Сценарий урока по теме Отдел Покрытосеменные растения


Учитель МОУ «Милославская СОШ» Копылихина О.П.
Тема урока: «Отдел Покрытосеменные»6 класс
УМК: учебник Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Рабочие программы «ФГОС биология. Программы 5-9 кл.»-М.: Вентана-Граф,2012г.
Методическое пособие под ред. И.Н.Пономарёвой. Биология: 6 класс – М.: Вентана-Граф, 2013
Пономарёва И.Н.Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф, 2013
Скворцов П.М. Биология. 6 класс. 44 диагностических варианта. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2012
Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ИКТ; презентация; гербарии покрытосеменных растений; комнатные растения, раздаточный материал (изображения однодольных, двудольных растений).
Цели учебной деятельности (для учащихся с позиции учителя):
- освоить значения понятий Покрытосеменные, Двудольные, Однодольные растения
- освоить знания о разнообразии покрытосеменных растений, ихзначении;
выработать умение:
- отличать покрытосеменные растения от других отделов растений,
- определять, относится ли конкретное растение к покрытосеменным, двудольным или однодольным растениям.
Ход урока:
Этапыурока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.ОРГ2.Мотивация
3.Целеполагание
4. Планирование деятельности по достижению целей
5. Реализация деятельности по достижению целей Здравствуйте!
-Какой отдел растений вы изучили на прошлом уроке?
-По каким признакам определяют принадлежность растений к отделу голосеменные? Чем семенные растения отличаются от споровых?
-Для определения темы урока, посмотрите на комнатные растения, определите среди них лишнее. Почему вы так считаете?
- С какими же растениями вы познакомитесь сегодня на уроке?
-Сможете ли вы сформулировать тему нашего урока?
Тема урока: «Отдел Цветковые или Покрытосеменные растения» (слайд 1)
-Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности
(записывает цели на доске)
-А как проверите, достигли вы поставленные цели или нет?
-Спланируйте свою деятельность по достижению каждой из целей
-Итак, приступим к первому пункту плана.
Организация работы с текстом, определением понятия покрытосеменные
-Покрытосеменные растения очень разнообразны по форме и по требованиям к условиям обитания.
Познакомимся с некоторыми из этих признаков. Определим, какие классы покрытосеменных различают систематики. -Голосеменные растения.


Делают предположения по поводу темы урока:
Записывают тему в тетради
Нам нужно:
- Освоить определение понятия покрытосеменные растения и их классы
- Понять чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных растений и друг от друга
- Выработать умение определять, к какому классу покрытосеменных относится конкретное растение
-Цель будет считаться достигнутой, если:я смогу дать определение понятия покрытосеменные растения, классов покрытосеменных растений.
-смогу объяснить, чем отличаются покрытосеменные от голосеменных, и классы покрытосеменных друг от друга.
-я смогу отличатьпокрытосеменные растения от голосеменных растений, покрытосеменные растения разных классов друг от друга
- сумею определить, к какому классу покрытосеменных относится конкретное растение
- Для достижения первой цели нам необходимо познакомиться с текстом определения понятия покрытосеменные растения, используя текст учебника ; проанализировать текст(1-2 мин.) ;
- Для объяснения признаков отличий растений разных классов покрытосеменных, поработаем с текстом учебника и выясним, по каким признакам отличаются эти группы растений
-Для достижения третьей цели нужно потренироваться отличать покрытосеменные от голосеменных растений, и покрытосеменные растения разных классов друг от друга, используя рисунки, гербарии;
Далее нам необходимо проконтролировать себя и оценить, чтобы проверить себя, если ошибся, то нужно знать, в чём ошибка, почему она допущена, как в следующий раз не допустить ошибку.
Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия стр.127 п.1
-Покрытосеменные – отдел растений, семена которых покрыты тканями плода, образующегося из завязи пестика цветка.
Эмпирическое обобщение
- Вспомните что такое эмпирическое обобщение.
-Правильно, молодцы.
-Внимательно прочитайте задание.
Задание: сравните предложенные изображения покрытосеменных растений по количеству семядолей в семени; строению корневой системы; жилкованию листьев; путём эмпирического обобщения их свойств постройте определения новых понятий о разновидностях покрытосеменных растений и сформулируйте обобщённый способ их применения.
Определите, что вам нужно для выполнения задания?
-Верно.
-Работаем с преамбулой алгоритма эмпирического обобщения. Все ли условия для выполнения задания у вас есть?
-Что ещё необходимо вспомнить, чтобы выполнить задание верно?
Поскольку растения вам знакомы, мы будем работать вместе, я хочу чтобы вы мне помогали
Шаг 1.
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6

