Открытое учебное занятие Тема: «Изготовление панно из засушенных растений»

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»





Открытое учебное занятие
Тема: «Изготовление панно из засушенных растений»







Разработала и подготовила: Рыжук Снежана Николаевна,
педагог дополнительного образования.



Надым
2013

Тема: Изготовление панно из засушенных растений.
Цель: научить обучающихся приемам технологии изготовления панно из засушенных растений.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить обучающихся с историей появления флористики;
способствовать формированию у обучающихся знаний об основах композиционного
решения на плоскости (фон, цветовая сочетаемость);
изучить приемы и способы составления композиции из природного материала.
Развивающие:
развивать творческие способности обучающихся на основе создания панно из засушенных растений;
развивать у обучающихся умение не только чувствовать и видеть прекрасное в окружающем нас мире, но и отражать увиденное в своих работах.
Воспитывающие:
формировать у обучающихся бережное отношение к природе;
прививать обучающимся эстетическую, коммуникативную культуру.

Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Формы контроля: наблюдение, опрос, контроль за выполнением практической работы.
Оборудование, инструменты и материалы: основа для выполнения работы (картон – ткань, картон – цветная бумага), клей ПВА, ножницы, засушенные растения.
Дидактическое обеспечение: раздаточные карточки, наглядные пособия, фотографии изделий, образцы готовых изделий.
Новые понятия: флористика, коллаж, прессованные цветы, гербарий, симметрия, асимметрия, композиция, ритм, орнамент, пропорции.

План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели занятия, создание мотивационной ситуации.
3. Вводная беседа. Знакомство с историей появления флористики как одного из видов
декоративно - прикладного творчества.
4. Теоретическая часть: основные термины и приемы.
5. Практическая часть: выполнение работы.
6. Анализ выполненной работы и оценка.
7. Закрепление. Опрос.
8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: 1) Что вы должны были приготовить к занятию?
Проверка готовности обучающихся к занятию:
1. основа для выполнения работы (картон – ткань, картон – цветная бумага);
2. клей ПВА;
3. ножницы;
4. клеёнка;
5. засушенные растения.
2) Какой материал вы выбрали для изготовления основы панно?
3) Почему вы выбрали именно этот материал?

2. Сообщение темы и цели занятия. Создание эмоционального настроя, положительной мотивационной ситуации.
Педагог: Сегодня на нашем занятии мы станем флористами. За вас будет рисовать природа. Каждый цветок, каждый листик – готовое произведение. Ваше дело – увидеть и суметь показать эту красоту.
На этом занятии мы с вами изучим приемы и способы составления композиций из природного материала и изготовим панно, которое может быть использовано в оформлении интерьера, а также может стать хорошим подарком и доставить радость вашим родственникам и друзьям.

3.Вводная беседа. Сведения об истории появления и развития флористики. Прослушивание сообщений обучающихся и педагога.
Издавна с целью изучения многообразия полезных и красивых растений их собирали, засушивали и сохраняли закрепленными на гербарных листах.
Обучающиеся: 1530-1540 годами можно датировать начало зарождения ботаники как науки. Первые гербарии появились в Италии. Наиболее известной фигурой был швейцарец К. Баухин (1560-1624 гг). Его гербарий содержал более 2 тысяч растений, которых собрал он и еще сорок любителей растений. Этот гербарий хранится до сих пор и растения лежат на листах свободными и незакрепленными.
В нашей стране одним из первых гербаризировал растения Петр Первый. Его гербарий хранился в Московском университете, но был уничтожен во время пожара Москвы в 1812 году.
Рано или поздно увлечение гербарием, где представление о растении было максимально возможным, перерастало в создание композиций из растений.
В Ясной Поляне хранятся несколько альбомов с композициями, созданными Софьей Андреевной Толстой и ее детьми из засушенных растений, собранных в окрестностях усадьбы.
Наталья Николаевна Пушкина с детьми собирала цветы и травы Святогорья в Михайловском и на листах альбома делала художественные композиции из вереска, хвоща, пижмы, тысячелистника, кореопсиса, петунии. Этот альбом сохранился до наших дней.
В нашей стране первые исследования, касающиеся засушивания растений с сохранением их естественной окраски, принадлежат З.А. Мамонтовой и М.П. Бединггауз. Оба автора дают не только подробную характеристику растений с точки зрения сохранности их природного цвета, особенностей засушивания, но и публикуют свои композиции.
Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас всё чаще называют загадочным словом флористика.
Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства, создание букетов, композиций панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов (цветов, листьев, ягод, плодов, орехов, семян и т. д.), которые могут быть живыми, засушенными или искусственными.

