Отзыв о моей конкурсной работе Мои инновации в образовании


2676525-266700
Департамент образования, науки и молодежной политикиВоронежской области
П Р И К А З
21.04.2014 года№ 420
Воронеж
Об итогах областных конкурсов «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании»,
«Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память
о ветеранах и защитниках нашего Отечества»
В соответствии с планом совместной работы с Воронежским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (далее - ВРО ООО ВПС) при поддержке Общественной палаты Воронежской области в феврале 2014 г. были проведены открытые конкурсы среди органов государственно-общественного управления образованием, руководителей, педагогов и учащихся образовательных учреждений «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» и подведены итоги.
На основании решения Конкурсной комиссии от 21.02.2014 г. (протокол № 6 бюро ВРО ООО ВПС) об итогах открытых конкурсов «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Лучший управляющий совет», «Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить итоги конкурсов «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Наследники Юрия Гагарина» «Мои инновации в образовании», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» (Приложение 1).
2 . Наградить почетными грамотами и благодарностями департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области победителей конкурсов (Приложение 2).
3. Продолжить проведение конкурсов «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» в 2014-2015 учебном году.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- объявить благодарность участникам конкурсов;
- рекомендовать руководителям образовательных учреждений поощрить педагогов - победителей и призеров конкурсов, руководителей работ учащихся;
- активизировать деятельность органов государственно-общественного управления образованием в реализации программ развития муниципальных систем образования, программ развития и образовательных программ организаций в свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- с целью распространения практики открытости, объективности оценки деятельности образовательных организаций, участников образовательных отношений содействовать проведению окружных, муниципальных этапов конкурсов «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», привлечь к участию в конкурсах образовательные организации дополнительного общего, среднего профессионального образования.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя руководителя департамента Г.П.Иванову.
Временно исполняющий обязанности
руководителя департамента О.Н. Мосолов
Приложение 1 к приказу департамента
от ___апреля 2014 г. №___
Информация
об итогах областных конкурсов
«Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»
Воронежским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Общественной палатой Воронежской области при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в декабре - январе 2014 года были проведены открытые конкурсы среди органов государственно-общественного управления образованием, руководителей, педагогов образовательных учреждений «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад», «Мои инновации в образовании», «Наследники Юрия Гагарина», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» и подведены итоги (протокол № 6 бюро ВРО ООО ВПС от 21.02.2014 г.).
В состав жюри конкурсов вошли представители ВРО ООО ВПС, РОА «Общественный совет», «Общественной палаты», работники ВОИПКиПРО.
Конкурс «Лучший управляющий совет» проводится в течение 7лет в целях совершенствования и распространения передового опыта системы государственно-общественного управления в образовании; развития внешних связей органов государственно-общественного управления в образовании и взаимодействия с органами самоуправления, общественными организациями, профессиональными сообществами; формирования позитивного социального и профессионального имиджа участников конкурса, публичного признания личного вклада в развитие системы государственно-общественного управления, социального партнёрства в образовании руководителей и членов Советов образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием.
За этот период в конкурсе «Лучший управляющий совет» приняло участие более 200 школ, в 2013г. - 7 дошкольных учреждений практически всех районов области. В 30 % муниципальных образований проводился районный этап, победители которого становились участниками областного конкурса. Конкурс способствовал расширению границ государственно-общественного управления в образовании, повышению роли коллегиальных органов в реализации программ развития, НОИ «Наша новая школа», ФГОС, КПМСО Воронежской области. Сегодня практически в каждой образовательной организации области действуют управляющие советы (УС) – высшие органы управления.
Конкурс «Лучший публичный доклад» проводится с 2012г.
Цель конкурса: популяризация опыта представления публичной отчетности; обеспечение «прозрачности» и «открытости» функционирования региональной (муниципальной) системы образования и образовательных учреждений, продвижение практики и повышение качества публичной отчетности; формирование информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательных отношений, включая представителей общественности; информирование потребителей образовательных услуг о выполнении заказа, приоритетных направлениях развития образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.
