Презентация к учебному занятию по теоретическим основам и методике развития речи у детей


ОГАПОУ«Белгородский педагогический колледж» Белгород, 2015 Назаренко Татьяна Александровнапреподаватель Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:«О, как же ты красива!» Е. Щукина Верите ли вы, что сегодня на занятии будет интересно? Верите ли вы, что сегодня на учебном занятии вы устанете работать? Верите ли вы, что по окончании нашего занятия, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической практики? Для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Какие задачи по развитию речи решают дошкольные образовательные учреждения? Задачи Развитие диалогической речи Развитие монологической речи Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Воспитание звуковой культуры речи Чтение художественной литературы Подготовка к обучению грамоте …самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события  …это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события какие виды детских рассказов выделяет современная наука;кто занимался проблемой развития связной речи дошкольников;какие требования предъявляются к наглядным материалам;какова структура организованной деятельности по обучению дошкольников связным высказываниям. «+» - то, что уже известно«-» - то, что противоречит вашим представлениям«!» - то, что является для вас интересным и неожиданным«?» - если что-то неясно, возникло желание узнать больше Вам необходимо прочитать готовый текст и по ходу чтения сделать пометки Прочитайте готовые утверждения и определите верные или неверные эти утверждения. Заполните таблицу. Ваша задача в первом столбце написать все, что вы знаете о детских рассказах, а во втором – все, что хотите узнать. «Методика обучения рассказыванию по восприятию (на наглядной основе – по игрушкам и картинам)» 1. Понятие и значение рассказов по восприятию.2. Требования к подбору наглядного материала.3. Виды детских рассказов по восприятию.4. Структура образовательной деятельности по обучению рассказыванию. Какими видами рассказов владеют дети дошкольного возраста?  Виды детскихрассказов Виды детскихрассказов Рассказы по восприятию Рассказы попамяти Рассказы повоображению об игрушках о картинах пересказ художественныхпроизведений рассказы из личногоопыта творческие рассказы это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, которое носит деловой характер, где много точных определений, обстоятельств, присутствуют и элементы образности. это связный рассказ о каких-нибудь событиях, основой которого является сюжет, развертывающийся во времени. Проблемой обучения дошкольников рассказам по восприятию занимались ученые: Елизавета Ивановна Тихеева, Евгения Александровна Флерина, Анна Александровна Люблинская, Алиса Михайловна Бородич,Валентина Ивановна Яшина,Оксана Семеновна Ушакова и многие другие. Каково значение описательных рассказов для развития детей дошкольного возраста? уточняют представления детей об окружающей действительности;развивают наблюдательность и любознательность;помогают в решении воспитательных задач (это формирование дружеских отношений между собой, умение любоваться окружающей природой). активизации словарного запаса;Совершенствованию грамматического строя речи (дети учатся правильно строить предложения);развитию звуковой культуры речи (дети учатся говорить отчетливо, внятно, говорить достаточно громко, чтобы рассказ был интересен слушателям);формированию диалогической речи, так как перед составлением рассказа нужно рассмотреть игрушку или картину, где дети отвечают на вопросы педагога и сами задают уточняющие вопросы. способствуют : Какие типы картин и виды игрушек можно использовать в работе с дошкольниками? Типы картин Виды игрушек Требования, предъявляемые к игрушкам и картинам, используемых в работе с детьми(стр.307-308) Типы картин Предметные картины Сюжетныекартины Репродукции картин Серии сюжетныхкартин портреты пейзажи натюрморты Виды игрушек дидактические сюжетные готовые наборы игрушек,объединенные одним сюжетом наборы, составленные педагогом Все ли игрушки и картины можно использовать в работе с дошкольниками? игрушки и картины должны быть интересными и понятными;воспитывающими положительное отношение к окружающему;игрушки и изображения должны быть реалистичными, так как условное, формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;доступность и содержательность. Так, например, картины не должны быть с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;следует избегать излишней штриховки, набросочности и незаконченности рисунка;игрушки не должны быть слишком мелкими. Игрушки Картины Вторая младшая группаСредняя группа куклы, изображающие детей разного возраста: кукла – дошкольник, кукла – малыш, кукла – школьник, и куклы разного пола.мягкие игрушки, изображающие животных. картины из серии Соловьевой «Наша Таня»;картины из серии Батуриной «Мы играем»;картины из серии Веретейниковой «Домашние животные». Игрушки Картины Старшая и подготовительная к школе группы добавляется сложная техническая игрушка (скорая помощь, пожарная машина);умывальные предметы и школьные принадлежности;наборы игрушек для составления рассказа (важно продумать связь между отдельными игрушками). более сложные картины для ДОУ и младшей школы. На них много действующих лиц. Они изображены как на переднем, так и на заднем плане. Изображение более мелкое. Много сюжетных линий. Содержание картины должно быть близким опыту детей. Используют пейзажи и натюрморты. Виды рассказов описательныерассказы сюжетные рассказы что это или кто это?как выглядит?что делает или что с ним можно делать?Используется в младшей и средней группах с чего все началось?как все происходило?и чем все закончилось?Используется в старшей группе. Структура организованной деятельности по обучению дошкольников рассказам по восприятию 1. Вводная часть. Цель: заинтересовать детей и вызвать желание к рассматриванию 2. Основная часть. Цель: научить составлять рассказы 3. Заключительная часть. Цель: подведение итогов деятельности. 1. Рассматривание 2. Приемы для обучения рассказыванию 3. Рассказы детей 4. Обучающая оценка каждому ребенку 4. Включение физминутки разработать конспект образовательной деятельности по обучению дошкольников рассказыванию по картине или по игрушке. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.