развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства

Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.
Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.
Однако, новую личность невозможно развивать и воспитывать только старыми способами, а потому так важны сегодня поиски новых резервов, методов и способов развития личности и раскрытия ее творческого потенциала. Поэтому современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.
Развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.
Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия «Творческие способности»: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Творчество процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата
Творческие способности нашли отражения не только в психологической литературе, а также в литературе, занимающейся осмысление художественной культуры.
Опыт отечественной и зарубежной педагогики предлагает ряд тестовых заданий и методик, позволяющих выявить уровень развития воображения у детей. Для диагностики креативных (творческих способностей) детей существует методика Е.П.Торенса «Неполные фигуры». Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта», позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных ее свойств – видение целого раньше частей.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь автора интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Каждый из педагогов, решивший заняться развитием воображения детей, вправе сам решить, какую методику выбрать. Возможно, использовать ряд тестов с тем, чтобы уровень развития воображения выявить наиболее полно.
Свою практику работы по данной проблеме необходимо начать с определения диагностических процедур. Было высказано предположение, что выявить специфику средств воображения можно при помощи анализа выполнения заданий на воображение. Эти задания должны дать ребенку возможность, оттолкнувшись от отдельной детали, черты реальности, построить новый целостный образ, включив в него эти черты. Кроме того, при их выполнении ребенок должен подчинить свое воображение определенной задаче, а не просто свободно фантазировать. С этой целью для диагностики воображения был использован модифицированный вариант методики Е.П.Торренса (модификация О.М.Дьяченко). Ребенок дорисовывал последовательно предъявляемые ему карточки с фигурами и элементами предметных изображений, причем дорисовывание может проводиться как внутри контура, так и за пределами фигуры при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении этой фигуры, то есть использует фигуру возможно в разных ракурсах.
Ребенку предлагается один (любой) из двух вариантов карточек. При повторном проведении диагностики (после развивающих занятий) использовался второй вариант карточек.
Главную роль в формировании индивидуальности ребенка, безусловно, играют родители. В настоящее время большой интерес у современных родителей вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство; бумаго-пластическое моделирование; декоративно-прикладное искусство; архитектура и дизайн. Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды.
Методы и приемы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности:
1. Эмоциональный настрой
На занятиях используются музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствует возрасту детей, а так же теме занятий. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: смиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
2. Художественное слово
Художественное слово и изобразительное искусство имеет множество точек соприкосновения. Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
3. Педагогическая драматургия
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования все это помогает развивать у детей эмоции и воображение Также они путешествуют в реальные места в мастерскую художника, в выставочный зал, совершают экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все будь то природа, зал или улица становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают, будят чувства детей.
4. Пластика
На занятиях все свои мысли и переживания дети проявляют через движение, так же на занятиях активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», « Падающие листья», «Снежинки» не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
5. Театр
Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
Используются элементы теневого театра. Где изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. В ходе работы дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
6. Игра
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры нравственные, эстетические.
Требование сегодняшнего дня – это поиск средств и методов по воспитанию творчески мыслящих людей. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.
Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.
Творчество процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата.
Особенности изобразительной деятельности ребенка изучаются психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция образного мышления, проводится психологический анализ процесса изображения, анализ связи умственного развития и изобразительного искусства, а также связи между личностью ребенка и образом, созданным им. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детское творчество с точки зрения его психологической значимости изучено еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих его природу.
Развитие творческих способностей нашли отражения не только в психологической литературе, а также в литературе, занимающейся осмысление художественной культуры.
Опыт отечественной и зарубежной педагогики предлагает ряд тестовых заданий и методик, позволяющих выявить уровень развития воображения у детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Денисова О.В. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников//http://festival.1september.ru/articles/529933/
2. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АН СССР, 1958. -231с.
3.Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. М., 1960. -N 3. –С.12-14
4. Кохановский, В. П. и др. Основы философии науки.
· Феникс, 2007 г.
· 608 с.
5. Развитие творческих способностей детей. Диагностика, система занятий/Авт.-сост. С.Г.Королева.-Волгоград: «Учитель», 2010.-114с.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт»



Реферат
на тему:
«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства»


Выполнила:
Багатикова Нелли Васильевна






Борисоглебск
2014 г