Доклад Развитие навыков беглого чтения.


Развитие навыков беглого чтения по методике А.К.Аксеновой , Н.Г.Галунчиковой.
Учитель Попова В.В.Одним из направлений работы над развитием устной речи  это формирование навыков чтения.  Качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитать материал и получить необходимую информацию не только от учителя, но и их обязательной и дополнительной литературы.
       Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребёнка как читателя и как саморазвивающуюся личность.  Процесс становления качества чтения  у  учащихся с ограниченными возможностями здоровья очень длительный. Учащиеся с задержкой умственного и психического развития испытывают сложности в процессе овладения навыками чтения. Формированию правильного, сознательного и выразительного чтения препятствует слишком медленный темп , в результате чего у обучающихся нарушается восприятие слов и правильность их воспроизведения, что в свою очередь приводит к трудностям понимания читаемого.
 Но замедленное развитие темпа чтения у таких детей обуславливается еще и тем, что в силу стойкого нарушения интеллекта, недоразвития многих высокодифференцированных сторон психической и моторной деятельности, недоразвития речи, слабой концентрации внимания данный навык не развивается до необходимого уровня естественным путем.
  Специальные методики и упражнения способствуют выработке навыков чтения, воспитанию интереса к процессу  чтения, совершенствуют память, внимание обучающихся, сглаживают дефекты логического мышления и подготавливают сознание обучающихся к восприятию образов, настроений и переживаний, которые  автор пытался отразить в своем произведении.
      В своей работе применяю  методику работы Алевтины Константиновны Аксёновой и Натальи Григорьевны Галунчиковой  по  формированию   навыков чтения. Для формирования  качества  навыков чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Техника чтения, как известно,  включает в себя: правильность, беглость,  выразительность, сознательность чтения.
Правильность чтения – это такое качество, при котором учащиеся не искажают звуковой состав слов и читают слова с правильным ударением, т.е. читают слова ( это для нормы уже сформировано в начальной школе).
Выразительность – качество, при овладении которым ребенок более полно передает эмоциональное, смысловое и идейное содержание произведения. 
Сознательность чтения – качество, овладевая которым может понять информационную, смысловую и идейную сторону произведения.
      Беглость  чтения  - это такой темп произношения слов, который характерен для разговорной речи
       Беглость – как качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитать материал и получить необходимую информацию не только от учителя, но и их обязательной и дополнительной литературы.
 Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребёнка как читателя и как саморазвивающуюся личность.
     Процесс становления качества беглого чтения  у  учащихся с ограниченными возможностями здоровья очень длительный.
Для формирования такого качества важна многократность упражнений в самом чтении .Поскольку обучающиеся с  отклонениями в развитии мало читают  вне класса, важно строит работу по выработки навыков чтения именно на уроках чтения.
Задания, которые  я  использовала в своей работе:
Чтение «Эстафета» (ученики сами называют того, кто будет продолжать чтение, как бы передавая ему эстафетную палочку).
Выборочное чтение (на основе вопросов учителя или иллюстраций к тексту).
Подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, озаглавливание частей.
Виды чтения:
Чтение слух.
« Жужжание» (читает тихо, но вслух-т. е шёпотом). Некоторые дети даже закрывают уши пальцами и читают шепотом. Данный вид чтения  опирается   на зрительные, слуховые,  речедвигательные  анализаторы.
Чтение по себя –  это всегда повторное чтение.
Молчаливое чтение:
 *Читай и ответь на вопрос, записанный на доске (вопрос не должен повторять заданий, которые ставились при анализе текста)
*Подготовься к выборочному чтению
*Отметь незнакомые тебе слова, спроси об их значении у товарища
*Читай про себя в течение одной минуты, посчитай, сколько слов за это время ты успел прочитать, сравни, какое количество слов ты прочитал вчера за этот же промежуток времени;
      Но только многократного чтения текстов вслух и чтения  про себя недостаточно для отработки у школьников  навыков  чтения.
        На уроках чтения вводятся упражнения так называемые « речевые разминки». Названы они так потому, что во – первых, чтение является видом речевой деятельности, во – вторых, тренировка проводится в начале урока,  перед чтением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом как бы « разминка».
