Методики исследования психических процессов


Направление исследования
Название методики
Описание методики

Восприятие
Методика на восприятие детей. "Нелепицы"
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Внимание
«Методика «Корректурная проба»
С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем переключение и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).


Память
Слуховая механическая память. Диагностика «Запомни числа»
ИНСТРУКЦИЯ:
Сейчас вам будут прочитаны 12 чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. По сигналу числа надо записать в любом порядке на листочке. Затем в течение 30 секунд эти числа прочитываются испытуемым.
Набор чисел: 16 78 53 23 36 14 43 31 87 92 59 64
Обработка полученных данных: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.

Мышление
(мыслительные операции)
Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:  1.Лампа,фонарь,солнце,свеча.  2.Сапоги,ботинки,шнурки,валенки.  3.Собака,лошадь,корова,лось.  4.Стол,стул,пол,кровать.  5.Сладкий,горький,кислый,горячий.  6.Очки,глаза,нос,уши.  7.Тактор,комбайн,машина,сани.  8.Москва,Киев,Волга,Минск.  9.Шум,свист,гром,град.  10.Суп,кисель,кастрюля,картошка.  11.Береза,сосна,дуб,роза.  12.Абрикос,персик,помидор,апельсин.  Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).  Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.


Произвольность деятельности
Методика «Диктант» (Л.А. Венгер, Л.И. Цеханская)
Цель: диагностика умения действовать по правилу и инструкции, заданным вербально.
Исполнение: соединение фигурок на листе бумаги карандашом.
Контроль: проверка правильности выполнения.
Средства выполнения задания: вербальная инструкция, три правила соединения фигурок.
Материал: листок с фигурками для соединения
Инструкция'. «Давай поиграем с тобой в школу. Я буду учителем, а ты - учеником. Будем «писать диктант»: я буду диктовать, а ты будешь соединять эти фигурки под диктовку. Для того чтобы правильно выполнить задание, ты должен запомнить три правила:
-Крестики и квадратики можно соединять только через кружочек (показ).
-Соединять фигурки нужно, не прерывая линии: «веревочка не рвется».
-Соединять можно, двигаясь только вперед, вот так (показ)».
Тренировочная серия
«Квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком».
Серия 1
«Крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком».
Серия 2
«Квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком».
Серия 3
«Квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком».
Оценка:
Количественная (по Л.А. Венгеру, Л.И. Цеханской):
За каждое верное соединение дается по 2 балла. Максимальная оценка по каждой серии - 24 балла, по всему заданию - 72 балла.
В итоге может быть установлено следующее: как долго ребенок усваивает правила, выполняет ли все правила или только два (одно) из трех, приходится ли по ходу выполнения напоминать правила, замечает сам ошибки или исправляет, если специально на них указать.
Если младший школьник плохо справляется с этим вариантом диктанта, необходимо выяснить причину невыполнения - не может удерживать вербальную инструкцию или не может организовать деятельность по правилу.

Самооценка
Методика "Лесенка"
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).


Мотивация
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.)
(методика Н. Г. Лускановой)
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
Ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствуют, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 2530 баллов высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Второй уровень. 2024 балла хорошая школьная мотивация.
Третий уровень. 15–19 баллов положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый уровень. 10–14 баллов низкая школьная мотивация.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Тест
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.

1.Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся

Обработка данных: учитель собирает и обрабатывает данные тестов, делает выводы по каждому ребенку и строит свою дальнейшую работу согласно новой полученной информации.


Заголовок 115