Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 11 класс ЕМН

Урок №6 Класс 11 ЕМН Дата проведения: _______

ТЕМА: Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина.
ЦЕЛИ: сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; расширить знания о вкладе Ч. Дарвина в развитие теории эволюции и становлении современной эволюционной теории; развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.
Оборудование: учебник, схема, портреты ученых
Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент, вводный
Приветствие, определение целей урока.

беседа

II Актуализация знаний, повторение домашнего задания
Фронтальная беседа.
Что представляет собой эволюция? Направления эволюции?
Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
Вклад К. Линнея в развитие науки.
Первая эволюционная теория Ж. Ламарка.
Каковы недостатки системы Линнея?
5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.
6. Работа по вариантам:
- Достижения и недостатки К. Линнея
- Достижения и недостатки Ж. Б. Ламарка
7. Сделать вывод о вкладе этих ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период.
Фронтальная беседа.


Проверка заполнения домашней таблицы
Проверка выполнения рефератов


Самостоятельная работа
3-5 минут


III Усвоение новых знаний
Предпосылки создания эволюционной теории:
Социально-экономические условия в Англии в начале XIX века: развитие промышленности и сельского хозяйства
развитие селекции
достижения в области геологии (Ч. Лайель), физики,. химии (А. Бутлеров, Д. Менделеев).
открытия в разных областях естествознания (палеонтология, анатомия, эмбриология, цитология, биогеография)
Ч. Дарвин (1809-1882) обобщил все имеющиеся в науке факты и сформулировал эволюционную теорию, учение о движущих силах эволюции.
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль»
А. Уоллес независимо от Ч. Дарвина обосновал идею естественного отбора на основе борьбы за существование.
Труды Ч. Дарвина: 1859 г. (20 лет) – «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор»
Раскрыл движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Подведение итогов. Вывод о вкладе Дарвина в развитие науки

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 29-30


Рассказ учителя, с опорой на знания учащихся













Оценка эволюционной теории Дарвина

IV Закрепление знаний
Почему учение Дарвина оказалось более убедительным, чем теории, выдвинутые его предшественниками?

Контроль учителя, взаимоконтроль, выставление оценок

V Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: п. 8
Реферат «Биография и труды Ч. Дарвина»», «Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение»