Социальный проект Здоровым быть модно


Всероссийский конкурс здоровьесберегающих технологий в образовании «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - 2014
Номинация
Социальный проект по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (воспитанников)
Наименование конкурсной программы
Социальный проект «Здоровым быть модно»
Авторский коллектив:
Бухарова Наталья Геннадьевна, зам.директора по УВР
Андреева Светлана Владимировна, социальный педагог
Яковлева Марина Алексеевна, педагог-психолог
Уханева Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования
Контактная информация:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №9 г.Черемхово
Контактный телефон (с кодом города), мобильный, факс, e-mail
83954650544, 89086636071, факс 83954650544, e-mail ptu9@mail.ru; buharova-natalya@mail.ru
 
 
 
 
Содержание
 
1. Паспорт проекта
3
2. Введение. Теоретическое обоснование проекта. Актуальность проблемы
6
3. Механизм реализации проекта 8
4. Оценка эффективности реализации проекта
12
5. Список литературы
14
6. Рецензия на проект                                           15
 
 
Паспорт проекта
Наименование проекта «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО»
Основание для разработки - Федеральный Закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с измен. от 13.01.2001г., 07.07.2003г., 29.06., 29.12.2004г., 01.12.2007г.);
- Федеральный Закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Разработчик Социально-психологическая служба ОГБОУ НПО ПУ-9, Актив училища
Цель проекта Создание условий для формирования у подростков мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни.
Задачи • Создание здоровьесберегающей среды, благоприятного психо-эмоционального климата для эффективного творческого взаимодействия участников проекта;
• Осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, на формирование активной жизненной позиции, на воспитание толерантного отношения к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию;
• Формирование у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам (алкоголизму, табакокурению, наркомании);
• Создание условий для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;
• Обучение подростков эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формирование стрессоустойчивой личности, способной строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
• Формирование культуры здорового образа жизни;
• Организация работы волонтерской группы «Точка невозврата»
Формы и методы работы - индивидуальное и групповое консультирование;
- проведение «Круглых столов»;
- семинары;
- кинолекторий;
- фестивали творчества;
- проведение психологических тренингов;
- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- проведение супервизий с целью обучения волонтеров;
- занятия;
- организация деятельности творческих мастерских, клубов;
- привлечение волонтеров
Сроки реализации Сентябрь 2012 – июнь 2013 года
Этапы реализации I. Подготовительный (анализ уровня информированности и установок подростков и специалистов в отношении профилактики употребления ПАВ, разработка рекламно-информационных буклетов, разработка плана мероприятий, заключение договоров с субъектами профилактики) – сентябрь-октябрь 2012г.
II. Деятельностный (проведение мероприятий в соответствии с планом) – ноябрь 2012г. - апрель 2013г.
III. Аналитический (промежуточная оценка эффективности программы, коррекция деятельности, составление рекомендаций для дальнейшей работы с учетом полученных результатов, дальнейшее взаимодействие с субъектами профилактики) – май-июнь 2013г.
Целевая аудитория Обучающиеся, родители, педагоги, врачи ЦРБ, специалисты отдела профилактики, специалисты отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики г.Черемхово
Ожидаемые результаты - Создание целостной системы учебно-воспитательной работы, направленной на создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья подростков, на формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;
- Формирование у молодежи активной позиции противостояния опасной для здоровья зависимости от табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- Повышение психолого-педагогической грамотности обучающихся и родителей;
- Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- Активное и результативное участие подростков в различных конкурсах, соревнованиях, массовых мероприятиях;
- Предупреждение детской безнадзорности в условиях занятости родителей, уменьшение влияния улицы на юного человека
Этапы реализации проекта - подготовительный: сентябрь  2012г.;
- основной: октябрь 2013– апрель 2013г.
- итоговый: май –июнь 2013г.
Механизм реализации проекта •  Управление и контроль хода реализации проекта осуществляются Советом училища.
•  Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Критерии оценки эффективности проекта 1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков в студенческой среде
2. Формирование здорового образа жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучающихся
3. Реализация системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде
 
           
 
 
 