В ноябре 2013 поступило лишь 5 заявок на конкурс «Лучший управляющий совет» и 13 материалов по публичным докладам.
С 30 декабря 2013 по 25 января 2014г. члены жюри изучали материалы о деятельности УС и публичные доклады 65 общеобразовательных учреждений и 29 дошкольных образовательных учреждений области - региональных инновационных площадок по направлению «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Результаты изучения материалов об УС:
1.размещены на сайте:
положение об УС – ОУ- 79,2%, ДОУ- 4%, положение о его формировании – 47,2% и 4% соответственно, состав УС (список) – 28,3% и 8%, план работы УС – 3,8% и 4%, отчет о деятельности УС – 20,8% и 0%;
2) сведения, подтверждающие легитимность УС:
фиксация в Уставе полномочий УС - 66% и 40%, сроки действия УС – 30,2 и 20%, легитимность устава - 30,2% и 20%;
3) в отчете о деятельности УС за предшествующий период указаны: решения, принимаемые в организации с привлечением УС:
результативность – 1,9% и 0%, объем привлеченных, внебюджетных средств – 1,9% и 0%, осуществление общественной экспертизы – 0% и 0% , государственно-общественные консультации – 1,9% и 0%, общественный мониторинг состояния и развития образовательной организации – 1,9% и 0%; 4) в положении об УС указаны полномочия УС (по образовательным программам, по оплате труда) – 67,9% и 8%, совпадают эти полномочия с нормами Устава – 60,4% и 8% , 5) в составе УС: учредитель – 35,8% и 16%, родители - 35,8% и 28%, учащиеся – 32,1%, педагоги – 35,8% и 24%, партнёры – 26,4% и 24%, председатель УС из числа партнёров- 5,7% и 0%,; 6) маркетинговая составляющая – 3,8% и 0%.
Из работ, поступивших на конкурс, лучшей признана работа директора МКОУ Смаглеевская СОШ Кантемировского района Квитко О. О. «Вместе с управляющим советом» (председатель УС - Деревянко И. Н.).
Руководитель школы был рекомендован учредителем для участия в областном конкурсе.
На конкурс «Лучший публичный доклад» поступило 13 материалов. Жюри анализировало конкурсную работу, заключение по итогам муниципального этапа конкурса и оценивало: полноту представленной информации, её соответствие нормативно-правовым актам Министерства образования и науки РФ и Воронежской области, положению о конкурсе, степень решения проблем организации, определённых публичным докладом за 2012 - 2013 учебный год; степень реализации НОИ «Наша новая школа», ФГОС; доступность и ясность изложения, оформление; разнообразие форм представления публичного доклада; степень доступности публичного доклада участникам образовательного процесса, местному сообществу, социальным партнёрам.
По информации конкурсных комиссий Калачеевского, Кантемировского, Каширского, Лискинского, Нижнедевицкого, Подгоренского, Россошанского муниципальных районов и г. Нововоронежа Воронежской области в конкурсе приняли участие 265 образовательных организаций (из них 265 анализ материалов публичных докладов, размещенных на сайте школы и 61 - анализ материалов публичных докладов, представленных в оргкомитет).
Публичные доклады, в т.ч. МБОУ «Нижнедевицкая гимназия» Нижнедевицкого района (директор - Микулич Л. И., председатель совета - Новичихина О. В.), МКОУ Заброденская СОШ Калачеевского района (директор – Шилова Г. В., председатель совета – Мостовая С.Н.), МКОУ СОШ №5 г. Нововоронежа (директор – Пегусова Г. А., председатель совета – Фетисова Е. Н.), МКОУ Сергеевская СОШ Подгоренского района (директор – Слизкая Л. С., председатель совета – Неваленая О. В.), МКОУ Каширская ООШ Каширского района (директор - Карпова О. В., председатель совета - Усова О. И.), МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши (директор – Ловцова В. Ф., председатель совета - Радинский И. А.) и другие содержат аналитическую информацию, основанную на показателях, характеризующих состояние и тенденции развития образовательной организации; при этом используются динамические сравнения; информация, представленная в докладе актуальна, достоверна, подкрепляется ссылками на источники первичной информации; необходима и достаточна. В части докладов есть обращения к читателям, даны отзывы потребителей образовательных услуг и рекомендации учителям, администрации по повышению эффективности деятельности.
