Занятие. Игры на развитие психических процессов

Занятие. Игры на развитие психических процессов.

Более 20-ти лет работаю в школе. Сейчас у меня в классе, где обучаются дети с задержкой психического развития: созревание организма, и развитие психических процессов (мышления, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит у них неравномерно и в замедленном темпе. Остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и знание должного, нужного, а значит, и познания школьника. Слабо развитая производственная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет нам полноценно осуществлять рутинную и напряженную учебную деятельность - дети устают.
Все эти явления, по моим наблюдениям, не имеют стойкого характера и при индивидуальной помощи взрослого компенсируются. В процессе проведения коррекционной работы мною были решены многие педагогические задачи. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые помогают мне в этом.

Игры па развитие восприятия
1. «Выложи сам». Ребенку дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить из них изображение.
2. «Магазин ковров». Сделать коврик для куклы. В середине большой квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 4 прямоугольника, справа 4 овала. Когда сделано несколько ковриков, можно играть в магазин и продавать их.
3. «Волшебная палитра». Предлагается нарисовать красками осенние листья, цветы на лугу, восход солнца и т.д.

Упражнения и игры ни внимание
1. Упражнение «Ладонь-кулак». Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.
2. Дается текст, где в каждом слове подчеркивается только первая, только вторая. только третья буква и т.д. (5 раз в неделю.)
3. Лабиринты, поиски различий.
4. Игра «Ищи безостановочно». В течение 5-20 сек найти вокруг как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.
5. Игра «Заметь все». Положить перед ребенком до 10 различных предметов, прикрыть. Приоткрыть их на 10 сек, снова закрыть и предложить перечислить. Приоткрыв снова на 10 сек, попросить перечислить, что за чем лежало. Поменять местам и два предмета, приоткрыть на 10 сек, попросить назвать два предмета, которые переложили.
6. Игра «Запомни порядок». Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 сек запоминает этот рядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.

Игры на развитие памяти
1. «Повтори за мной». Учитель простукивает определенный ритм карандашом по столу (фраза четкая и короткая). Один из детей повторяет фразу.
2. «Запомни движение». Учитель показывает детям движения из трех-четырех действий. Дети должны повторить их в том порядке, потом можно в обратном.
3. «Художник». Выбирается 2 ребенка, остальные смотрят. Один из выбранных детей - «художник», другой - «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика (2 мин), затем отворачивается и памяти описывает его внешность.

Игры па развитие воображения
1. «Волшебное яйцо». Детям раздается шаблон в виде яйца, они обводят его на бумаге и дорисовывают овал так, чтобы получился новый предмет.
2. «Узнай, кто я?» Нужно угадать предмет по устному описанию.
3. «Возьми и передай». Дети стоят в круг и передают друг другу воображаемые: предметы, называя их. Например, Аня передает Наташе «горячий утюг», та боится обжечься.

Игры на развитие мышления и речи
1. «Ну-ка, отгадай!» Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна его отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй группы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой группы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй группы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой группы отвечает: «Да». и т.д. После угадывания предмета группы меняются ролями.
2. «Определим игрушку». Дети при носят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями «он» или «она». Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка
1. «Баба Яга». Дети стоят лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, учителя), когда они сердятся. (Дети разыгрывают сценки.) Как вас ругают взрослые? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята рассказывают и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, деретесь, боитесь? (Разыгрывается по две-три сценки.)
2. «Три характера». Дети слушают три пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка». Вместе с учителем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей выбирают, кто какую, девочку будет изображать, а остальные должны по мимике определить кто из них кто.