Актуальность решаемой социальной проблемы, социальная эффективность и значимость проекта
Состояние здоровья подрастающего поколения, образ жизни молодёжи – важнейший показатель благополучия общества, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Только здоровая, активная личность может качественно усвоить знания, максимально полно их реализовать и эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.
Мы понимаем, что живем в сложный период, и, именно, молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации, когда в значительной степени прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации устарели, а новые еще только складываются, формируются, проходят испытание временем.
Молодежь зачастую не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышло наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, компьютерная и Интернет зависимость. В «группу риска» попадают дети и подростки из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективах сверстников, вследствие возрастных особенностей школьников, отсутствие толерантности.
Мы предлагаем детям и подросткам развивать свои способности, приобретать социальный опыт, «своими руками» обеспечить себе активную, полноценную, насыщенную здоровьем жизнь. Сама атмосфера в учреждении, на базе которого реализуется проект, принятый стиль поведения, внешняя обстановка также являются факторами приобщения подростков к ценностям духовной культуры, формируют культуру здорового образа жизни.
Актуальность проекта «Здоровым быть модно» в том, что он объединяет учебную, воспитательную, досуговую деятельность, обучающихся ОГБОУ НПО ПУ-9, обучающихся других образовательных учреждений города, детей из благополучных семей с «трудными» детьми, с детьми с ОВЗ, с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, активно вовлекает семью в процесс воспитания, обеспечивает активную деятельность детских творческих объединений и волонтерского движения.Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории города Черемхово через пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодежи нашего города.
Целевой группой, для которой разрабатывался данный проект, являются подростки – обучающиеся образовательных учреждений города Черемхово. Мы считаем, что для данной категории наиболее целесообразно будет построение системы, направленной на первичную профилактику зависимостей. Мероприятия, предусмотренные проектом, ориентированы, прежде всего, на активизацию личностного потенциала молодежи, формирование нравственно-волевых качеств характера, формирование ответственного поведения.
Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, формирование определенного мировоззрения, предполагает системное воздействие на человека. Следует отметить, что при построении данной системы воздействия, необходимо руководствоваться следующими принципами работы в подростковой группе:
Конструктивно-позитивный подход: в меньшей степени демонстрация негативных последствий рискованного поведения в значительно большей степени – аргументация в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.
Комплексный характер: последовательная работа на разных уровнях решения проблем – медицинском, психологическом, социальном, бытовом, личностном, правовом, причем на каждом уровне целесообразно привлекать к участию не только специалистов, но и самих подростков.
Работа на опережение: фокусирование усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденциях, а не на борьбе с последствиями.
Своевременность: приурочивание конкретных мероприятий каким-либо определенным датам или значимым для данной группы подростков событиям.
Доступность: все компоненты программы должны быть доступны для той группы подростков, на которую рассчитана программа, что в равной степени относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных материалов, получении необходимой консультации у специалиста, обсуждения имеющихся проблем.
Взаимодополняемость: все компоненты программы должны дополнять друг друга – активное информационное воздействие дополняется возможностью получения услуг в структурных подразделениях учреждения, формирование мотивации отказа от рискованного поведения подкрепляется общественной поддержкой.
Запретная информация: в работе полностью исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес к ПАВ, например, рассказ о «привлекательных» свойствах ПАВ или о способах их применения.
Данный проект состоит из трех основных этапов: подготовительного, деятельностного и аналитического.
Первый этап, подготовительный, предполагал разработку необходимой для реализации программы документации, создание методической базы.
Второй этап, деятельностный, предполагает непосредственно реализацию мероприятий плана.
Третий этап, аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.
Механизм реализации проекта
I этап. Подготовительный
- разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде;
- заключение договоров с государственными образовательными учреждениями, на базе которых планируется проведение мероприятий проекта;
- заключение договоров с субъектами профилактики (медицинскими учреждениями, комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав и других заинтересованных общественных организаций), взаимодействие с которыми планируется в рамках реализации проекта
- согласование графиков предполагаемых мероприятий;
- разработка критериев оценки эффективности проекта.
II этап. ДеятельностныйПЛАН
мероприятий в рамках реализации социального проекта