Подбор текстов осуществляется с учётом следующих требований:
Доступность содержания;
Простота структуры слов и предложений;
Относительной занимательности сюжета.
Различий в объёме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода  к учащимся.
Тексты, напечатанные  на карточках( разные по содержанию),   раздаются учащимся. Объём текстов соответствует навыкам  чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения учащегося в технике чтения.
    Учащимся даются задание читать текст  про себя, напечатанный на карточках. В течение одной минуты, готовясь к плавному и быстрому чтению вслух. Учитель стремится придерживаться отведённого  времени,  но не забывает при этом, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать удовольствие. В связи с этим учитель может несколько растянуть минуту, если дети не укладываются в реально отведённое время. После окончания молчаливого чтения( шёпотное чтение не исключается) вызываются 2 -3 ученика для чтения вслух своего текста с учётом того же времени, равного одной минуте. По прочитанному материалу учитель задаёт вопросы классу. Чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы обеспечить внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере овладения навыком работы на « речевой разминке» обязанности задавать вопросы переходят к самим учащимся. В  результате ученики в процессе подготовки выполняют два задания: читают текст про себя и формируют вопрос, который потом задают классу.   Класс   оценивает технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени, правильности и выразительности чтения, сложности поставленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью « светофора». Например: красный -5, синий– 4, зелёный – 3.Оценка комментируется учениками. Учитель ставит в журнал ту отметку, которая показана большинством учащихся. Оценку в три балла лучше не выставлять, предложив учащемуся в следующий раз получить более высокую отметку. Слабые по технике чтения  учащиеся участвуют в « речевой разминке» наряду с другими учащимися, как уже говорилось , тексты даются им меньшие по объёму.
Например: «  В лесу росла сосна. В дупле было гнездо. В нём жила белка. Каждый год она запасала еду на зиму. Белка брала ягоды и грибы. Все свои запасы она таскала в гнездо. Всю зиму белка была сыта». ( 40 слов).
           Вместо текстов на этапе « речевой разминки»,  возможно, использовать игровые приёмы, направленные на расширение поля зрения. На усиление внимания к буквенному составу слова, на развитие оперативной памяти, на обеспечение достаточно быстрого и плавного чтения, расширение и обогащение словарного запаса слов.
      Речевой материал подбирается с таким расчётом, чтобы он содержал сходные по  буквенному составу слова, короткие предложения. Например: друг – вдруг, мороз – морозит, сорвался – порвался. «Дима любит читать. Он прочитал уже все рассказы Н.Носова». Слова или предложения записываются парами на отдельных карточках печатным шрифтом. Назову несколько игр.
Игры.1. « Шепни на ухо». Карточка демонстрируется в течении 2 – 5 секунд. Дети читают и запоминают прочитанное . потом шепчут на ужо учителю( или друг другу).
2.« Будь  внимательным».
Для этой игры подбирается более сложный материал.
Замёрзло – замерло
Рассказать – расставить
Поздравить – поздороваться.
Также даётся 2- 5 секунд( время можно увеличить).  Учащиеся должны воспроизвести данные слова.
3.« Бегущая лента». Здесь уже даются  предложения. Лента протягивается через «экран телевизора». Предложение на экране задерживается 1 – 3 секунды. В течение этого времени учащиеся, схватывая взглядом слова, прочитывают их. Предложение произносится хором или индивидуально.
*Труд кормит и одевает.
*Трудное дело надо довести до конца.
*Уметь  трудиться всегда пригодится.
4.Фотоапппарат.
 Учащиеся за отведенное время должны прочитать предложения, напечатанные на карточке, и запомнить их  ответившим правильно выдаются игровые фишки (предложения могут предъявляться поочередно, в зависимости от состава класса и объема оперативной памяти). Карточки убираются, обучающиеся проговаривают то, что прочитали. Карточка демонстрируется снова, предложение прочитывается всеми детьми.
Пример.
Ученик хорошо постарался выучить урок.
Принимая во внимание, что у  обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проявляется косная привязанность к одному и тому способу чтения , необходимо специально организовывать работу по сочетанию разных приемов чтения.
Задания, которые  я  использовала в своей работе:
Чтение «Эстафета» (ученики сами называют того, кто будет продолжать чтение, как бы передавая ему эстафетную палочку).
