ПРлан-конспект урока для учащихся 6 классов на тему: Покрытосемянные растения


Данова Динара ТойганбековнаУчитель биологии,
Первая квалификационная категория,
сш.им.Каныш Сатпаева
г.Есик Енбекшиказахский район Алматинская область
6 класс
Тема: " Покрытосеменные растения"
Цели урока:
Изучить особенности отдела "Покрытосеменные растения";
формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом;
развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
прививать навыки коммуникативного общения;
совершенствовать навыки работы с гербарием и по инструктивным
карточкам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения: гербарные экземпляры цветковых растений, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка.
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по страницам устного журнала в “Отдел Покрытосеменные растения”. Каждая страница устного журнала нам даст возможность еще раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. Цветковые растения (покрыто семенные) – самый обширный отдел растительного мира, к которому относятся больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 533 семейства, примерное 13.000 родов и не менее 350.000 видов. Я вам предлагаю сделать остановку на первой странице устного журнала. 1 страница: “Признаки покрытосеменных”.
Учитель предлагает определить правильную последовательность эволюции растений
Учитель. Чем был определён расцвет цветковых?
Ответы учащихся:
– Способностью переносить яркое освещение и сухость воздуха.
– Высокая приспособляемость и выносливость, в различных климатических и почвенных условиях, в том числе и на засоленных почвах.
Учитель. Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений.
Ответы учащихся:
– Среди Покрытосеменных в отличие от голосеменных есть не только деревья и кустарники, но и травы.
– Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшей сложности и разнообразия.
– Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения.
– У цветковых впервые появился новый орган – цветок. Семязачатки заключены в замкнутую полость завязи, образованную одним или несколькими сросшимися плодолистиками. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира.
– Изменения проявились в особенностях жилкования листьев, характере побегообразования, где стало преобладать симподиальное ветвление. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе. Основными проводящими элементами ксилемы взамен трахеид становятся сосуды, что значительно ускоряет движение восходящего тока. Во флоэме ситовидные клетки, обычно у прочих отделов высших растений, заменяются члениками ситовидных трубок. Одновременно появляются и клетки-спутницы, в известной степени регулирующие функции ситовидных трубок.
Учитель. Таким образом, покрытосеменные принято делить на 2 класса: двудольные и однодольные.
2-я страница “Классы покрытосеменных”.
Учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу « Основные признаки двудольных и однодольных растений»
Учитель. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса – однодольных и двудольных каждого класса, выпишите в таблицу.
А. В семени две семядоли.
Б. В семени одна семядоля.
В. Корневая система стержневая.
Г. Корневая система мочковатая.
Д. Жилкование листьев сетчатое.
Е. Жилкование листьев параллельное.
Ж. Запас питательных веществ расположен в эндосперме.
З. Запас питательных веществ находится в семядолях.
Класс однодольные
Класс двудольные
Проверка выполнения задания.
3-я страница “Семейство Покрытосеменные”.
Учащиеся парами работают с гербарием.
Задание №1. Определить предложенные растения и результаты работы записать в тетрадь.
Задание №2. Индивидуальная работа по инструктивной карточке “формула цветков”
Учитель. Самым многочисленным по числу видов является семейство сложноцветных. Оно насчитывает около 25.000 видов. Самым немногочисленным является семейство березовых, объединяющих около 130 видов растений.
Наше путешествие нас привело на заключительную 4-ю страницу, которая называется “Закрепление”.
Учащиеся отвечают на вопросы учебника
По предложенным рисункам цветов чертим диаграмму и записываем формулу цветка
Домашнее задание.