Урок-лекция «Человек как уникальная живая система. Адаптация организма человека к факторам среды».


Модуль урока «Человек как уникальная живая система»
Выясняем вопрос урока Что нужно вспомнить Выполняем задание1. Почему организм человека является биологической системой?
Из биологии:
Классификация организмов. Таксоны. Свойства жизни.
Из физики:
Система (закрытая, изолированная, открытая). 1)Запишите (в столбик) таксоны, распределив их от наибольшего до наименьшего:
Вид, семейство, отряд, тип, царство, род, класс, подтип.
2) Определите систематическое положение Человека в системе живого мира.
3) Какие общие свойства живых организмов присущи, в том числе, и Человеку? Запишите их.
4) Является ли Человек биологической системой? Какой именно? Почему вы так думаете?
Ответили ли мы на вопрос урока?
2. Каковы специфические (отличительные ) биологические особенности организма человека? Из анатомии:
Строение систем органов человека. (позвоночник, череп, конечности верхние, нижние грудная клетка, головной мозг, органы чувств, ВНД и т.д)
Из общей биологии: эволюция человека, прямохождение1)Кто из высших животных наиболее близок к человеку по биологическим особенностям? Назовите отличия в строении (органов, систем органов) человека и высших животных:
2) В результате чего возникли эти специфические биологические особенности? Чему они, в свою очередь, могли способствовать?
3) Как, по-вашему, человек познает законы природы?
А как человек познает социальные законы общества?
4) Чего больше в Человеке – биологического или социального? Что является определяющим началом?
Делаем вывод: Человек имеет не только биологическую сущность, но и……..
3. В чем заключается уникальность человека Из обществознания, МХК:
Этика, мораль, нравственность, культурные ценности, личность Завершите высказывания:
1) Способность человека к восприятию нематериальных ценностей – это……..
2) На духовное развитие человека оказывают влияние …. , ….., ……, … ,
3) Человек – уникальная живая система, т.к. он представляет собой триединство ………, ………. и ………..
Тема 9. Естественные науки и здоровье человека.
Урок-лекция «Человек как уникальная живая система. Адаптация организма человека к факторам среды».
Цель: Охарактеризовать, в чем заключается уникальность человека как биологической системы, каковы его общие и специфические особенности организации. Выяснить особенности взаимодействия организма человека с факторами среды и их влияние на здоровье человека.
Задачи урока:
1. Определить, почему, с точки зрения естествознания, организм человека рассматривается как биологическая система?
2. Охарактеризовать специфические особенности организма человека?
3. Выяснить, в чем заключается уникальность человека?
4. Каковы адаптационные возможности организма человека и в чем их значение?
Частица целой я вселенной….
Я царь – я раб – я червь – я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Г. Р. Державин
Ключевые слова: Биологическое. Социальное. Духовное.
Адаптация. Гомеостаз. Резервы здоровья
Выясняем вопрос урока Что нужно вспомнить Выполняем задание1. Почему организм человека является биологической системой?
Из биологии:
Классификация организмов. Таксоны. Свойства жизни.
Из физики:
Система (закрытая, изолированная, открытая). 1)Запишите (в столбик) таксоны, распределив их от наибольшего до наименьшего:
Вид, семейство, отряд, тип, царство, род, класс, подтип.
2) Определите систематическое положение Человека в системе живого мира.
3) Какие общие свойства живых организмов присущи, в том числе, и Человеку? Запишите их.
4) Является ли Человек биологической системой? Какой именно? Почему вы так думаете?
Ответили ли мы на вопрос урока?
2. Каковы специфические (отличительные ) биологические особенности организма человека? Из анатомии:
Строение систем органов человека. (позвоночник, череп, конечности верхние, нижние грудная клетка, головной мозг, органы чувств, ВНД и т.д)
Из общей биологии: эволюция человека, прямохождение1)Кто из высших животных наиболее близок к человеку по биологическим особенностям? Назовите отличия в строении (органов, систем органов) человека и высших животных:
2) В результате чего возникли эти специфические биологические особенности? (прямохождение, труд, коллективная деятельность)
Чему они, в свою очередь, могли способствовать? (на развитие социальной сущности, на развитие его возможностей, способностей и потребностей Небиологического характера)
3) Как, по-вашему, человек познает законы природы? (через воздействие условий природной среды, борьбу за существ, ЕО)
А как человек познает социальные законы общества? (через мышление, воспитание, образование, трудовую деятельность, приобщение к культурным традициям)
4) Чего больше в Человеке – биологического или социального? Что является определяющим началом? Социальное прогрессирует намного быстрее. Под влиянием социальной среды биологическая сущность человека, его инстинкты, как бы «укрощаются»
Делаем вывод: Человек имеет не только биологическую сущность, но и (социальную)
3. В чем заключается уникальность человека

