Конспект урока Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Биология 6 класс. Урок 6. Дата: 25.09.2013 г.
Тема. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.
Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
Задачи: развить понятие о клетке как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи клеток, об их росте и питании; познакомить учащихся со значением ядра в процессе деления клетки.
Оборудование: Таблицы «Строение клетки», дидактический материал «Деление клеток», лабораторное оборудование, микроскоп.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки;
Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
Таблицы “Увеличительные приборы”, “Растительная клетка”.
Дидактические материалы для организации работы в группах.
Ход урока
1 этап: оргмомент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.
2 этап: мотивация.
- Вы узнали, что лист, плод, лепесток цветка состоит из клеток. Какой вывод можно сделать из этого?
- Каковы признаки живого организма?
- Является ли одна клетка живым организмом?
3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.
4 этап: актуализация. Учитель предлагает учащимся установить соответствие между частями клетки и их функциями.
Части клетки
Функции

1. Ядро
1. Придает форму и защищает содержимое клетки

2. Цитоплазма
2. Накопление запасных веществ и ненужных продуктов жизнедеятельности.

3. Пластиды
3. Несет наследственную информацию и служит центром жизнедеятельности.

4. Вакуоль
4. Место, где протекают основные процессы жизнедеятельности

5. Клеточная оболочка
5. Бывают бесцветными и окрашенными

Просит закончить предложения:
“С поверхности клетка покрыта. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом, в котором есть полости и плотное тельце ... Окраска растений зависит от присутствия в них . Зеленый цвет растений обусловлен наличием”.
Просит исправить ошибки в тексте:
“Большая часть клетки заполнена клеточным соком. Иногда в клетке может содержаться цитоплазма с клеточным соком. Ядро клетки бесцветное, и его роль в клетке незначительна”.
5 этап: применение знаний.
Задание 1. Учитель предлагает разбиться на группы, прочитать в группах текст сказки.
Сказка о житие – бытие растительной клетки
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали?
Задание 2. Учитель просит ответить на вопросы.
Какие процессы жизнедеятельности происходят в живой клетке?
Какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом?
Почему обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки?
Задание 3. Каждый ученик выполняет предложенные одинаковые задания, затем с помощью учителя осуществляет взаимоконтроль в парах. Критерии оценок:
А, Б – 3 балла,
А, Б, В – 4 балла,
А, Б, В, Г - 5 баллов.
А. Разгадайте кроссворд:
х
К
Л
Е
Т
К
А
х
х
х

Х
Л
Р
О
П
Л
А
С
Т
Ы

З
Е
Р
К
А
Л
О
х
х
х

С
Т
О
Л
И
К
х
х
х
х

О
К
У
Л
Я
Р
х
х
х
х

В
А
К
У
О
Л
Ь
х
х
х

1 – часть клетки, придающая растению зеленый цвет
2 – часть микроскопа для улавливания света
3 – часть микроскопа, на которую кладется рассматриваемый предмет
4 – одно из увеличительных стекол
5 – часть клетки, заполненная клеточным соком
Б. Пользуясь рис.22 на стр. 32, сравните старую и молодую клетки.
В. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой:

Составьте схему деления клеток томата.
6 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, по желанию составить сказку о путешествии капельки воды в клетке, молекулы кислорода в клетке.
7 этап: Учитель просит проанализировать учеников продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив какой либо значок на лесенке.



V. Домашнее задание: с. 19, заполнить таблицу




Биология 6 класс. Урок 8. Дата: 28.09.2013 г.
Тема. Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.
Неорганические вещества – это вещества неорганического происхождения, которые содержатся в клетке и выполняют различные функции. К таким веществам относятся...
Вода – она придаёт клетке упругость, обеспечивает постоянство состава ( или по научному гомеостаз , участвует в различных химических реакциях и в построении органических молекул, вода является универсальным растворителем и участвует в растворении химических веществ в клетке, также вода является катализатором, то есть ускоряет протекание химических реакций, ещё одна функция воды это перенос питательных веществ. Минеральные соли – к ним относятся, например, хлорид натрия, хлорид калия и другие. Они играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.   Органические вещества – это вещества органического происхождения, которые содержатся в клетке и играют очень важную роль в её жизнедеятельности, а также в жизнедеятельности все организма в целом. К органически веществам относятся: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Рисунок 115