Технологическая карта урока по биологии в 5 классе ФГОС ООО на тему Прибор, открывающий невидимое


Тема урока: « Прибор, открывающий невидимое».
Дидактическая цель: создать условия для развития элементов ииследовательской деятельности у обучающихся через изучение темы «Прибор, открывающий невидимое».Тип урока: урок - исследование
Планируемые результаты:
Личностные: иметь представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов., доброжелательное отношение к мнению другого человека.Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь работать по заданному плану, исправлять самостоятельно ошибки
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении задачи (договариваться друг с другом)
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы; делать выводы.
Предметные: Знать составляющие части увеличительных приборов. Освоить основные правила работы с увеличительными приборами.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная, парная, фронтальная, групповая
Средства обучения: презентация по теме «Прибор, открывающий невидимое», лабораторное оборудование, микроскопы, индивидуальные карточки, схемы., учебникБиология Сухова, строгановВ.И. Вентана- Граф 2015г, рабочая тетрадь.
Технологическая карта урока «Прибор, открывающий невидимое».
Этап урока
Развитие УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Продукт деятельности
Организационно -мотивационный этап
Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся,
Встаньте ровно и красиво.Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнем урок.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Фронтальная Роспись в журнале ТБ
Актуализация знаний. Определение темы урока.
Регулятивные: формирование умения определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
Познавательные: извлекают необходимую информацию извысказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и понимать речь других людей, выражать свои мысли. Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Постановка проблемного вопроса: В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать на уроке?
Обращается к учащимся с вопросами и подводит Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук).
Формулируют тему урока, записывают в тетрадь; выдвигаются задачи, которые нужно решить на уроке.Отвечают на вопросы учителя. Слушают одноклассников, выражают свои идеи. Фронтальная Записывают цель урока и тему урока в тетрадь.
Первичное усвоение нового материала.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в команде, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Что ж пришло время изучить устройство микроскопа.
Проводит инструктаж по ТБ
Смотрят видео фрагмент «Устройство светового микроскопа»
Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа Откройте учебник ( стр.31) на нем изображен микроскоп. Вместе с соседом по парте найтиде все части микросопа, который стоит у вас на парте.
Откройте рабочую тетрадь и выполните задание 1,2 Лабораторную работу №1 «Устройство микроскопа с опорой на информацию, содержащуюся в учебнике(стр.работа и консультация в парах). Учащиеся с опорой на слайд презентации проговаривают вслух названия частей микроскопа.
парная Запись в тетрадь
Физ. минутка Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений ученика. Организует физ. мин.
Учащиеся выполняют действия, предложенные учеником, который проводит физ. мин. Фронтальная Отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу.
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.
А теперь научимся работать с микроскопом.
Видеоролик «Правила работы с микроскопом»
Предлагает организовать работу в парах следующим образом: на с.32 учебника мы будем читать правила работы с микроскопом. Одни из вас читает правила, другой сразу делает так, как это правило советует. После того, как один из вас проделает последовательно все операции, передает микроскопы соседу, а сам читает правила. Рассматривать мы будем препарат «кожица лука».

Выполняют задание 5 в рабочих тетрадях «Определение увеличения микроскопа» с опорой на информацию, содержащуюся в п. (работа и консультация в парах). Проверяют выполнение задания с опорой на слайд презентации.



Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
Выполняют задание в р.т. № 4.стр.11-12