Анализ анкет участников конкурса показывает, что опыт публичных докладов у большинства образовательных организаций имеется (от 2 до 6 лет), исключение составляют организации дошкольного образования; количество педагогов, учащихся, родителей, принимавших участие в обсуждении Публичного доклада, от общего числа участников образовательного процесса (по каждой категории отдельно) колеблется от 70 до 90 процентов; распространяется публичный отчет в основном на мероприятиях учреждения и его сайте, в отдельных случаях на мероприятиях партнёров, учредителей и их сайтах.
Видеоряд (положительную оценку членов жюри получил видеоролик МКОУ Заброденская СОШ) и текст докладов в основном содержат отчеты о достижениях организаций, в них фактически отсутствует информация о предложениях и замечаниях к предыдущему отчетному докладу, реализации указов Президента РФ (май 2012г.) по оплате труда в соответствии с его качеством, эффективностью и повышению заработной платы работников (исключение составляют МКОУ «Нижнедевицкая гимназия», МКОУ СОШ №5 г. Нововоронежа), закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (приведение норм локальных актов образовательной организации в соответствие с законом, создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст.45), изучение норм закона всеми категориями участников образовательных отношений), работе с резервом кадров и молодыми учителями (это направление осветили МКОУ «Нижнедевицкая гимназия», МКОУ Сергеевская СОШ), мероприятиях по реализации предложений и прогнозам развития.
Часть докладов содержит информацию, не способствующую принятию решений по дальнейшему развитию образовательной организации, не соответствующую интересам и информационным потребностям целевых групп.
Не все сайты имеют обратную связь и способы направления в образовательное учреждение вопросов, замечаний и предложений по докладу: лишь 61,5 % школ, 55,2% ДОУ имеют ссылку на публичный доклад в главном меню, который открывается самыми простыми и распространенными программами; доклады свободно и быстро скачиваются только у 55,2% школ и 44,8% детских садов.
В целях реализации норм ст.28, 29, 97 «Закона об образовании в РФ» об информационной открытости системы образования, постановления правительства РФ от 10 июля 2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации», привлечения внимания общественности к проблемам государственно-общественного управления в системе образования, обобщения и распространения передового опыта, совершенствования открытости и прозрачности деятельности, стимулирования и поощрения инновационных подходов к деятельности в учреждениях системы образования, жюри, оргкомитет конкурсов рекомендуют муниципальным отделениям ВРО ООО ВПС совместно с органами управления образованием, методическими службами, руководителями образовательных учреждений:
- продолжить проведение конкурсов «Лучший управляющий совет», «Лучший публичный доклад» в 2014-2015 годах,
- внести изменения в положение о конкурсах (в части обязательности проведения муниципальных этапов и на основе анализа размещённых на сайтах образовательных организаций материалов о советах и отчётов);
- организовать и проводить муниципальные этапы конкурсов;
- привлечь к участию в конкурсах образовательные организации дополнительного, начального и среднего профессионального образования.
На региональный этап конкурса «Мои инновации в образовании» в 5 номинациях были представлены 99 работ педагогических работников образовательных организаций Воронежской области: 60% работ были поданы в номинации «Образовательные технологии»; 20% - «Творческое развитие обучающихся»; 19% пришлось на номинацию «Воспитательная работа»; 1% - «Управление образовательным процессом».
Конкурс являлся открытым. В нем приняли участие работники общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования.
