Интегрированное внеклассное мероприятие по наукам естественного цикла (биологии, географии, физики, химии) для старшеклассников.


Интеллектуальная игра «Хочу все знать!».
Интегрированное внеклассное мероприятие по наукам естественного цикла (биологии, географии, физики, химии) для старшеклассников. Составитель: Загребельная С.Г. Орешек знаний тверд, Но все же – мы не привыкли отступать, Нам расколоть его поможет Наша игра «Хочу все знать!».
Цели мероприятия: 1.Расширение и углубление знаний по биологии, географии, физике, химии. 2.Создание условий для логического мышления. 3.Совершенствование методики «мозгового штурма». 4.Развитие коммуникативных способностей учащихся. Правила игры: 1.Игра проходит между заранее сформированными командами старшеклассников и учителей (по 6 человек). 2.Команды по очереди выбирают № вопросов по табло, вывешенному в зале. Вопросы их всех четырех областей (биологии, географии, физики, химии).
Биология 1 2 3 4 5 6 7
География 8 9 10 11 12 13 14
Физика 15 16 17 18 19 20 21
Химия 22 23 24 25 26 27 28
3.Если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Команда может «играть», т.е. обсуждать ответ на вопрос в течении 20 секунд, тогда она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не даст правильного ответа, соперники могут попытаться ответить на заданный вопрос и получить 1 балл. 4.Из каждой области наук предлагается по 7 вопросов, среди них – обычные, вопросы-загадки,вопросы-ребусы и вопросы из шляпы (в шляпу вкладывается предмет, являющийся ответомна вопрос). 5.Через каждые 7 вопросов тайм-аут, где показываются занимательные опыты по химии. Оформление зала: 1.На авансцене – плакат с эпиграфом мероприятия, табло с № вопросов, воздушные шары. 2.На сцене – 2 стола с 6 стульями для игроков. 3.В зрительном зале за столами с табличками «коллегия справедливости» и «таймер» сидят ассистенты ведущего, на столе – камертон, при помощи которого подают сигнал об окончании времени обдумывания. 4.В начале и конце мероприятия, а также при подготовке опытов в тайм-аутах звучит веселая музыка.
Уважаемые участники игры и гости! Вы присутствуете на игре, где по достоинству будет оценен ваш интеллект и знания из области естественных наук. Почему такой подбор предметов (биология, география, физика, химия)? Да потому, что все эти науки о природе, а вы знаете, что на этой недели в нашей школе – неделя экологии. Немецкий физик Макс Планк когда-то сказал: «Наука представляет собой внутреннее единое целое. Существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию, географию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана». Вам и самим известно, что в окружающем нас мире все взаимосвязано, и, порой, трудно определить, к какой области знаний относится тот или иной вопрос. Далее ведущий объясняет правила игры, представляет жюри – «коллегию справедливости» и «таймер». Прошу посовещаться, назвать свою команду и определить капитана. Итак, в этом зале собрался «цвет» нашей школы, ее гордость и интеллект. Орешек знаний тверд, Но все же – мы не привыкли отступать, Нам расколоть его поможет Наша игра «Хочу все знать!». Я желаю всем победы! Вопросы:
Тема «Биология». 1.Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Капли воды собирают лучи солнца, как маленькие увеличительные стекла и растение может получить ожоги). 2.Почему ласточки перед дождем низко летают? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле). 3.Шляпа. В шляпе находится «устройство», которое работает на преобразование химической энергии в механическую, электрическую и тепловую. КПД его – 20 – 25%. Что это за «устройство»? (Человек, в шляпе - кукла) 4.В честь какой кошки в Великую Отечественную войну назвали немецкий танк T-V? (Партнеры). 5.В желудочном соке человека содержится 0,2 %-ный раствор этой кислоты. Что это за кислота? Какую роль в организме она выполняет? (Соляная кислота. *Активизирует фермент пепсиноген, превращая его в пепсин; *пепсин катализирует гидролиз белков; *участвует в образовании секретина (гормона), стимулирующего деятельность поджелудочной железы; *способствует переходу пищевых масс из желудка в 12- перстную кишку и *обезвреживанию микробов, попадающих в желудок из внешней среды). 6.Шляпа. Ученые считают, что этот орган у человека самый большой. Его части врачи успешно пересаживают от человека к человеку с очень давних времен. Но целиком… Вряд ли это удастся когда-нибудь. О каком органе идет речь? (Кожа, в шляпе - перчатка). 7.Ребус. (Лейкоциты).
Тема «География». 8.Солнечного тепла летом эти места получают не меньше, чем в жарком Ташкенте, но 92 %
этого тепла отражается в пространство. Что это за места на Земле? (Антарктида).
9.У Козьмы Пруткова есть шуточный рассказ о турке, попавшем в самую восточную страну. «И впереди восток, и с боков восток, и сзади восток, куда ни глянь – восток. Короче, везде и
всюду нескончаемый восток». Есть ли такая страна на Земле? (Нет, это шутка).
