о своей величине. (Ямал.)
Мыс, в который трубят. ( Горн.)
Самый быстрый остров. (Ява.)
Город, который ползает. (Ужгород.)
Приём критического мышления.
Скрайбинг(использование зарисовок для объяснения материала)
Синквейн
Яблоко
Зеленое, красное
Зреет, наливается, падает
Любимый фрукт многих людей
Казахстан
Теплый, близкий
Место рождения всех яблок
Райский сад
Астана
Вкуснятина
Географические шарады
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас.)
Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь. (Навес - Севан.)
Два слога первые - цветок,
В "лохань" попал мой третий слог.
А вместе если их прочтёте,
То в волжский город попадёте. (Астра + хань = Астрахань.)
Вот вам лёгкая шарада:
К ноте "Н" прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)
Столицы – анаграммы.
 С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.
 1. Антоним ссоры → ... (на реке Тибр, "вечный город").
(Мир - Рим.)
2. Питерская водная артерия → ... (на Дунае, "столица вальсов").
(Нева - Вена.)
3. Пешеходная улица Москвы → ...(в Африке, "апельсиновая столица".)
(Арбат - Рабат.)
Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.



Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.
Из познавательных заданий большую ценность представляют вопросы, направленные не на репродуктивное воспроизведение знаний, а для ответов, на которые от обучающихся требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Например:
1) Как отличить вулкан от горы?
2) Чем отличить действующие вулканы от потухших?
3) Почему землетрясения, вулканы, гейзеры чаще всего происходят в одних и тех же местах?
4) Чем отличаются горные породы от минералов?
5) Как по описанию животных можно предсказать землетрясения?
 
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
1 задание. Контуры континентов.
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
2 задание. Географические объекты.
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
3 задание. Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.
4 задание. Страны Мира
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана).
Например, для мотивации -  познавательная задача: в какой части нашего населенного пункта из двух колодцев, изображенных на плане местности, глубина будет больше и почему?
Почему при бурении скважин происходит «заиливание», что это значит? Какие там почвы? горные породы? и т. д.
Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. 
  Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т. д.
      
Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово: Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).
Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (острова)
Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (горы)
Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)
Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)
На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».
ЛИМКАТ (климат)                 АКОАЛ (коала)
ТЕРЕВ (ветер)                     КЭСОПТР (экспорт)
НЕРЕВА (Венера)               ЯРИВАЗЕ (Евразия)
Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить.
Например: по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),гевея(дерево), мате (чай), Игуасу (водопад),лама (животное),Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица),метис(народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.
Большое значение в изучении географии имеет организация предметно-практической деятельности учащихся по формированию отдельных умений работы с географической картой. Кроме обычного показа географических объектов на карте, можно использовать такую форму работы, как ответ двух учеников у карты, когда каждый из них задаёт вопросы по карте другому. Для определения взаиморасположения материков можно задать устные вопросы.
Например, серия вопросов (можно использовать при изучении географии в 6 и 7 классах):
1. Материк, омываемый водами только Индийского и Тихого океанов.
2. Океан, не омывающий Антарктиду.
3. Самый большой материк.
4. Океан, который омывает Австралию с запада.
5. Материк, который был открыт последним.
6. Материк, пересекаемый экватором в северной части.
7. Материк, расположенный во всех четырёх полушариях.
8. Океан, омывающий Африку с востока.
9. Материк, в составе которого две части света.
10. Океан, омывающий Северную Америку с востока.
При знакомстве с градусной сетью карты можно предложить следующую серию вопросов, отвечая на которые учащиеся сами определяют свойства меридианов и параллелей:
1. Какую форму имеют меридианы Земли?
2. Какое направление показывают линии меридианов?
3. Какова их величина?
4. Можно ли провести меридиан в классе?
5. Как объяснить понятие «параллель»?
6. Какова величина параллелей в градусах икилометрах?
7. Какое направление показывают линии параллелей?
Другими видами работ с географической картой являются: чтение, анализ, сопоставление карт различного содержания, составление характеристик карт по плану.
Работа с картой.
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа:
“Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.
Творческие работы.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.
Кроссворд по географии.

Вопросы:
1) Крупнейший материк.2) Крупнейший океан.3) Поток, непрерывно текущий в выработанном им углублении4) Одно из состояний воды5) Место, со всех сторон окруженное водой6) Кристаллики водяного пара образуют...7) Превышение истока над устьем
Использование на уроке дополнительной литературы.
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
При изучении темы «Климат» (8 класс) понятий “циклон”, “антициклон» зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря мглою небо кроем,Вихри снежные крутя,То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.
Таким образом, основные средства обучения являются материалом, способствующим развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учащихся познавательного интереса способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. На уровне государственного регулирования существуют определенные требования к качеству, как результата, так и процесса образования. Эти требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.
В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни.
Используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.
Разнообразие познавательных заданий, форм и приемов работы на уроке позволяют учителю сделать урок живым, интересным и развивающим. Если учитель сумеет построить урок с учетом интереса учащихся, их возрастными и психологическими особенностями, будет реализовать разные приемы с целью активизации мотивации деятельности, то такой урок всегда достигнет целей в плане обучения, развития и воспитания.