Самоанализ к уроку в 7 классе на тему: Семейство крестоцветные, розоцветные, пасленовые.


Самоанализ урока биологии в 7 классе
Тема урока «Класс Двудольные. Характерные особенности семейств розоцветные, крестоцветные, пасленовые», это первый урок, на который отводится 1 час.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений работы с гербариями.
Содержательная цель: расширение понятийной базы о семействах двудольных.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения растений разных семейств. Развивающие: развивать представления о семействах двудольных; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод; продолжить формирование навыков работы с раздаточными материалами, гербариями; развивать внимание и память.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в парах, в группе.
Метод:
объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: гербарные экземпляры),
поисковый (эвристический),
проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
наглядный метод (демонстрация презентаций).
Формы работы: индивидуальные, парные, фронтальные.
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, печатный материал).
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, гербарии растений.
Класс: 7 – 15 учащихся; по уровню усвоения учебного материала – средний, стабильный; обученность – 54%; на «4» и «5» учатся 9 уч-ся, неуспевающих – нет, но есть очень слабые – Бороев С, Норжинова А, Вяткина Г; учащиеся работали активно и самостоятельно, постоянно заняты выполнением работы, не было безразличных детей, так как на уроке было интересно.
По современным требованиям тип урока: урок открытия новых знаний, который имеет свою структуру, состоящую из 3 этапов: вызов, осмысление, рефлексия. На данном уроке были учтены все этапы урока, которые органично переплетены, логически взаимосвязаны и вытекают один из другого.
Стадия вызова: цель: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;
пробуждение интереса к изучаемой теме;
обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
побуждение ученика к активной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование (дифференцированные задания: учащиеся 7 класса очень хорошо разделяют на классы по основным признакам. Познавательные: целеполаганиеКоммуникативные: планирование учебного сотрудничестваБыл использован прием решения задачи. Отсюда выявление темы урока и целеполагание самими учащимися.
На стадии осмысления активное получение и осмысление новой информации;
соотнесение новой информации с собственными знаниями;
отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Формируемые УУД:
Познавательные: поиск информации.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, планированиеКоммуникативные: выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся
Предлагается практическая работа с выбором гарбария – определить семейства и выделить из текста определение понятия (информационная компетенция).
На стадии размышления/рефлексии
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организуется составление синквейна (прием ТРКМ). Данный прием четко показывает, как усвоен учебный материал, используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
При подаче д/з предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.
Отличительной особенностью технологии на данном уроке является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности и формируются ключевые компетенции.
Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и парной.
Содержание урока соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.
Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи.
Поэтому на данном уроке оценку за учебную деятельность и усвоение учебного материала провела я сама: на каждом этапе урока ставила всем оценки.
Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок - урок практической направленности, мы провели практическую работу.
В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.
Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:
- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
- судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.
Урок открытия новых знаний имеет следующую структуру: - этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; - этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения; - этап построения проекта выхода из затруднения; - этап реализации построенного проекта; - этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; - этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; - этап включения в систему знаний и повторения; - этап рефлексии учебной деятельности на уроке.