10.Шляпа. Петр I об этом сказал так: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». О чем речь? (Уголь.) 11.Шляпа. В шляпе лежит подсказка к названию африканских гор. Ею вы часто пользовались и пользуетесь на уроках географии. (Атлас). 12.Шляпа. В шляпе то, о чем говорят первые буквы выражения: «География любит очень быстрых, умных, смелых». (Глобус). 13.Название острова переводится как зеленая земля, хотя обрабатываемые земли занимают всего
3,5% территории. Что это за «зеленый остров»? (Гренландия). 14.Ребус. (Воркута).
Тема «Физика». 15.Загадка. Сперва блеск, за блеском треск, за треском – плеск. (Гроза или молния, гром, дождь). 16.Он родился 9 марта 1934 г., а стал известен всему миру 12 апреля 1961 г. (Юрий Гагарин). 17.Шляпа. В шляпе то, о чем говорят: «И языка нет, а правду скажет». (Зеркало). 18.- Когда я выйду на пенсию, то не буду абсолютно ничего делать. В течении месяца я буду сидеть в кресле-качалке. - А потом? - А потом начну качаться. Как называется такое движение? (Колебательное). 19.Основоположник космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский). 20.Как известно, ложка дегтя бочку меда портит. Какое физическое явление в этом виновато? (Диффузия). 21.Почему лед плавает? (Легче воды, плотность меньше 1).
Тема «Химия»
22.5 – 6 тысяч лет назад египтяне заделывали швы сложенных из камней пирамид этим веществом. Это же вещество медицина активно использует при лечении переломов. Что этоза вещество? (Гипс). 23.Что такое белое золото? (Сплав золота с платиной или палладием. Его широко используют в ювелирном деле для оправ бриллиантов. В обычной золотой оправе цвет бриллиантов кажется желтым). 24.Шляпа. В шляпе находится минерал, имеющий состав 2Al2O3 ∙ P2O5 ∙ 5H2O. Уже тысячи лет назад женщины Востока подкрашивали им веки в голубой цвет, измельчая этот минерал до тончайшей пыльцы. (Бирюза, бусы). 25.Пациент попросил врача выписать «бром» для успокоения нервной системы. Возможно ли это? (Нет. Бром в виде простого вещества – это ядовитая зловонная жидкость красно- бурого цвета. При неврастении, неврозах, истерии и других заболеваниях в качестве успокаивающего средства применяют не сам бром, а его соли (бромиды натрия, калия)). 26.Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком? (Нитроглицерин. Он обладает сосудорасширяющим действием). 27.Шляпа. Антисептические свойства этого вещества известны давно. Еще во время крымской войны 1854 – 1855 г. знаменитый хирург Н.И. Пирогов широко использовал его настойку для обработки ран. Эта настойка так же широко используется и сейчас. (Йодная настойка). 28.Шляпа. В шляпе находится самое распространенное вещество на нашей планете. (Вода). Пусть на Земле не умирают реки,Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навекиСтуденая и вкусная вода!
Тайм-ауты: 1.Давайте прервемся, и с помощью химии погадаем участникам игры. Что же их ожидает в ближайшем будущем? И хоть я мало похожа на Нострадамуса или даже на современногоэкстрасенса, мне помогут «волшебные духи» (щелочь, фенолфталеин, листы бумаги, на нихпроявляются надписи «Сергей» (имя мужа одной из участниц-учителей) и «ЕГЭ» (для старшеклассников)).
Слово жюри, объявите первые результаты.
2.Кто о чем, а я о химии, причем, я думаю, это не выглядит странным. Мы часто пользуемся науроке спиртовкой, спичками и никогда!!! зажигалкой, потому, что это запрещено правиламиТБ. Но сегодня мы узнаем, что существует еще и «волшебная палочка», зажигающая спиртовки. (перманганат калия, серная кислота, стеклянная палочка, спиртовка).Слово жюри, объявите, пожалуйста, результаты. 3.Замечательно, в честь отличных знаний хочется устроить что-то грандиозное, какой-нибудьсалют. Кстати, химия это может. А давайте извержение вулкана? (Опыт «Вулкан»: жестянойподнос, кристаллизатор, фарфоровый тигель, бихромат аммония, магний, песок, стекляннаяпалочка, спиртовка).Мысленно уменьшите себя до размеров муравья. И что мы видим? Сдвигает горы мощь землетрясений, Гудит земля, ломаются хребты. Вулканами бессчетных поколений Земного лика лепятся черты! Готово ли жюри объявить результаты? 4.Наша игра подходит к концу, и пока жюри подводит итоги, хочется снова обратиться к химии. Была, ни была, сожгу платок. Отлично горит! Странно, почему горение прекратилось?(Опыт «Несгораемый платок»: платок, вода, ацетон, спиртовка, пинцет).Давайте попробуем ещё раз. (Раздаем всем участникам салфетки в руки).Поднимите руку с салфеткой вверх, а я подойду к каждому и зажгу ее. Ну должно же получиться!(???)
Шутка! Поднимите руки с салфетками, поприветствуйте участников игры и жюри. Мы узнаемсейчас победителей, но самое важное, что орешек знаний раскололся. Мы все победили! А что скажет жюри? (Жюри объявляет результаты, награждение победителей). Всем спасибо!