Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности «Невероятные приключения на необитаемом острове»


муниципальное казённое образовательное учреждение детский сад №9 пгт. Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края
Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности «Невероятные приключения на необитаемом острове»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила:
Кафидова Наталья Геннадьевна
воспитатель I квалификационной категории
2016
Интегрированное занятие познавательно-экспериментальной деятельностью в подготовительной группе "Невероятные приключения на необитаемом острове"
Программное содержание: Развивать поисковую деятельность детей на основе поставленной проблемы. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
– экспериментирование с объектами живой и неживой природы;
– через рисунок передавать пережитые моменты;
Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Воспитывать умение вести себя в экстремальной ситуации.
Форма организации: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Активизации словаря: Необитаемый, фильтрация, арахис, грецкие орехи, поролон, пенопласт.
Материал к занятию: Картинка сигнала SOS; пенопласт, деревянная палочка, бумага, поролон; очки, бинокль, сеть, клочки бумаги, банки (стеклянная, деревянная и металлическая); стаканы пластиковые; термос с горячей водой; воронки, банки с мутной водой; вата, кусочки ткани, кусочки марли; мешочек с орехами; ракушки, камешки, глобус, музыкальный центр, звуки моря, шторма, самолёта, макеты пальм, лодки.Предварительная работа: знакомство с историей создания предметов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по морю. Вы согласны? Если вы отгадаете мою загадку, узнаете, на чём мы отправимся в морское путешествие.
Без рук, без ног,
На брюхе плывёт,
Спереди носок,
Сзади рулёк,
По бокам ручищи,
А внутри людищиДети: Лодка
Воспитатель: Правильно, ребята! Но прежде, чем мы отправимся в морское путешествие, давайте произнесём волшебные слова.
- Мы ладошку в ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем петь, путешествовать, играть,
Чтобы добрыми умными стать.
Воспитатель: Ребята, занимайте места в лодке и вперед в путешествие!
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и представьте, что вокруг нас безбрежное море, чайки кружатся над волной, вдалеке резвятся дельфины. (Звучит тревожная музыка). Но вот налетел ураган, пошёл сильный дождь, на море разыгрался шторм! Держитесь крепче за руки, чтобы волной нас не выбросило за борт! Открывайте глаза. Смотрите! Буря нас выбросила на берег. Ветер стихает, а вот и солнце выглянуло!
Воспитатель: Интересно, где это мы оказались? Со всех сторон нас окружает вода. Кто из вас догадался, где мы?
Дети: Мы на острове, потому что со всех сторон мы окружены водой.
Воспитатель: Как же образовались на Земле острова?
Дети: Сначала наша планета была залита водой, потом климат потеплел, вода стала испаряться, и появилась суша,
(Рассматривание с детьми глобуса, нахождение на нём острова)
Воспитатель: А где же ваш остров? Найдём его на карте. Вот он. Какой маленький! Что же сделать, чтобы нас заметили проходящие суда?
Дети: Можно зажечь костёр на берегу.
– Можно написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить далеко в море.
– Надо покричать, построить плот.
– Можно выложить на берегу сигнал SOS.
Воспитатель: Давайте попробуем выложить сигнал SOS (дети выкладывают его по образцу из камней, ракушек). Превосходно! Ребята, мы будем строить плот, какой из этих материалов мы выберем?
(Предлагаю детям лежащие на столе материалы для строительства плавучего средства: пенопласт, поролон, картон, дерево).
Воспитатель: Ребята! Проведём эксперимент, где мы определим, какие материалы нам подойдут для строительства.
Проводится эксперимент.
Воспитатель: Какие материалы нам не подходят? Почему?
Дети: Это картон и поролон. Они впитывают воду, размокают и тонут.
Воспитатель: Интересно, были ли до нас тут люди? Если никто не живет на острове, как его можно назвать?
Дети: Необитаемый остров.