Основные направления флористики:
Создание букетов и композиций из живых растений.
Изготовление панно и картин из засушенных растений.
Создание коллажей из живых, засушенных и искусственных растений.

4. Теоретическая часть. Основные термины и приемы.
Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию.
Основными средствами композиции, которые служат для более полного выражения в идеи произведения, являются: ритм, симметрия, пропорции, орнамент. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных.

Чтобы выполнить композицию, нужно знать приемы составления и иметь представление о композиции. Каждая работа по приемам составления композиции может быть симметричной или ассиметричной.
Рассмотрим приемы составления композиций:
Симметрия.
Асимметрия.
Объяснение педагогом значения новых понятий.
Симметрия - это принцип, основанный на зеркальном отражении. Построение рисунка может быть выполнено с одной осью симметрии, по двум и нескольким осям, когда ось симметрии скрыта (круг).
Асимметрия – это принцип построения композиции несимметрично друг другу.
Беседа о межпредметных связях технологии изготовления изделий с математикой.
Вопрос обучающимся:
а) Вам знакомы эти понятия?
б) Какой школьный предмет связан с этими понятиями? Выслушиваются возможные ответы обучающихся.
Работа с понятийным аппаратом. В асимметрии существуют три стиля:
Параллельный стиль: этот стиль нами не выделяется, так как он обычно имеет характер или декоративный, или вегетативный, или формалинейный;
формалинейный стиль: в данном стиле мало материала, но форма четко должна читаться. Если построенная композиция расплывчата, тогда формалинейный эффект ослабевает и растворяется и характер стиля исчезает.
вегетативный стиль: растения предстают на природном фоне в окружении природного и искусственного материала, цветовая гамма спокойная. Данная работа может выглядеть весьма декоративно, но обязательно естественно. Таковы требования к данному стилю.
декоративный стиль: характерно изобилие материалов, яркость фона, сочетание фона и материала.
Если соблюдать данные приемы, мы сможем правильно составить композицию.
Орнамент – чередование элементов или групп элементов.
В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение элементов рисунка.
Педагог демонстрирует образцы готовых изделий, природный материал (засушенные листья, цветы). Педагог и обучающиеся провели анализ образцов готовых изделий.
Показ природного материала
Беседа с детьми о хрупкости природного материала, природы в целом. Обращение внимания обучающихся на аккуратное и бережное использование данного материала.
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами (карточка № 1), изучим основные приемы работы составления композиции из природного материала, познакомимся со специальными терминами.


Карточка №1.
Прочитайте правила безопасной работы, добавив, где необходимо, частицу «не».
- следует передавать ножницы острыми концами вперед;
- ножницы передают кольцами вперед, чтобы не поранить ими берущего;
- кладите ножницы под руками, т.к. нечаянно задев, вы можете уронить их на ноги
сидящего рядом человека;
- клей наносят на рабочую поверхность кисточкой;
- следует сильно давить на пузырек с клеем, т.к. клей может попасть на окружающих;
- излишки клея следует удалять мягкой тряпочкой.

