Тематической тренинг с родителями: Факторы, влияющие на успешность обучения в школе

Тематической тренинг с родителями:
"Факторы, влияющие на успешность обучения в школе"
Цели: расширение представлений родителей о важных аспектах готовности детей к школе, факторах, влияющих на успешность обучения; развитие умения создавать условия для формирования аспектов готовности к школе в условиях семейного воспитания.
Оборудование: доска, ватманы, маркеры, наглядные материалы (мультимедийные слайды) – таблицы с основными понятиями темы.
Ведущий: педагог-психолог.
Продолжительность – 50 минут.
Примечание. Перед началом встречи родители делятся на три группы. Для этого необходимо приготовить карточки трех цветов. Группы формируются в зависимости от того, какого цвета карточку каждый из участников вытянет.
Ход встречи
1. Приветствие. Объявление темы.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. У нас в гостях медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатель подготовительной к школе группы. Сегодня мы поговорим о факторах, влияющие на успешность обучения в школе.
2. Освещение ключевых идей. Выяснение представлений родителей об основных аспектах готовности к обучению в школе.
Как вы думаете, уважаемые родители, что главное для ребенка при поступлении в школу? (Ответы записываются на ватмане.) Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, считал, писал, но забывают при этом о возрастных возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность психофизиологических функций, недостаточное моторное развитие могут стать причиной школьных трудностей в будущем и привести к потере ценностного отношения к учебной деятельности. Процитирую психолога В.С. Мухину: "Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!"
3. Обсуждение целей, проблем, возможных трудностей при подготовке к школе. Определение путей и способов их разрешения.
Задача педагогов детского сада и ваша, уважаемые родители, заключается в том, чтобы, подготавливая детей к школе, обеспечить их гармоничное развитие. Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития – мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру, к себе и окружающим. Исходя из этого, при воспитании дошкольников необходимо учитывать факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе.
Прежде чем я назову данные факторы, может, вы выскажете свои идеи и соображения по этому поводу? (Родители предлагают варианты факторов, обеспечивающих успешность обучения в школе.)
Итак, факторы, влияющие на успешность обучения в школе:
здоровье и физическое развитие;
эмоциональное благополучие;
позитивная мотивация к учению;
сформированность психических процессов;
речевое развитие;
произвольность поведения;
готовность руки к письму.
4. Формирование умения родителей взаимодействовать с ребенком в ситуациях, способствующих повышению уровня готовности к школе.
Если говорить об эмоциональном благополучии ребенка и его мотивации к учению, то нельзя не обозначить огромное влияние этих факторов на успешность обучения в школе. Скажите, когда вы, уважаемые родители, с легкостью выполняете ту или иную работу? (Ответы родителей.) Ответ прост – когда вы активны, у вас хорошее настроение, когда есть желание и стремление добиваться результатов, другим словами – есть мотивация. М это внутреннее побуждение к активности. В основе любого действия или поступка ребенка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые запускают и направляют его активность.
Задайте дома своему ребенку вопрос: "А зачем ты пойдешь в школу?". Вы услышите разные ответы: пойду учиться, играть, чтобы хвалили и др.
Можно выделить шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
социальные – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
позиционные – связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель");
внешние по отношению к школе и учению ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями").
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Задача взрослых сейчас заключается в формировании у детей учебно-познавательного мотива. Для этого можно использовать в домашних условиях следующие формы и методы работы: беседы о школе, чтение сказок, рассказов, стихов о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.
Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:
использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
доверительно относиться к нему;
создавать ситуации успеха;
поощрять за личные достижения и "программировать" на успех. Например, написать на листе ватмана позитивные установки: "Ты – молодец!", "Ты многое можешь!", "У тебя все получится!", "Иди, я помогу тебе!" (родители могут продолжить этот список – их предложения также записываются);
выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.
5. Доклады специалистов с практическими рекомендациями для родителей (5–7 мин).
Темы докладов:
"Здоровье как фактор успешного обучения в школе" (докладчик – медсестра);
"Развитие психических процессов и произвольного поведения через игры с правилами" (докладчик – воспитатель группы);
"Речевое развитие и готовность руки к письму" (докладчик – учитель-логопед).
6. Рефлексия изменений в структуре психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к школе. Работа по группам. Разработка модели учета родителями факторов, обеспечивающих успешность обучения ребенка в школе.
7. Подведение итогов встречи.
Предостерегаю вас от ошибки, дорогие родители: не стремитесь раньше времени "втискивать" в ребенка школьные премудрости, ведь они ему еще не по возрасту. Лучше задумайтесь о том, что у него еще вся жизнь впереди, а она будет сложной и многогранной, богатой на неожиданные ситуации, непредвиденные повороты, поэтому главное для ребенка – быть здоровым, сообразительным, раскрепощенным и активным!

Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!








13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14415