Родительское собрание на тему : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов


Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округа Тольятти Подготовили:Воспитатель-Тришина Юлия Юрьевна 2014г. «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Не одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» д.м.н., профессор Ю.С. Шевченко Задачи: Создать условия для обеспечения психологически безопасной среды;Повышать активность, самостоятельность и успешную адаптацию ребенка в социуме;Формировать у детей умение противостоятьжизненным трудностям;Устранять личностные реакции, обусловленные эмоциональными расстройствами. Цель и задачи психолого-педагогической деятельности Цель : Формирование гармонично развитой личности ребенка. Основные группы детей с эмоциональными нарушениями 1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками 2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность слабо выраженная общительность, необоснованные страхи глубокое переживание обиды 3. Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность импульсивность Проблемы в развитии личности Психологические и педагогические подходы Педагогическая запущенность Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка. Проблема взаимоотношений с окружающими людьми Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Проблема эмоционально-волевой регуляции поведения. Гармонизация психоэмоционального состояния детей Социально – психологические проблемы Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми.Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Проблемы развития личности и психолого-педагогические подходы к ним Условия эффективности психолого-педагогической деятельности: Учет особенностей сензитивных периодов возрастного развития; Индивидуальный подход, с учетом специфики проблемы, «зоны ближайшего развития» ребенка, потребностей и мотивов, особенностей культурной и социальной среды, в которой он воспитывается; Соблюдение доступности, преемственности и последовательности в формах и методах психолого – педагогической деятельности; Положительная мотивация участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности (ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое). Подходы к профилактике эмоционального нарушения 1.Психодинамический подход - создание условий, которые снимают внешние социальные преграды, и провоцировали конфликт. 2. Поведенческий подход - исправление имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов. « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский Формы и методы психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в развитии личности детей Игры на восприятие музыки, танца и ритмики; Театрализованные игры и работа со сказкой (воздействие через образ, разные виды театра , образно-ролевые игры , чтение, драматизация); Воздействие средствами изобразительного искусства; Игры с конструктивным действием с учетом реальностей окружающего мира; Социально-коммуникативные игры; Беседы и моделирование различных ситуаций; Физминутки и дыхательная гимнастика; Психогимнастика (воздействие движениями, мимикой и пантомимой). Игры для детей с затруднениями в общении « Дракон »Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания «Сочини историю»Цель: Формировать умение детей общаться и находить общий язык , развитие интереса к жизни близких людей, знакомых, формировать умение не замыкаться на самом себе, развивает навыки связной речи и формирует умение высказывать собственное мнение «Рукавички»Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания « Давай поговорим »Цель: Развивать коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса детей Игры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей « Возьми себя в руки»Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Стойкий оловянный солдатик» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей ,формировать самоконтроль, закреплять умение действовать по сигналу « Замри !» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Кто за кем ?»Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Слушай команду !»Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Смотри на руки!» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей Релаксационные упражнения Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций « Подушечные бои »Цель: Развивать умение снимать отрицательных эмоций ,формирование умения управлять своим гневом и снижать уровень личностной тревоги «По кочкам»Цель: Формировать умения управлять своим гневом , снятие отрицацельных эмоций «Уходи, злость, уходи »Цель: Формировать умение ребенка раскрыть свой внутренний мир, постигать многообразие эмоций Игры , развивающие эмоции ребенка « Сказочная тропинка »Цель: Обогащать внутренний мир детей, формировать понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, развитие слухового восприятия, фантазии, умение понимать и чувствовать музыку.. «Назови чувство »Цель: Обогащать внутренний мир детей, закрепить знания о многообразии эмоций и чувств, развивать слуховую память и обогащать словарный запас «Изобрази чувство»Цель: Помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций « Похвалилки»Цель: Повышать самооценку ребенка и его значимости в коллективе «Добрый -злой, веселый - грустный»Цель: Закреплять знаний об эмоциях, формировать мышцы лица Игры на развитие самосознания и самооценки « Узнай кто это? »Цель- формировать эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, позитивное отношение к себе. «Что с тобой ?»Цель- формировать умение адекватно выражать негативные эмоции , развивать умение самостоятельно снимать напрежение, формировать навык самостоятель выявлять причины отрицательных эмоций «Я могу! »Цель- расширить представление о себе и формировать уверенность в своих возможностях, умение выражать свои мысли и желания. Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка « Поступаем правильно » Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность. «А что сказали бы вы?»Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, воспитывать чувство дружбы , умения делиться и умение высказывать собственное мнение «Вежливые слова»Цель: Формировать навыки отзывчивости и вежливости. « Молчанка»Цель : Развивать волевые качества, формировать умение сдерживать речевые импульсы. «Совушка-сова»Цель: Формировать самоконтроль, умение действовать по сигналу, развивать двигательную активность То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике,  учатся осуждать.  Дети, враждою воспитанные,   знают, как наказать.  Дети, в насмешках выросшие,    впитывают робость.  Много и часто стыдимые -  с виною своей неразлучны.  Те, кто воспитан терпимостью,  постигают науку терпения.  Воспитанные ободряющим словом,  умеют верить в себя.  Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.  А воспитание справедливостью учит детей доверию.  Дети, воспитанные одобрением,  живут с собою в ладу.  Одаренные дружбой, душевным теплом -   находят в мире любовь".  С.Фельдман "Становление нравственной личности" - М., 1996 Информации к размышлению ! Вывод «Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Благодарю за внимание! Информация к размышлению ! То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.  Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать.  Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.  Много и часто стыдимые -  с виною своей неразлучны.  Те, кто воспитан терпимость, постигают науку терпения.  Воспитанные ободряющим словом,  умеют верить в себя.  Дети, взращенные похвалою,  умеют видеть хорошее.  А воспитание справедливостью учит детей доверию.  Дети, воспитанные одобрением,   живут с собою в ладу.  Одаренные дружбой, душевным теплом -   находят в мире любовь".  С.Фельдман "Становление нравственной личности" – М., 1996 г.о.Тольятти, 2015 год МБУ детский сад комбинированного вида №153 «Олеся» « Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Подготовили:ВоспитательТришина Юлия Юрьевна Мастер-класс с родителями Осуществляя работу по исправлению отклонений в развитии личности ребенка , важно помочь ему в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий и совместной работы с родителями. Ребенок сам не может реализовать поставленные задачи и только систематическое и комплексное использование правильно подобранных нами, педагогами и психологами, и применение нами и вами, родителями в быту ,игровых методов и приемов поможет исправить отклонения в развитии личности ребенка. Игры для детей с затруднениями в общенииИгры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения напряжения у детейИгры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоцийИгры , развивающие эмоции ребенка Игры на развитие самосознания и самооценки Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка Релаксационные упражненияДыхательные упражненияФизминуткиТеатрализованные игры и работа со сказками Игры через восприятие музыки, танца и ритмики Игры через искусство и с конструктивными действиямиСоциально-коммуникативные игры и прочее…… Игровые методы и техники Советы по развитию Личности ребенка. Помните! Ребенок- уникальная Личность! Мы должны его уважать и ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. Дайте ему понять , что взрослые всегда готовы ему оказать личную поддержку и прийти на помощь. Проявляйте деликатность, терпимость, понимание и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции Проникнетесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком. Восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью - это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.