Система сенсорного воспитания Ф. Фребеля.


Система сенсорного воспитания Ф. Фребеля.Выполнила: Рябова К. Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами».
Почему это именно «сад»?  Ф.Фребель объяснял это так: настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения1дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе2


Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей.  Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке
Фребель предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов
Он разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру
Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Первый дар Фребеля Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.Текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Игры с первым даром.




Второй дар ФребеляЭтот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра
Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной.  И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает Шар -  символ «единства в единстве», бесконечности, движенияКуб  - символом покоя, «единства в многообразииЦилиндр - сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении



Другие дары Фребеля Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.


Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинкеА еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии





Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины. В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка. Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля: Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году! Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Список литературыАксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. Волобуева Л.М. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства.[Текст]/ Л. М. Волобуева – М., 2001.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. [Текст] / А. Н. Джуринский. - М., 1998. Лубенец Н.Д. Фребель и Монтессори: (Их системы воспитания детей) [Текст] / Н. Д. Лубенец. - Киев. Кушнерев и К, 1915. Спасибо за внимание!