Урок познания мира по теме Условия, необходимые для жизни растений


Тема урока: Условия, необходимые для жизни растений.
Цель: Формирование интереса к окружающему миру и создание условий для исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- обобщение, систематизация имеющихся знаний о растениях;
- выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как живом организме;
- развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности;
- формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать;
- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся;
- прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать интерес к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!
2. Введение в тему урока.
Презентация.
- Начнём урок с удивительных загадок. (Слайд №1)
1.Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Береза.)
2.Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
3.Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него - и не будет ничего. (Одуванчик.)
4.Не огонь, а жжётся. (Крапива)
5. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)
6.Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду…( сирень)
- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. А как вы думаете, каким одним словом можно назвать все эти отгадки? (слайд №2)
- Сегодня мы совершим путешествие в увлекательный мир растений. А также выясним, что нужно для их жизни. Каждый из вас сегодня побудет юным исследователем, совершающим удивительные открытия.
- А в мире растений нас встречает царица растительного мира Флора.
И она нам что-то хочет рассказать. (слайд №3)
Меня зовут Флора. Я царица растительного мира. Удивительный зелёный народ населяет мою страну. В моём царстве живут и могучие великаны, и крошечные карлики, всего 500 тысяч разных видов. Немало среди них очень полезных растений.
- Ребята, а давайте покажем Флоре, что вы уже знаете о растениях.
3. Работа над пройденным материалом.
Итак, приступаем.
Задание 1: распределить данные растения (картинки) на три группы. Деревья, кустарники, травы (работа в паре).
Задание 2:
В пустых окошках написать признаки жизни растений (работа в паре).
Задание 3:
Написать в пустых окошках названия частей растения (работа в паре).
Остальные:
- На какие группы делятся все растения?
- Определите, к какой группе будут относиться растения - отгадки.
Проверка работ по карточкам.
- Какие органы есть у растений? (показать)
-Расскажите, какую работу выполняют корни растений… (пересказ)
- А листья и стебли? (пересказ)
4. ФизминуткаНаши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
5. Работа над новым материалом
- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.
- А какие условия необходимы для жизни растений? Попробуем определить, без чего растение не выживет? (Воздух, вода, свет, тепло, почва)
- Сейчас мы разделимся на 5 групп. Каждой группе представим два одинаковых растения, которые находились в разных условиях. Вам нужно будет внимательно исследовать данное вам растение и определить о каком условие для жизни растения идет речь. При этом соблюдаем правила работы в группах.
(Зачитать по одному правилу – дети)
1 группа - растение, которое поливали и не поливали; условие – вода.
2 группа – растение, которое стояло на свету и в тёмном месте; условие – свет.
З группа – растение, которое стояло в тепле и в холоде; условие – тепло.
4 группа – растение, которое росло на почве и без неё; условие – почва.
5 группа – растение, которое росло без достаточного количества воздуха; условие – воздух.
- Что вы выяснили в ходе исследования? Какие выводы вы сделали? (ответы спикеров у доски)
Сообщения учащихся:
Зачем растению вода? В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста (вода)
Зачем растению воздух? Как все живое, растение дышит. Без доступа воздуха растение погибает.
Зачем растению тепло? В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть
Зачем растению свет? Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
- Посмотрите, ребята, царица растительного мира Флора, хочет сообщить нам ещё какую-то информацию (слайд №8)
Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Одним нужно много света, а другие могут расти в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают от небольшого мороза.
Природа на Земле не одинакова. Одни растения широко распространены, а другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботаническом саду или в заповеднике.
6. Закрепление
Благодаря исследованиям, которые мы провели, мы узнали какие условия необходимы для жизни растений.
Давайте ещё раз назовём, какие условия необходимы для жизни растений?
А скажите ребята, откуда берётся тепло и свет? Что является источником тепла и света? (солнце)
Проверка знаний (тест)
1.На сколько групп делятся все растения?
А) 2 Б) 3 В) 4
2. Какие условия необходимы для жизни растений?
А) свет
Б) общение
В) вода
Г) тепло
Д) музыка
3. Подземный орган растения
А) корень Б) лист В) стебель
4. К какой группе растений относится ромашка?
А) деревья Б) кустарники В) травы
5. Самые маленькие растения с нежными тонкими стеблями
А) деревья Б) кустарники В) травы
6. Источник тепла и света
А) солнце Б) батарея В) небо
7. Рефлексия
- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т.д.)
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)
Растения как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)