5. Практическая часть. Выполнение работы.
а) Педагог: Сегодня на занятие вы принесли заготовленные вами засушенные растения. Но прежде, чем мы приступим к созданию панно, вы должны будете выполнить эскиз вашей композиции. Все произведения рождаются по подсказке растительного материала. Также при создании панно следует учитывать цвет фона, на котором будет находиться ваша композиция. Она не должна сливаться с фоном.
б) Правила работы с засушенным материалом:
- при работе с засушенным материалом следует помнить, что они очень хрупкие;
- организуйте свое рабочее место так, чтобы не повредить растения.
- наносите клей тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за край поверхности основы.
Педагог обращает внимание обучающихся на готовность рабочего места к практической работе, соблюдение детьми правил техники безопасности, на аккуратность при выполнении работы, на экономное расходование природного материала.
в) Составление алгоритма работ обучающихся путем наводящих вопросов.
Алгоритм выполнения работы:
- готовим основу;
- задумываем композицию;
- подбираем природный материал;
- выбираем приемы составления композиции (по замыслу);
- собираем композицию в единое целое;
- оформляем панно.
В ходе практической работы педагог объясняла с показом каждый этап работы, оказывала дозированную помощь отдельным обучающимся.

6. Анализ выполненной работы и оценка.
Итак, работы выполнены. У каждого из вас на столе лежит оценочная карточка. Теперь сидящие рядом поменяйтесь своими работами друг с другом. Перед вами лежат работы ваших товарищей. Возьмите оценочную карточку (карточка №2), впишите в нее фамилию вашего товарища, укажите, что вам понравилось в данной работе, и что не понравилось. Поставьте оценку данной работе в баллах (минимальное количество баллов – удовлетворительно, максимальное - отлично).
Оценочная карточка №2.
Фамилия, имя проверяющего работу:
Фамилия, имя автора работы:..
Что тебе понравилось:..
Аккуратность при выполнении работы:.
Правильность составления композиции..
Твои пожелания автору работы:.
Твоя оценка работе:
Дети анализируют работы товарищей, ставят оценки, выбирают лучшие работы, высказывают свои пожелания. Заслушивание мнения нескольких обучающихся.
7. Закрепление. Опрос.
Педагог: Давайте вспомним, какие приемы мы изучили на занятии и какими приемами пользовались при изготовлении панно.
Вопросы обучающимся:
1. Как называется вид декоративно – прикладного искусства, при котором создаются произведения искусства из живых и засушенных растений? (Флористика)
2. Кто первым в России гербаризировал растения?(Петр Первый)
3. Как вы думаете, почему люди создали такой вид декоративно-прикладного искусства как флористика? Выслушиваются ответы обучающихся.



8. Подведение итогов работы.
В конце занятия оформляется выставка творческих работ «От красоты в природе – к красоте в искусстве».

Сегодня мы познакомились с флористикой и научились технологии изготовления панно из природного материала. Вы сегодня очень плодотворно потрудились. Посмотрите на нашу выставку вы сделали очень хорошие работы.
Надеюсь используя эти знания и свою фантазию, вы сможете сделать новые оригинальные панно.































Самоанализ
учебного занятия Рыжук С.Н.
по теме: «Изготовление панно из засушенных растений».

Учебная группа обучается по модифицированной образовательной программе «Технология изготовления изделий из кожи, замши и сухоцветов».
Присутствовало: 12 человек.
Возраст: 9-10 лет, 3 класс.
Год обучения: первый.
Занятие относится к разделу: «Изготовление изделий из природного материала».
Тема: «Изготовление панно из засушенных растений».
Цель: научить обучающихся приемам технологии изготовления панно из засушенных растений.
Для достижения цели на занятии ставила следующие задачи:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей появления флористики и этапами ее развития;
-способствовать формированию у обучающихся знаний об основах композиционного решения на плоскости (фон, цветовая сочетаемость);
-изучить приемы и способы составления композиции из природного материала.
Развивающие:
-развивать творческие способности обучающихся на основе создания панно из засушенных растений;
- развивать у обучающихся умение не только чувствовать и видеть прекрасное в окружающем нас мире, но и отражать увиденное в своих работах.
Воспитыващие:
-формировать у обучающихся бережное отношение к природе;
- прививать обучающимся эстетическую, коммуникативную культуру.