«Здоровым быть модно»
№ п/пНаименование мероприятия
Срок
исполнения
Место
проведения
Ответственные исполнители
Организация и проведение мероприятий, пропагандирующих ЗОЖ
1 Организация регулярных профилактических мероприятий:
1.Дни здоровья;
2. Консультативные часы;
3.Социально-медицинские и социально-просветительские мероприятия;
4.Семинары для несовершеннолетних и их родителей по вопросам пропаганды здорового образа жизни и в целях профилактики употребления ПАВ
В течение года
ОГБОУ НПО ПУ-9
Образовательные учреждения города Специалисты социально-психологической службы ОГБОУ НПО ПУ-9
Специалисты наркологического диспансера г.Черемхово
Специалисты Центра профилактики г.Черемхово
2 Подготовка и проведение образовательного семинара для 1 курса «Будьте здоровы!», по вопросам медицинского обслуживания и профилактики социально-негативных явлений. Сентябрь 2012г. Актовый зал ОГБОУ НПО ПУ-9 Медицинский работник
Педагог-психолог
3 Проведение цикла бесед с подростками и их родителями в целях повышения информированности в вопросах профилактики наркозависимости:
1. «Ответственное и уверенное поведение »
2. «Наркотики и закон»
3. «Стать «своим». Обязательно ли курить?»
4. «Здоровье – это красиво» В течение года Актовый зал ОГБОУ НПО ПУ-9 Волонтерский отряд «МЫ»
Специалисты СПС училища, психоневрологического диспансера,
Центра профилактики г.Черемхово, отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
4 Тренинг «Моя карьера» для выпускников школ обучающихся 1 курса Сентябрь 2012 Площадки образовательных учреждений города Волонтерский отряд «МЫ»
2.Подготовка и обучение волонтеров
5 Обучающий тренинг для волонтеров «Кто, если не мы?» Сентябрь-октябрь 2012г ОГБОУ НПО ПУ-9 Специалисты отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
6 Тренинг на проверку способностей принятия правильных решений и личной ответственности, коммуникации в группе «Затерянный в джунглях» (игровая форма) Ноябрь 2012 ОГБОУ НПО ПУ-9 Социально-психологическая служба училища
Специалисты отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
7 Мероприятия, направленные на повышение компетентности волонтеров, педагогов-психологов:
1. Тренинг по вопросам зависимости и созависимости и реабилитации для специалистов «Телефона доверия».
2. Тренинг по вопросам алкогольной и наркотической зависимости и создание мотивации «Мотивационное интервьюирование»
3. Тренинг по вопросам домашнего насилия созависимых, реабилитации и построения межведомственного сотрудничества. В течение года ОГБОУ НПО ПУ-9 Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье (КЦСОН г.Черемхово)
Центр профилактики г.Черемхово
Специалисты отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
8 Проведение супервизий случаев работы с зависимостями в рамках повышения профессиональной компетентности волонтеров 1 раз в месяц Специалисты психоневрологического диспансера,
Центра профилактики г.Черемхово, отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
Работа со специалистами
9 Проведение обучающего семинара для педагогов «Технологии социальной работы с зависимостями. Теория и практика»
1 раз в 6 месяцев
ОГБОУ НПО ПУ-9 Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье (КЦСОН г.Черемхово)
Центр профилактики г.Черемхово
10 Проведение семинара-тренинга «Психологическое консультирование созависимых» 1 раз в 3 месяца ОГБОУ НПО ПУ-9 Педагог-психолог
Организация и проведение акций с помощью волонтерского движения
11 Привлечение волонтеров для помощи в проведении акций и мероприятий плана по принципу «равный-равному»
В течение года
По графику
ОГБОУ НПО ПУ-9
Школы города Заместитель директора по УВР
12 Организация и проведение акции «Вопрос-ответ», в целях повышения информированности по вопросам профилактики употребления ПАВ
1 раз в 3 месяца Образовательные школы города Волонтерский отряд «МЫ»
Специалисты психоневрологического диспансера,
Центра профилактики г.Черемхово, отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики
13 Проведение бесед для обучающихся 5,6,7 классов школ города
(№№1,3,8,коррекционные школы №1,№2) «Как сохранить здоровье». Профилактика зависимости и применения ПАВ. Январь
Февраль 2013г. Школы города Волонтерский отряд «МЫ»
Зам.директора по УВР
14 Проведение выступления агитбригады «Жизнь» в образовательных учреждениях города «Я выбираю жизнь!». (актуализация темы здорового образа жизни, ответственного поведения, профилактика зависимостей) Декабрь
2012
Январь 2013 Школы города Волонтерский отряд «МЫ»
4.Организация досуговой деятельности в целях профилактики социально-негативных явлений
15 Организация деятельности спортивных секций, клубов и кружков по интересам подростков В течение года ОГБОУ НПО ПУ-9
ДК «Горняк»
ДК им. Горького
Дом творчества детства и юношества
ДЮСШ Руководители спортивных секций и кружков
16 Презентация творческих работ подростков «Мое будущее» 1 раз в полугодие Актовый зал ОГБОУ НПО ПУ-9 Руководители кружков и спортивных секций
Педагог-организатор
17 Проведение фестиваля самодеятельного творчества «Как прекрасен этот мир» (актуализация темы ЗОЖ и ответственного поведения) Ноябрь 2012г Актовый зал ОГБОУ НПО ПУ-9 Волонтерский отряд «МЫ»
Кл.руководителиМастера п/о
Педагог доп.образования
18 Участие в спортивных мероприятиях города и области по различным видам спорта В течение года Спортивные площадки города и области Руководители спортивных секций
III этап - аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.
Оценка эффективности реализации проекта
