Система упражнений Формирование и развитие навыков беглого чтения



Система упражнений для формирования и развития навыков беглого чтения

Навык чтения, как и любой другой навык, проходит длительное развитие: в начале ребёнок овладевает звуковой системой языка, затем учиться читать с ориентировкой на гласную букву, далее осваивает чтение сочетаниями слов.
Важно при обучении грамоте дать ученику ориентиры чтения, чтобы он как можно раньше овладел чтением.
Русское письмо звуко – буквенное; читающий ориентирует в процессе чтения звуками. Поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. Это поможет предотвратить разъединение процесса восприятие и узнаванье слов, которые мешают ребенку овладеть речью. Слияние техники чтения и понимание- это длительный процесс.
Упражнения для формирования динамического чтения подобраны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и психофизиологических процессов чтения. Это позволяет не только формировать прочный навык беглого чтения, но и обеспечит развитие в целом: их память мышления, речи, внимания, орфографической зоркости.
Начальный этот приходиться в основном на период обучения грамоте.
Основная цель этапа – обеспечить быстрый переход от слогового чтения на чтение целыми словами и словосочетаниями.
Чтобы дети овладели, процессом чтения целых слов на уроках, решаются следующие задачи:
Развитие фонематического слуха.
Подготовка артикуляционного аппарата.
Упражнения для развития пальцев.
Дать детям ориентиры в чтении целых слов.
Упражнения на совершенствования чтения целыми словами.

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.

Интонирование произношение слова, то есть последовательное выделение каждого звука для его характеристики ( П-п-п-парта, Па-а-а-арта, Пар-р-ррта, и так далее).
Игры- звукоподражания.
Ты слышал, как жужжат пчелы?
Попробуй пожужжать так Ж- ж-ж .
А теперь давай поговорим на пчелином языке, будто мы пчелки.
Вот так:- Давай дружжжжжить?
- Где ты жжжжживешь?
- Я жжживу в этом жжжилище.

3.Или чтение стихов Э. Мошковской «Ночные стихи».
Вот приШел бесшумно Шорох
Новостей принес он ворох,
И все Шорохи слетелись,
И соШлись со всего света,
И ШуШукались до света
За Широкой наШей Шторой
И Шептал им что-то Шорох
Что-то страШное чудное
Что-то тайное ночное
РазШумелся расШептался,
А под утро распрощался
Шорох выШел, Шелест выШел.
Игра «Магазин».
На прилавке разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, пуговицы и так далее.
- Что выбрал?
- Ложку.
- За эту ложку надо заплатить первым звуком этого слова.
5. Игра в слова.
- Мы будем играть в слова. Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь другим словом, которое начинается с этого звука. СЛОННН- НОССС-ССЛИВАА-ААБРИКОС и так далее.
6. Доктор звуков.
Чтобы лечить больного, доктор прописал ему 10 слов на (РРР) какая болезнь у больного?
7.«Запретные звуки» (Х, Ч).
- Что продают в булочной? ...леб.
- Какой предмет у меня в кармане? ...асы.
8. «От бочки до точки».
- Повстречалась бочка с точкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные!»
- Какие это звуки? Назовите их. Какое слово получится, если первый звук в слове БОЧКА заменить на «Д», «К», «Н», М».
9. Найди слова, в которых есть данный звук.
а). Какие игрушки вы можете подарить кукле Аленке. Звук (У) КУкла, Уточка, петУшок, КУбики, мяч, гУсь, машина и так далее.
б). Назови слова о зиме (звук И) ЗИма, санИ, снеговИк.
в). Слова, в которых бы не было этого звука: Мороз, каток, холод, горка, лед.
10. Какой звук заблудился?
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый, лук
С длинными усами».
11. Назови слова, в которых было бы столько звуков, сколько в слове МАК.
12. Для развития умения выделять ударный слог использую такие упражнения.
- Найди картинку к схеме хХх (Х- сильный хлопок в ладоши соответствует ударному слогу в слове).
- Прохлопай слово.
- Запиши хлопками слово.
- Угадай, какое слово задумано? хХхх.

Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата.