Форма работы: групповая, индивидуальная практическая работа.
Для эффективного усвоения обучающимися материала на занятии использовала: дидактический материал: наглядные пособия, фотографии изделий, образцы готовых изделий, сообщения об истории появления и развития флористики, раздаточные карточки. Оборудование, инструменты и материалы: основа для выполнения работы (картон – ткань, картон – цветная бумага), клей ПВА, ножницы, клеёнка, засушенные растения.
Новые понятия: флористика, коллаж, прессованные цветы, симметрия, асимметрия, композиция, ритм, орнамент, пропорции.
Принципы обучения, реализованные на занятии:
- доступность: выбор заданий, посильных для обучающихся и их возрасту;
- принцип творчества и развития обучающихся.

Методы и приёмы обучения:
-словесный - инструктаж, объяснение, информационное сообщение, беседа;
-наглядно-демонстрационный – демонстрация приёмов выполнения работы, наглядных пособий, образцов готовых изделий, выставка творческих работ;
-практический – выполнение практической работы.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и цели занятия. Создание эмоционального настроя и положительной мотивации на предстоящее занятие.
3. Вводная беседа.
Прослушивание сообщений обучающихся и педагога. Знакомство с историей начала гербарного искусства, основными направлениями флористики.
Работа с понятийным аппаратом: флористика.
Дети активно участвовали в занятии, рассказывали свои сообщения, подготовленные самостоятельно дома.
4. Теоретическая часть.
В теоретической части занятия вместе с детьми закрепили знания правил техники безопасности при работе с инструментами, пользуясь раздаточными карточками.
Рассмотрели приемы составления композиции. Беседа о межпредметных связях: связь технологии с математикой, в приемах составления композиций (симметрия и асимметрия)
Провели анализ образцов готовых изделий.
Рассмотрели последовательность выполнения работы путём наводящих вопросов.
Показ обучающимся природного материала (засушенных листьев, цветов).
Беседа с детьми о хрупкости природного материала, природы в целом. Обращение внимания обучающихся на аккуратное и бережное использование данного материала.
Работа с понятийным аппаратом: симметрия, асимметрия, композиция, ритм, орнамент, пропорции.
5. Практическая часть.
В практической части занятия обращала внимание на учебно-организационные умения и навыки обучающихся: самостоятельность в подготовке своего рабочего места, соблюдение правил работы с инструментами, ответственность, аккуратность, экономное использование природного материала.
Выполнение обучающимися работ по замыслу согласно алгоритму. Алгоритм выполнения работы записан на доске. В ходе выполнения практической работы осуществлялся личностно-ориентированный подход к обучающимся (дозированная помощь, показ приёмов, объяснение, самостоятельность в выборе оформления изделия).
Длительность занятия соответствовала возрастным особенностям детей.
В течение всего учебного занятия обучающиеся активно и плодотворно работали. Проявляли волю, терпение в процессе выполнения практической работы.

6. Анализ выполненной работы и оценка.
Дети обмениваются своими работами с товарищами и в оценочных карточках ставят баллы друг другу.
Заслушивание мнения нескольких обучающихся. Дети анализируют работы товарищей, ставят оценки, выбирают лучшие работы, высказывают свои пожелания.

7. Закрепление. Опрос.
В ходе опроса закрепили знания обучающихся о приемах изготовления панно. Выслушиваются ответы обучающихся.
8. Подведение итогов занятия.
В конце занятия педагог и обучающиеся подвели итоги о проделанной работе. Оформили выставку творческих работ «От красоты в природе – к красоте в искусстве».

Вывод: реализация поставленных задач занятия способствовала успешному достижению поставленной цели. Много интересного и познавательного обучающиеся узнали об истории возникновения первого гербария, о его хранении, о развитии флористики, познакомились с новыми терминами, закрепили практические знания и умения при изготовлении изделия. Развивали художественный вкус и воображение - оформляли панно из природного материала. Дети анализировали готовые работы, сравнивали, обобщали, искали способы рационального выполнения работы, экономно расходовали материалы, соблюдали правила по технике безопасности.
Поставленные цели и задачи занятия выполнены. Обучающиеся научились приемам технологии изготовления панно из засушенных растений.























































Рисунок 1915