Разработка урока по математике Пропорции. Михаил Васильевич Ломоносов — великий ученый


ПРОПОРЦИИ
М.В.Ломоносов – великий учёный
Цель: продолжить формировать понятие «пропорция», «крайние и средние члены пропорции» и формировать умение применять основное свойство пропорции. Развивать интерес к изучению предмета, демонстрируя связь математики с другими предметами: химией, физикой, географией, историей. Воспитывать познавательную активность учеников.
Тип урока: усвоение знаний, формирование умений.
Наглядность: портрет М.В.Ломоносова, географическая карта, выставка книг, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Проверяется наличие домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
На доске записаны два выражения 19/11 и 1711/300.
Ученикам задаются вопросы:
Как называют дробь 19/11, можно ли записать её иначе, что можно сказать о числах 19 и 11, делится ли число 1711 на 3. Что называют пропорцией? Решим несколько пропорций у доски. Запишите пропорции.
Х:45 = 100:6 0,4:х = 1/5:2/3 3,75:9/8 = 7/3:х.
Назовите крайние и средние члены пропорции.
Сформулируйте основное свойство пропорции. К доске вызываются три ученика для решения данных пропорций.
Сегодня мы проведём необычный урок. Прочитаем девиз нашего занятия: «Математику за то учить нужно, что она ум в порядок приводит». Эти слова принадлежат М.В.Ломоносову. Ломоносов родился в селе недалеко от Архангельска в семье местного рыбака. Ещё ребёнком маленький Миша помогал отцу. Вместе с отцом любопытный мальчик знакомился с северным краем. Но не только природа интересовала его. Глубокий интерес вызывало у него торговля, техника, промышленность. Грамоте Миша учился у односельчанина Ивана Шубного. Ломоносову удалось раздобыть лучшие для того времени книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магнитского. Последняя, кроме начальной математики, содержала ещё сведения по физике, географии, астрономии, навигации. С этими книгами он не разлучался никогда, всегда носил с собою, перечитывая их.
М.В.Ломоносов, сельский ребёнок не мог учиться в светской школе, и поэтому наперекор отцовской воли, ушёл из дому в морозную декабрьскую ночь 1730 года.

В январе 1731 года Ломоносов прибыл в Москву, где совсем молодым поступил в единственное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию, обманув, что он сын дворянина. Жить и учиться было сложно, но не смотря на это, первые три класса он закончил за один год.
В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносова отправляют в Петербургскую академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю, танцы.
Занятия по математике включали и физику. Через год в числе лучших студентов его направляют в Германию для изучения горного дела.
После возвращения в Россию начинается научная деятельность Ломоносова по физике, географии, астрономии, химии. Около 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклопроизводства. Он разработал технологию изготовления цветного стекла и использовал эту технологию для изготовления мозаичных картин, бисера, посуды и других необходимых в быту вещей.
М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он разработал собственную систему стихосложения, первым глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красу русского языка.
Ломоносов был убеждён в том, что только распространение науки и образования может содействовать процветанию государства. Поэтому возникла мысль о необходимости образования университета в Москве.
12 января 1755 года был основан Московский университет.
А.С.Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом».
Поэт, художник, астроном, философ, историк, геолог, географ. Но когда речь идёт о Ломоносове, первой всегда называют его главную профессию, его наибольшую любовь, основным делом его жизни – химию. 4 апреля 1765 года в возрасте 56 лет М.В.Ломоносов умер.
Решим задачу №90 из «Арифметики» Магницкого. Зачитываем условие и анализируем его. Делаем вывод. Записываем краткое условие.
20 чел. --- 30дн.
? чел. --- 5дн. Составляем пропорцию для обратно пропорциональной зависимости и решаем её.
Сегодня мы узнали, что основным делом жизни М.В.Ломоносова была химия.
Решаем задачу №107. Записываем краткую запись условия.
Олово ---62% --- ?г
Свинец --- 38% ?г
Составляем две пропорции для прямо пропорциональной зависимости и решаем их. Делаем вывод и пишем полученный ответ. Можно ли решить эту задачу другим способом?
Решим ещё задачу. Для 15 лошадей на 18 дней запасли 9 ц овса. Сколько овса нужно запасти для12 лошадей на 30 дней?
Задачу решаем, используя логическое мышление. При решении задачи повторяем умножение и деление дробей.
Подводим итог знаниям учащихся и комментируются оценки учеников.
Запишем домашнее задание. Повторить основное свойство пропорции, решить № 90(вторым способом), 108, 185.

ПОВТОРЕНИЕ
УРОК--- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ
Цель: повторение и коррекция знаний учеников прирешении примеров на порядок действий, формирование прочных навыков выполнения действий: умножения, деления, сложения, вычитания; развивать интерес к математике, память и речь; содействовать воспитанию наблюдательности; устанавливать связь математики с жизнью.
Оборудование: карта «Математический океан», карточки.
Ход урока
Организация учащихся к работе.
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
Великие математики говорили, что математика --- царица наук. Кому принадлежат эти слова? Давайте послушаем изречения о математике наших знаменитых людей. ( ученики зачитывают )
Сегодня я вас приглашаю в путешествие, оно не простое, а сказочное путешествие по математическому океану на прекрасном корабле. Для этого путешествия нам нужен экипаж корабля: капитан, штурман, боцман. Морское пароходство утвердило: капитан ---
штурман ---
боцман ---
Капитану вручили карту. На ней изображены острова и порты. Маршрут сложный: видите, нам встречаются и подводные рифы, айсберги и мель.
«Заметель» и шторм , угрожающий нашей жизни. Выполняя разные задания, команда нашего корабля должна привести наше судно в бухту пятёрок.
Учитель. Какое сегодня число? (штурман пишет на доске)
Сейчас проверим компетентность нашего командного состава.
Работа с карточками у доски.
Командир Боцман Штурман
Х:23 = 1021 х:17 = 321 х:6 = 793 Оцениваем выполненное решение.
Капитан. Штурман, что по курсу?
Штурман. По курсу «Отвечайка».
Как найти неизвестное делимое?
Как называются числа при умножении?
Как найти неизвестный множитель?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются числа при делении?
Штурман. Вот мы и побывали в одном порту.
Штурман. Капитан! Право по берегу мель!
Капитан. Без паники! Спокойно!
Учитель. Чтобы не сесть на мель нужно правильно считать.
---Пятью пять?
ЭСТАФЕТА
( пример – цепочка )Капитан. Наш корабль благополучно прошёл, не сев на мель и пришёл в порт «Задача».
Решаем задачу №
Учитель. Наш корабль пришёл в порт « Угадайка ».
Решаем пример на порядок действий № (по вариантам)
Штурман. Капитан! На пути остров «Геометрия».
В каких единицах измеряется длина?
В каких единицах измеряется площадь?
Четырёхугольник, у которого все углы прямые ---
Прямоугольник, у которого все стороны равны ---
Какой буквой обозначается площадь?
Какой буквой обозначается периметр?
Как найти площадь прямоугольника?
Как найти периметр прямоугольника?
Выполняем практическое задание. Рисуем прямоугольник, делаем необходимые измерения и вычисляем площадь и периметр прямоугольника.
Учитель. Наша команда благополучно преодолела это препятствие и осталось пройти только один канал до бухты «5». Чтобы зайти без приключений и без потерь на острова «4» и «3» мы решили последнее задание.
Кто остался на островах «4» и «3», а кто пришёл в бухту «5» решит задание: