Статья: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей на занятиях детской литературы


В.Н. Родова, преподаватель детской
литературы ГБПОУ "Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького" Нижегородская обл.
Развитие художественно- творческих и познавательных способностей на занятиях детской литературы
Успех литературного образования зависит не только от его содержания. Поэтому просто необходимо, чтобы процесс познания литературы был связан с активной творческой деятельностью самих студентов. «Творчество--деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»[2,с.303]. Задания творческого характера развивают любознательность студентов, формируют у них полезные навыки самостоятельной работы с текстами изучаемых произведений, с дополнительной литературой. Данные навыки просто необходимы будущему педагогу. Поэтому мы в своей практике стараемся использовать различные виды творческих заданий: инсценировки отрывков изучаемых произведений (например, инсценировка стихотворений С. Я. Маршака), художественное чтение, создание сказок, загадок…При катастрофически малом количестве учебного времени, отведённого на изучение литературы и детской литературы задания творческого характера являются одной из важных форм контроля знаний студентов, выявления результатов их самостоятельной работыДостижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют такие особенности:
« - выявить, учесть и развить творческие способности;
- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт»[1,с.85].
На ступени обучения при освоении МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» обучающиеся продолжают выполнять задания творческого характера. «Мышление творческое не предусматривает оценочности, а предусматривает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил» [3, с.9].
Существует убеждение, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, но подчас они не реализуются или реализуются не полностью.
Если действительно хочется развить творческий потенциал, нужно, прежде всего, развить образное мышление. Этому лучше всего служит сказка. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично. Сказка входит в его мир с самых ранних лет, как реальность. Он верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости. Часто ребенок не только воспринимает сказку, но и создает ее, живет в ней. Будущий учитель должен быть готов работать с разными видами сказок. Поэтому студенты колледжа на занятиях с увлечением занимаются сочинительством сказок, хотя это не совсем простое дело. Для того чтобы создать сказку, предлагаем темы из жизни современного общества, о добре и зле, о правде и справедливости, о верности и т. д. («Бедность не порок», «Не красота важна, польза»). В сказках о животных, о цветах нужно было вообразить ситуацию, придумать образы, наделив их какими-то живыми чертами («Как ветер человеку покорился»).
Выдумывая сказки, как правило, идут двумя путями: либо берут готовую форму классической или народной сказки («Петушок и три волшебных зернышка», «Иван-освободитель»). Либо пользуются материалом собственной жизни, создавая сказочные образы и выдумывая ситуации («Не красота важна, а польза»).
Петушок и три волшебных зернышка.
Жили-были в одной деревушке: Лисица –сестрица, на все руки мастерица, Зайчишка-мальчишка, попрыгушка-Лягушка, Волчок-серый бочок, косолапый Мишка и Петушок-волшебный голосок. И так они дружно жили, друг другу во всем помогали, что не было им равных.
Больше всего они любили чудесное пение Петушка. Под его пение вставали не только жители деревушки, но и само Солнышко пускало первые лучики. Все вокруг пробуждалось и жители приступали к своим делам. И лишь Солнышко начинало садиться, все ложились спать.
Весело проходила жизнь в маленькой деревушке, а пение Петушка всех подбадривало. Но однажды что-то произошло. Никто не услышал волшебного голоса Петушка, а Солнышко уже не так весело играло своими лучиками, затихла жизнь в деревушке. Виной тому стала злая колдунья, которая очень не любила Петушка за его звонкий голос, она ему завидовала. Ведь у нее был противный, хриплый голос, который всех пугал. Вот она и решила похитить голос у Петушка, а ему отдать свой. Наварила она зелья и полила им зернышки, а потом подбросила их Петушку, чтобы он их съел. Ничего не подозревая, склевал Петушок отравленные зернышки, а на следующее утро пропал волшебный голосок.
Отправились они на поиски. Шли они лесом, темными дебрями, болотами и доносился до них голос, который принадлежал Петушку, но не был таким чудесным, он лишь отпугивал всех. А Колдунья радовалась своему голосу, пела и пела без умолку.
Идя на этот голос, дошли друзья до избушки, где и жила Колдунья. Она была такой ужасной, что, увидев ее, все испугались и разбежались кто куда, а она же от радости запела еще громче: «Не получит ваш Петушок больше голоса никогда, не будет в вашей деревне больше мира… Его спасут лишь три волшебных зернышка, но вы их никогда не найдете!»
Пригорюнились друзья. Но решили все-таки идти на поиски этих зерен.
Еще ужасней оказалась их дорога, они совсем уже выбились из сил. Решили они немного передохнуть, а потом вновь отправиться в дорогу. Вышли они на полянку. А там цветов видимо-не-видимо. Один краше другого. Присели они здесь и начали обсуждать свой дальнейший путь. А со всех сторон доносятся птичьи голоса, от цветов исходят прекрасные ароматы, а бабочки порхают и игриво уводят всех за собой. Побежал Зайчишка за одной из бабочек, а та вдруг скрылась в цветах. Искал ее Зайчишка, искал, но вдруг вместо бабочки увидел он чудо. Конечно же, чудо, ведь среди всех цветов возвышался золотой колосок, а в нем - три зернышка. «Вот оно спасенье нашего Петушка!» - радостно прокричал Зайчишка. Обрадовались друзья, сорвали колосок и отправились домой, а впереди летела бабочка, которая вывела их короткой дорогой.
Совсем ослаб Петушок. И едва проглотил он последнее зернышко- вдруг все вокруг ожило. Засверкали глазки у Петушка, распрямился он, расправил крылья и запел он свою песенку. Разыгралось Солнышко, развеселились все, а Колдунья со злости так разбушевалась, что превратилась в старый трухлявый пень, на котором стали расти поганки.
Вновь закипела жизнь в деревушке. Все стали жить-поживать да добра наживать. (Кубарева Оксана, студентка 1-го курса)
Эта сказка вполне законченное произведение. Здесь и фантазия, и выдумка, поэтический язык, форма передает содержание, фраза динамична. Студентка умело пользуется огромным богатством русского синтаксиса.
Не красота важна, а польза.
В лесу полянке жил-был Мухомор. Шапка красная, белая манишка. Не гриб- картинка. Уж так Мухомор собой гордился: «Не я ль самый красивый гриб в лесу!»- говорил он с каждым восходом солнца, посматривая в капельки росы. А Солнышко лишь смеялось в ответ и пригревало его своими лучиками, отчего Мухомор становился еще краше.
Однажды появился на поляне грибник. Прилег он в тени раскидистого дуба, а корзину, полную грибов, рядом поставил. Лежал-лежал да и уснул!
Увидел Мухомор грибы в корзине и говорит: «Эх вы, лисички-подберезовики, и красоты в вас нет и жизнь коротка. А я и красивый, и жить мне в лесу всю жизнь, и на сковороду не попасть!»
Лежал в корзине и мудрый гриб Боровик. Услышал он такие слова и отвечает Мухомору: «Ты, мухомор, хоть и краше всех, да толку от тебя мало. Мы человеку пользу приносим, а ты гриб бесполезный!»
Услышал Мухомор такие слова и стало ему стыдно. Захотелось стать полезным грибом.
Вдруг появился на поляне Старичок-Лесовичок. Говорит он Мухомору: «Вижу, Мухомор, не гордишься ты больше собой, за это сделаю я тебя полезным грибом. Будешь ты для зверей лекарством незаменимым. Да впредь не забывай-не красота важна, а польза» (Степнева Елена, студентка 3-го курса).
Довольно удачно студентка рассказала о внутренней борьбе, которая происходит в человеке, в его душе, о том выборе, который делает человек ежедневно, ежечасно: приносить пользу другим или жить только для себя.
Мы хотим, чтобы творческое начало не ушло из жизни обучающихся педагогического колледжа, ибо через него порой легче понять реальность, нежели другим путем.
Рассказанное и проделанное нами не исчерпывает всех возможностей, которые открывает преподавателю творческая работа . И наверняка надо искать возможности, пути побуждения обучающихся создавать что-то новое, прийти к ощущению внутренней раскованности, внутренней свободы, без которых это невозможно.
«Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом оригинального подхода к любой работе, образному видению и логическому осмыслению виденного, к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей»[4, с. 5]
Список литературы:
1. Гуслова М.Н.Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. —М.: Издательский центр «Академия», 2010.—288 с.
2. Словарь по социальной педагогике/авт.- сост. Л.В. Мардахаев.—М., 2002.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011.-224 с.
4. Бершадская Н. Р., Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: «Просвещение», 2006.-176 с.