Из обществознания, МХК:
Этика, мораль, нравственность, культурные ценности Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, это его Духовность.
Даже хорошо адаптированный в социальной среде человек не может жить только по юридическим законам. Т.к. они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях.
Есть и неписанные законы морали, которыми руководствуются люди в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека.
Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают разные виды искусства, религия, философия, литература и другие способы познания мира, культурного наследия….
И это является основным способом эволюции человека, его становления.
Завершите высказывания:
1) Способность человека к восприятию нематериальных ценностей – это (духовность)
2) На духовное развитие человека оказывают влияние (разные виды искусства, религия, философия, литература)
Человек – уникальная живая система, т.к. он представляет собой триединство (биологического, социального и духовного )
И эти начала взаимно дополняют друг друга
4. Каковы адаптационные возможности организма человека и в чем их значение?
А) Понятие адаптации организма и ее причины
Б) Понятие гомеостаза
В) Биологическое значение гомеостаза
Г) Биохимический механизм поддержания гомеостаза
Д) Функциональные резервы организма человека
5. Заключение
Итак, Человек – биосоциальное и духовное существо.
Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.
Биохимические реакции, как и все процессы жизнедеятельности должны протекать в строго постоянных условиях.
В то же время, организм подвергается разнообразным воздействиям внешней среды.
Вследствие этого, у организмов выработались разнообразные приспособления, которые позволяют им адаптироваться к изменившимся условиям…
Например, система терморегуляции (теплоотдача -потоотделение, теплообразование - мышечная дрожь), образование загара и др…

Действие этих приспособлений направлено на поддержание постоянства внутренней среды организма – ГОМЕОСТАЗ (греч.«гомос» – одинаковый, «стазис»-состояние)
Идея о существовании механизмов гомеостаза выдвинута в 1878г.франц.ученым Клодом Бернаром.
Гомеостаз – понятие динамическое, т.е. его параметры могут варьироваться.
Например, гомеостаз покоя и гомеостаз деятельности различаются по уровню сахара (глюкозы ) в крови.
При интенсивной мышечной деят-ти уровень сахара должен быть существенно выше, чем при покое. ПОЧЕМУ?(вспомним цитологию…роль углеводов…энергетическая ф-ция)
Гомеостаз характерен для всех форм жизни – от одноклеточных организмов до высших растений и животных, в т.ч., человека.
Он присущ даже целым экосистемам:
Например, поддержание численности вида в определенных условиях, генетический гомеостаз популяции (стабильность ее генотипической структуры), устойчивость экосистем в течение длительного времени…
Благодаря гомеостазу, механизмам его поддержания, организмы смогли заселить все климатические зоны земного шара. Это говорит о способности организмов адаптироваться к труднейшим условиям существования, которые становятся для них нормой.
Если условия среды меняются, то реакция организма на неблагоприятное (новое) изменение выражается в поддержании НОВОГО гомеостаза, адекватного изменившимся условиям.
При этом, одни параметры внутренней среды могут без ущерба меняться только в узких пределах, другие – напротив, в весьма широких.
Пример:
Фермент алкогольдегидрогеназа – катализирует превращение: этанол(С2Н5ОН) -- уксусный альдегид(СН3СОН) -- СО2+Н2О.
Чем больше употребляет человек алкоголя, тем более активизируется синтез этого фермента.
Поэтому, У непьющего человека физиологический эффект опьянения наступает от малых доз алкоголя.
А у алкоголика – от бОльших.
Или: действие яда(малые дозы)—выработка антител --- защита
Таким образом, Любое приспособление – процесс биохимический. Даже при поведенческих реакциях происходят биохимические изменения в нервных клетках
Перелеты, переезды, смена привычного климата, работа в условиях невесомости, на больших глубинах, в высокогорных областях, в ночное время….
Какими резервами обладает организм человека для адаптации к изменившимся условиям?
1.Энергетические ресурсы
2. Функциональные ресурсы (возможность регуляции биохимических процессов) :- Изменение обмена веществ (белковый, жировой, минеральный)
- Изменение активности гормонов и ферментов
- Диапазон изменений сердечно-сосудистой, дыхательной деят-ти(определяет уровень резервных возможностей человека)
Вывод: Здоровье человека напрямую зависит от резерва адаптационных возможностей его организма к различным условиям среды и видам деятельности