Выборочное чтение (на основе вопросов учителя или иллюстраций к тексту).
Предварительное чтение с последующей записью,  читающего на магнитофон.
Подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, озаглавливание частей.
В формировании беглого чтения  имеет  важную  роль  смысловая догадка. Ее появление увеличивает темп чтения, поскольку ученикам  становится достаточно воспринять только часть предложения , а другая часть( в объеме словосочетания) они догадываются, исходя из конспекта. Например: Поздняя осень, грачи…. ( Н.А.Некрасов «Несжатая полоска»);
Землю солнце красит, а человека …(Устное народное творчество)
Работа по вербальному прогнозированию начинается с первого класса, когда дети восстанавливают одну букву в слове, добавляют слог до целого слова, учатся догадываться о слове, ориентируясь на рассыпанные буквы ( О, С, В, О ,Л ) .
 В дальнейших классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложений, текста. Это задания, как заканчивание предложений, вставка пропущенного слова, словосочетания, составления второй части сложного предложения, исходя из смысла деформированного предложения,  текста.
  На уроках чтения важно показать механизм смысловой догадки. С этой целью после анализа текста, относительно простого по содержанию, некоторые предложения выносятся на доску с пропущенным либо словом в целом, либо его частей. Усечние слова может доходить до одной первой буквы, являющей опорой для прогнозирования слова.
Например, в 7 классе после прочтения и анализа сказки «Умный мужик» на доске открывается текст, представляющий начало этой сказки в таком виде:
« Жил-был бедный мужик. Детей была у него полна…., а добра всего один … . уж и берег он этого …. ! Да так подошло, что совсем стало есть нечего, хоть ….. .  Вот ….. и зарезал …. .
 Учащиеся прочитывают текст  про себя, а затее  плавно вслух, чтобы узнать какие слова восстанавливались по ходу чтения. Такие упражнения воспитывают у детей умение точно догадываться о попущенном слове, ориентируясь на контекст, позволяют еще раз вернуться к чтению произведения.
Для развития операции прогнозирования полезны и такие задания:
-прочитай заголовок, скажи о чем и о ком пойдет речь в этом рассказе (Сивка –бурка);
-прочитай заглавие  и рассмотри иллюстрации. Какой рассказ можно составить на их основе( «Генерал Топтыгин»Н.Некрасов);
-разбираем первую часть. Как вы думаете чем закончиться рассказ? (Юрий Коваль «Капитан Клюквин»)
 Подготовительная работа. «Картофельная собака» Ю.Коваль.
О каком животном пойдет речь в рассказе? А как часто называют собаку( Четвероногий друг, друг человека). А почему так назван рассказ вы и должны ответить. Таким образом, нацеливает на чтение данного рассказа.
Не мене значима для формирования беглого чтения и достаточно развита оперативная память. А для развития оперативной памяти  и в конечном итоге навыков беглого чтения и орфографической зоркости полезно использовать на уроках зрительные диктанты. Как вид работы они применяются на уроках письма и развития речи, но я их применяю и на уроках чтения и развития речи в процессе орфографической разминки.
 Некоторые рекомендации:
-применять на каждом уроке в течение первых двух-трех месяцев;
-речевым материалом является одно предложение. При этом последующее отличается от предыдущего одной буквой.
Пришла  осень.(11 букв)
Трещат морозы.(12 букв).
В лесу росла ель.(13 букв)
-начальное буквенное наполнение предложения выбирает сам учитель в зависимости от состава класса;
-предложение, написанное на карточке, почитанное учащимися с установкой на его запоминание. Количество времени открытой экспозиции в начале работы 12-16 секунд, а в конце-8-10 секунд.
-на начальной стадии работы,  после того как убрана карточка, возможно предложить обучающимся повторить слова по слогам( можно проговаривать приоткрытом тексте.
-в случае если ученики не запоминают содержание предложения , его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия;
- если  многие обучающиеся допустили ошибки в записи предложения, или не запомнили его , предложение записывается на следующем уроке.
-зрительный диктант подбирается с учетом уже изученных орфограмм.
 Целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих  в формировании навыка беглого чтения, приносит положительные результаты