Воспитатель: Давайте, обследуем его. Но будьте осторожны. На каждом шагу нас подстерегают опасности. Кого следует остерегаться?
Дети: В лесу могут быть змей.
– На острове могут быть ядовитые науки.
– В реке плавают крокодилы, а в море – акулы, пираньи.
Воспитатель: Попробуем найти на острове что-нибудь, что нам пригодиться.
(Дети обходят группу и находят очки, бинокль, банку из-под кофе, сеть, веревку).
Воспитатель: Покажите, что вы нашли? Как это может нам пригодиться?
Дети: Сетью можно ловить рыбу. В бинокль можно смотреть, не плывут нам на помощь. Бумага нужна, чтобы разжечь костер.
Воспитатель: Как же мы разведём костер, ведь у нас нет ни спичек, ни зажигалки?
Дети: Можно линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие ветки.
– Или стучать камень о камень, пока не получится искра.
– Можно вращать деревянную палочку на дереве.
Воспитатель: С вами не пропадешь. А для чего нам может пригодиться банка?
Дети: Можно из нее пить, как из стакана.
Воспитатель: Давайте проверим, из какой банки удобнее пить. (Наливаю горячую воду в металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный сосуды: дети осторожно трогают их руками). Какой сосуд нагрелся меньше?
Дети: Деревянный меньше нагрелся.
Воспитатель: Ну и жара на этом острове! Давайте искупаемся в море.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно…
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Воспитатель: Так хочется пить! Можно ли пить морскую воду?
Дети: Нет, нельзя, потому что она солёная.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Можно поискать родник.
– Выжать сок из апельсинов.
– Собрать дождевую воду, росу с листьев.
Воспитатель: Можно ли такую воду пить сразу?
Дети: Нет, она грязная, в ней могут быть мусор, микробы.
Воспитатель: Надо ее очистить или профильтровать.
(Дети подходят к столу, на котором стоит налитая в банки мутная вода, рассматривают разные очистительные средства: вата, марля, ткань, фильтровальная бумага; дети процеживают воду, выясняют, какой фильтр лучше очищает воду).
Воспитатель: Молодцы! Прекрасная работа! А можно ли эту воду пить сразу?
Дети: Нет, ее надо прокипятить.
Воспитатель: Умницы! Я думаю, вы проголодались. Но запасы продуктов утонули. Что будем делать?
Дети: Можно поискать в лесу фрукты, ягоды.
– Можно ловить рыбу.
Воспитатель: Я нашла на острове что-то вкусное и питательное. Попробуйте догадаться, что это у меня в мешочке.
(Дети на ощупь определяют – орехи).
Воспитатель: Возьмите по одному грецкому ореху и повторяйте за мной:
Я катаю свой орех,
Будет он круглее всех.
Покатаю я в руках круглые орешки,
Будут ловкими теперь пальчики, ладошки.
(Дети катают орехи между ладонями в разных направлениях, повторяя слова).
Воспитатель: Приближается ночь. Где же нам ее провести?
Дети: Можно найти пещеру и там переночевать.
– Можно сделать шалаш из веток и листьев.
– Можно сделать дом из камней.
Воспитатель: Молодцы! Но что это? Я слышу звук самолета! Кто-то спешит нам на помощь. Надо привлечь его внимание!
(Дети кричат, размахивают руками, платками, воспитатель машет шестом с привязанным к нему яркой косынкой).Воспитатель: Ура! Нас заметили! (Дети радуются, обнимаются). Занимайте места в самолете! Вот и вернулись мы домой! Как хорошо! Как приятно общаться с такими умными детьми! Мы выжили на необитаемом острове! Наше путешествие заканчивается. Мы расскажем, всем о наших приключениях, напишем книгу о них и поместим туда свои рисунки. Назовем её “Необыкновенные приключения на необитаемом острове”.
Воспитатель: А сейчас мы угостимся и угостим гостей вкусными и питательными орешками.