- Это обобщение за счет сравнения свойств объектов, воспринимаемых при помощи органов чувств, по заданному основанию и выделения общих признаков, присущих отдельным группам объектов, позволяющих их отличать друг от друга.
-Нужен алгоритм.
-Все условия есть (есть задание сравнить, есть основания для сравнения: строение семян, есть задание построить понятие и сформулировать обобщённый способ их применения) значит, мы можем работать с алгоритмом.
- Строение семени, жилкование листьев, строение корневых систем.
Читает: Рассмотри каждый из предложенных объектов в целом, обращая особое внимание на свойства, связанные с указанным в задании основанием для сравнения.
-Рассматриваем первый объект – семя тыквы: 2 семядоли, зародыш
Семя фасоли: 2 семядоли, зародыш
Зерновка пшеницы: эндосперм, зародыш
Семя ириса: эндосперм, зародыш
Сравни выделенные объекты по указанному основанию и ответь на вопрос: какими общими свойствами обладают отдельные группы сравниваемых объектов, одновременно отличающими их от других объектов?
-Сравниваем 1-й объект со 2-м,3-м,4-м. Семена на рисунках под номером 1,2 состоят из 2 семядолей и зародыша, а на рисунках 3, 4 из эндосперма и зародыша.
Подбери названия выделенным группам объектов, учитывая присущие им общие свойства, отличающие эти группы друг от друга.
-Пр.: двудольные, однодольные
( семядольные, эндоспермовые)
Сформулируйте определения понятий, обобщающие выделенные свойства, отличающие одни группы объектов от других.
-Те растения, у которых в строении семени есть 2 семядоли и зародыш относятся к двудольным, а растения, семя которых состоит и зародыша и эндосперма,- к однодольным.
Исходя из полученных определений новых понятий о разновидностях групп объектов, сформулируй правила применения каждого из них.
-Чтобы определить, относится ли растение к двудольным, нужно посмотреть, каково строение семени, если в нём 2 семядоли и зародыш, то это растение двудольное. А если в строении семени эндосперм и зародыш, то – однодольное.
Сформулируйте общее правило использования всей совокупности новых определений.
-Чтобы определить к какому классу растений относится изображённый объект, нужно рассмотреть строение семени, если в нём 2 семядоли и зародыш, то это двудольное растение, а если эндосперм и зародыш, то- однодольное.
Физкультминутка
Контроль и оценивание Выполните задания
Задание 1.
1) Растения называются покрытосеменными потому, что у них: А – семена образуются в шишках; Б – семена покрыты волосками; В – семена защищены листьями; Г – семена развиваются внутри плода.
2) По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность растения к:А – отделу; Б – роду; В – классу; Г – семейству.
3) Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него, скорее всего:А – мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями;Б – мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей;В – стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями;Г – стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Покрытосеменные растения имеют другое название - ________. Так же как и голосеменные, они образуют ______, но, в отличие от голосеменных растений, семена покрытосеменных находятся в ______, образующихся из ____ пестика.
Задание 3 Установите соответствие между называнием класса цветковых растений и его признаками:
А- класс двудольные
Б – класс однодольные
1.Корневая система стержневая;2.Зародыш семени с одной семядолей;3.Жилкование листьев сетчатое;4.Мочковатая корневая система;5.Жилкование листьев параллельное или дуговое;6.Зародыш семени с двумя семядолями.
Организация взаимопроверки в парах.
Что вам необходимо для взаимопроверки ?Эталон Задание 1.
1) Г
2) В
3) Б
Задание 2. Цветковые, семена, в плоде, завязи.
Задание 2.
А-(1;3;6;)
Б-(2;4;5)
Для того, что оценить соседа по парте, что вам нужно?
Критерии оценивания:
Задание 1 Каждый правильный ответ 1 балл.3б
Задание 2Каждый правильный ответ 1 балл.4б.
Задание 3 Правильное соотношение 2 балла, одна ошибка- 1 балл. 2б.
9,10 баллов «5»
7,8 «4»
6 «3»
Оценивание учащихся (по выбору учителя) Выполняют задания в тетрадях
Обмениваются тетрадями, проверяют.
-Эталон.
- Критерии оценивания.
Общая рефлексивная оценка -Вернёмся к поставленным в начале урока целям.
-Какие цели вы достигли? Чему научились?
-Какие определения понятий вы сегодня смогли освоить, выполнив процедуру эмпирического обобщения?
-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. - Я могу дать определение понятия покрытосеменные растения – это отдел растений, семена которых покрыты тканями плода, образующегося из завязи пестика цветка;
однодольные растения - это покрытосеменные растения с одной семядолей, мочковатой корневой системой, параллельным или дуговым жилкованием листьев;
двудольные растения – это покрытосеменные растения с двумя семядолями, стержневой корневой системой, перистым или сетчатым жилкованием.
-Я могу объяснить, чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка.
-Я могу объяснить, чем однодольные отличаются от двудольных. Покрытосеменные однодольные растения отличаются от двудольных количеством семядолей семени, строением корневой системы, жилкованием листьев.
-Я научился отличать покрытосеменные растения от других отделов растений по признакам: наличия цветков и плодов с семенами.
-Я научился отличать однодольные растения от двудольных по строению семени, корневой системы, жилкованию листа.
-Выполнив процедуру эмпирического обобщения, я освоил определения понятий класс Однодольные и класс Двудольные растения.

Домашнее задание П.24 вопр.1-3; 5* Задание: сравните предложенные изображения покрытосеменных растений по количеству семядолей в семени; строению корневой системы; жилкованию листьев; путём эмпирического обобщения их свойств постройте определения новых понятий о разновидностях покрытосеменных растений и сформулируйте обобщённый способ их применения.
Приложения
1 2


3 4

Одуванчик лекарственный 2.Фиалка лесная

3.Ландыш майский 4.Ирис луговой