Выступление представителей от каждой группы учащихся. Отвечают на дополнительные вопросы. Работа в парах по заданиям.
Работа в парах по заданиям. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях,выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
обеспечение их коррекции.
Личностные: имеют представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.Регулятивные: уметь работать по заданному плану, исправлять самостоятельно ошибки.
Коммуникативные:
сотрудничать, (договариваться друг с другом).
Познавательные: уметь анализировать, сравнивать. Подошел к концу наш урок – исследование.
Пришло время проверить как мы усвоили на уроке полученные знания.
«Выбери верные суждения»
Организует парную работу с инструктивной карточкой ;наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности
обучающихся.
Выполняют задания № 1 по инструктивной карточке. Исправляют самостоятельно ошибки. Работают в паре. Парная Оформляют результаты в инструктивной карточке
Проверь себя
« Устройство светового микроскопа»
А теперь оцените себя:
 если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.
Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим.
Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.
Работают к карточкой инструктивной Фронтальная, один ученик с интерактивной доской Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Личностные: проявление потребности к самореализации
Регулятивные:
Самооценка по результатам работы Предлагает разгадать Кроссворд
«Устройство микроскопа»
Организует взаимопроверку, используя
слайдовую презентацию.
Контролирует выполнение работы;
проводит беседу по уточнению
и коррекции первичныхзнаний; оценивает знания.
Проверка Слайд
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, закрасьте кружок красным.
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим.
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым. Разгадывают кроссворд. Оценивают сами себя. Индивидуальная Учащиеся сравнивают свои результаты , исправляют ошибки оценивают себя.
Продуктом нашего урока предлагаю составить работа в группе ( 4человека)
синквенй со словом микроскоп
Составляют синквейнГрупповая форма На доске прикрепляют с помощью магнитов
Рефлексия.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения
Познавательные: анализ проведенной работыПодводит итог работе на уроке
Организует беседу
Какие цели вы реализовали сегодня на уроке? Чему научились? Что нового и интересного для себя узнали? Подумайте, где в нашем районе поселке работают с микроскопом каждый день.
Где полученные знания вы можете использовать в повседневной жизни?
Отметки за сегодняшний урок вы получите при выполнении рабочей карты. вами лабораторной работы
Отвечают на вопросы
учителя. Анализируют
чему научились на уроке, проводят самооценку своей деятельности. Фронтальная Учащиеся дают аргументированный ответ на вопрос, делают выводы по уроку.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Личностные: Осмысливают, уточняют. Мотивирует учащихся наважность выполнения д/з,
дает четкий инструктаж Записывают задание в дневник
1 § 6 учебника изучить.
2. Творческие задания ( на выбор по желанию)
1. У себя в тетрадях напишите небольшой рассказ для учеников начальных классов. Тема :«Как я впервые выполнял
лабораторную работу на уроке биологии ».
2. Найти информацию в интернете и составить мини - проект, слайдовую презентацию на тему «Какие открытия были сделаны человеком, используя микроскоп?»
фронтальная Помещают на сайт школы полученную информацию
Рабочая карта обучающегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
ОЦЕНКА:
2. «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме.
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
6._______________________________
ЗАДАНИЕ №3. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
4. 1. 2. 1. 4. 3. 2. 3. 5. По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования. ОЦЕНКА:



II.Учебно-познавательные и учебно-практические задания обучающимся по теме урока «Увеличительные приборы» 5 класс»
Классификация
задач
Реализация на уроке учителем
1 учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, Покажите части микроскопа, которые вы сегодня узнали, на таблице. Для каких целей используют лупу и микроскоп?
2. учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний -Сравните рисунки на доске и то, что вы увидели под микроскопом.
-Работникам каких профессий необходим микроскоп постоянно?
3. учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости -Чаще всего для исследований используют микроскоп. Как вы думаете почему? Каким микроскопом могут воспользоваться ученые для изучения строения клеточного ядра? Почему?
4.  учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества,требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; -Обсудите свои результаты с соседом по парте.
-Сделайте общий вывод об использовании лупы.

5. учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом Проанализируйте работу с микроскопом вашего соседа по парте
6. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции,наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы 1.Найдите части микроскопа, указанные в тексте.
2.На окуляре и объективе найдите цифры, обозначающие увеличение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа по правилу.
3.Запишите ответ в тетрадь полным предложением.
4.Найдите среди оборудования готовый микропрепарат кожицы чешуи лука.
5.Используйте его для дальнейшей работы с микроскопом.
6.Прочитайте правила работы с микроскопом и приготовьте его к работе.
7. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии Какие цели вы реализовали сегодня на уроке? Чему научились? Что нового и интересного для себя узнали?
8. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно - смысловых установок. Подумайте, где в нашем районе поселке работают с микроскопом каждый день.
Где полученные знания вы можете использовать в повседневной жизни?
9. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценкуИКТ- компетентности обучающихся Отдельным учащимся – найти в интернете историю открытия клеток и историю создания светового и электронного микроскопа, а также создать слайдовую презентацию.