На начальных этапах реализации проекта были определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации школьников и студенческой молодежи города и сформированы (посредством изученных факторов) основные направления дальнейшей деятельности. Исходя из потребностей города (на основе полученной информации) была сформирована программа действий, направленная на позитивное изменение у молодых людей отношения к своему здоровью и отказ от вредных привычек.
За 2012-2013 год реализации проекта было проведено около 35 различных мероприятий и акций, что способствовало информированию населения города о работе волонтеров и реализации социально-значимого проекта, а также непосредственно вовлечению молодежи в общественную, спортивную, и творческую жизнь.
Посредством реализации тренинговой программы были достигнуты следующие результаты:- информирование подростков о современной проблеме наркомании,- формирование негативного отношения к данному явлению как способ предотвращения возможных проблем, с ним связанных,- популяризация здорового образа жизни и ценности личности человека,- формирование уверенности в себе и ответственного отношения к своему здоровью.
С тренингами – семинарами «На краю стою», «Бросаем курить вместе!», «Умей сказать НЕТ» наши волонтеры посетили за год 6 средних школ, лицей, 2 коррекционные школы.
Обучающий тренинг для волонтеров «Кто, если не мы?» был проведен 2 раза в этом году для новичков волонтеров.
Тренинг на проверку способностей принятия правильных решений и личной ответственности, коммуникации в группе «Затерянный в джунглях» (в игровой форме) был проведен для обучающихся нашего училища в разных группах с 1 по 3 курсы 8 раз. Тренинг «Моя карьера» для выпускников школ и студентов младших курсов проводился нами 8 раз. Всего было проведено за год более 30 раз различных тренингов.
Волонтерский отряд «МЫ» общаются с ребятами и после проведения тренингов-семинаров, с целью планирования дальнейшей работы, которая была бы интересна ребятам. Каждый участник тренинга после его проведения заполняют анкеты, где могут задавать вопросы тренерам, оставляют отзывы о работе волонтеров.
Таким образом, в определенной степени была повышена информационная осведомленность молодых людей о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, а так же девиантном поведении в молодёжной среде.
Группа волонтеров «МЫ» явилась связующим звеном между органами местного самоуправления, государственной власти и активной молодежи города, стремящейся внести позитивные изменения в свое окружение.
Так у молодежи города посредством группы волонтеров появилась возможность контакта с отделом по физической культуре, спорту и молодежной политики для изложения своих идей по благоустройству города.
Проведение всех тренингов-семинаров, мероприятий, акций предложенных волонтерами в рамках социального проекта «школа здорового будущего» проходит по согласованию с администрацией города. Отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике идет навстречу волонтерам и активно помогал в реализации проекта.
Подводя промежуточные итоги, общими результатами деятельности группы волонтеров, реализуемой в течение 2012-2013 учебного года в рамках данного социального проекта, можно назвать повышение информационной осведомленности молодежи о социально значимых проблемах города и активизация инициативной молодежи для решения поставленных проблем.
Данный проект может быть рассчитан на долгосрочный период, имея основный перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.
Для охвата более массовой аудитории необходимы дополнительные внешние ресурсы: финансовые и информационные.
В общем, на первоначальных стадиях реализации проект показал хорошие результаты и обеспечил отличные перспективы для дальнейшей деятельности.
Список литературы
1.     Антиалкогольное воспитание в семье./ Под ред. Д.В.Колесова, М., 1990.
2.     Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
3.     Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
4.     Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. М., 1998.
5.     Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1977.
6.     Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2003.
7.     Выбираю жизнь. Авторы-составители С.В.Горанская, О.С. Баранова. Петрозаводск, 2002..
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
9.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М., 1988.
10. Короленко И.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. М., 1990.
11. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2002.
12. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001.
13. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
14. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.
15. Методика работы социального педагога. / Составитель Г.С.Семенов М., 2003.
16. Мнацканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика.  М., 2002.
18. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.
19. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск, 2004.
20. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
21. Равич Р.Н. Трудный подросток. М., 2002.
22. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
23. Свит К. Соскочить с крючка. СПб., 1997.
24. Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки. – М.: Медицина, 1988.
25. Социальная педагогика. Курс лекций. /Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2002.
26. Умецкий О.С.Деликатная тема. М., 1989.
27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.