Каждый урок с речевой зарядки (2-3минуты), которая способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, способствует развитию четкости и правильности речи.
«Забей гол»: Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.
«Почисти зубки»: Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
«Достать нос и подбородок кончиком языка».
«Часики»: Высунуть острый язык, прижать его зубами и двигать слева направо, чтобы зубы терли серединку языка.
«Задуй свечу»: Щеки должны быть втянуты.
«Покусывание высунутого языка» (Весь язык).
«Блинчики»: Быстрое покусывание языка с одновременным присасыванием (п.а.п.а).
«Пироги»: Покусывание свернутого в трубочку языка.
«Гриб»: Язык присосать к нёбу и широко открывать рот.
«Гармошка»: Язык присосать к нёбу, а рот открывать и закрывать.
«Лошадка»: Цоканье.
«Сделать О и сразу широкая улыбка».
«Дворник»: Высунутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы.
«Качели»: Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.
«Сделать трубочку из языка и подуть в нее, чтобы на ладошах ощущать теплый воздух.

Упражнения для развития пальцев рук.

Практика показала, что такие упражнения очень полезны при обучении читающих детей, а также при обучению детей скорочтению.
Поставить руки на парту, вращать кисти рук в различных направлениях.
Сложить ладони и разводить пальцы рук.
Сомкнуть пальцы, вращать большие пальцы один вокруг другого.
Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцем другой руки, поднимая и опуская их.
С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки в кулак.
По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
Медленное плавное сжимание вытянутых рук в кулак: темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
Постукивание согнутыми пальцами по парте, в начале совместное, в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
Вытянуть руки, слегка потрясти кисть пальцами другой.

Ориентиры в чтении слогов и слов.

В качестве основной единицы чтения выступает слог. Ориентиром в чтении слого-слияния является гласная буква.
Ориентир 1.
Гласная буква- ориентир в чтении твердого или мягкого согласного звука.
ЛЮК-ЛУК, МЯЛ-МАЛ, БИЛ-БЫЛ.
Ориентир 2.
Если слог или слово начинается с гласной буквы, для прочтения достаточно опознать и назвать гласную букву. АИСТ, УТКА, ОСЫ, ИВЫ.
Ориентир 3.
Согласный вне слияния в начале слова, в середине произносится как твердый согласный звук.
КРОТ, МАК, ПАРТА.
Ориентир 4.
Если после согласной буквы стоит ь- когда звук произносить мягко.
СОЛЬ, МОЛЬ, УГОЛЬ.
Ориентир 5.
Если после согласной - согласная буква, то смотри на последующую букву и учись произносить несколько звуков за одну порцию выдыхаемого звука.
ЛИСТ, КУСТ.
Ориентир 6.
«Ъ» и «Ь» знаки перед гласным буквами указывают, что на их месте надо произнести слияние, первый звук в котором (Й) предшествующий согласный звук произносится мягко.
ВЬЮГА- ВЙУГА.

Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.

Чтение слогов и слов, составленных из разрезной азбуки.
Рассыпанные буквы.
Из разрядной азбуки на задание буквы собираются в слова.
Например: Т, О, С, И, Р, К. Слова (Трос, тросик, рис, рот, рост и так далее.)
Чтение слов с наращиванием.
Чтение карточек.
Печатание слоговых таблиц.
На доске слог. Ученики по очереди пишут свои слоги так, чтобы получились слова.
КО-НИ-ТА-РА-МА-СЛО-ВО-ДА и так далее.
Чтение за диктором.
Чтение в группах или парах.
Многократное чтение.
Параллельно с работой по формированию беглого чтения проводится работа на уроках письма
-безотрывное письмо узоров и элементов букв
-безотрывное письмо слогов на слух
-безотрывное письмо слов на слух с замером скорости
(писать как можно быстрее и красивее)
-письмо на слух предложений, состоящих из 2-3 слов.

Игры на развитие кратковременной памяти.

Игра «Разведчики».
На стол выкладывается 20 мелких предметов. Короткое время дети могут смотреть, перечислять предметы, трогать их руками, после этого предметы закрываются, а дети по памяти перечисляют их.
Игра «Вспомни».
Класс делится на 2 группы. Игра проводится в быстром темпе. Ученик, на которого показывает учитель, должен вспомнить название горы, реки, стихотворение, правило, популярную песню и так далее.
Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.
Игра «Фотограф»
В течении нескольких секунд зафиксировать человека, комнату, картинку и так далее, а затем словесно описать как можно с большими подробностями.
Игра «Сыщик»
В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и так далее. Можно наоборот вынести вещи, которые постоянно находятся. После этого в комнату приглашается ученики, они молча осматривают её, записывая в тетради название предметов которые появились.























15