Конкурс проводится в целях выявления инициаторов педагогических инноваций на местах, их моральной поддержки и публичного признания; распространения опыта самостоятельной разработки и внедрения педагогических инноваций; формирования позитивного заинтересованного отношения к полезным инновациям педагогов, учащихся и членов их семей, а также областных и муниципальных органов власти, СМИ, общественного мнения в целом; стимулирования и поощрения инновационной деятельности в сфере образования авторов и проводников инноваций.
Большая часть материалов конкурса «Мои инновации в образовании» может использоваться педагогами области в ходе реализации образовательных программ и программ развития образовательных организаций, образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрения ФГОС.
Учитель математики МКОУ Петропавловская СОШ Петропавловского района Грякалова Л.Г. в своей работе «Активизация учебной деятельности школьников путём создания проблемных ситуаций» описывает технологии, которые формируют у учащихся способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Ею разработаны учебные программы по курсам: «Геометрия вокруг нас», «Занимательная математика» для 5-6 классов.
Представляет интерес работа Долженко Т.А., учителя химии МКОУ Заброденская СОШ Калачеевского района «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках химии». ИКТ (электронные презентации; справочные материалы, Интернет-ресурсы) позволяют учителю выполнять на уроках химии различные дидактические задачи, проводить процесс обучения на любом уровне сложности: базовом или углубленном, позволяет реализовывать принцип учета индивидуальных особенностей и достижений учащихся.
Провоторова А.Б., учитель информатики и математики МКОУ «Тресоруковская СОШ» Лискинского района, излагает способы применения ИКТ на уроках. По каждому классу организован соответствующий ресурс: открытая образовательная модульная мультимедиа система в форме Википедии – «Мир информатики»; электронная книга в виде временной шкалы «Из истории информатики», дана информация о собственном образовательном сайте (ege-inf.ucoz.ru), позволяющем ученику самостоятельно изучить тему, вопрос урока, проработать материал книги необходимое количество раз, пройти тесты в любое время и т.п.
«Развивающее обучение – основа формирования творческой личности» - тема работы Червяковой Г.П., учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №4 г.Лиски». Педагог меняет старую схему образования «учитель-ученик-учебник» на новую – «ученик-учебник-учитель». Приложения к работе Червяковой Г.П. – хороший материал для использования в работе коллег. Это презентации с алгоритмом решения творческих задач, конспекты уроков с использованием метода проблемного обучения, рабочие программы внеурочной деятельности, в т.ч. театрального кружка «Старая сказка на новый лад», планирование работы с одаренными детьми и др.
Сакардина А.С., учитель начальных классов МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши описывает применение Дальтон-технологии на примере проведения лабораторной работы «Книжки-самоделки» (самостоятельное изучение темы лабораторной работы, групповое изучение темы, изучение темы с использованием компьютерных программ, консультации преподавателя, изучение темы в библиотеке, самостоятельное изготовление книжки) и урока по теме: «Правописание частицы «НЕ» с глаголами» (задания сориентированы не на факты, а на анализ событий, наблюдений, на выбор рационального).
Учитель химии МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Шахова В.В. в конкурсной работе «Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время» раскрывает методические приемы развития умений использования знаний, в том числе, и в нестандартных ситуациях; решения экспериментальных и расчетных задач и т.п. Программы реализуются в процессе организации деятельности кружка «Химия вокруг нас», клуба «ПоколенМодуль» и школьного научного общества химиков.
Учитель физики МКОУ Петропавловская СОШ Петропавловского района Беспалова Р.В. представила авторскую рабочую программу пропедевтического учебного курса «Юные исследователи». Её значимость заключается в том, что она построена на системном применении инновационного лабораторного оборудования. которое позволяет достичь стабильность интереса учащихся к изучению физических явлений, экспериментам и опытам, публичной презентации итогов работы.
Карманова Е.А., учитель физики МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши, в работе «Внеурочная деятельность по физике как средство развития творческих способностей учащихся» описывает деятельность и формы работы физического кружка, научного общества «КВАНТ», результаты исследовательской деятельности учащихся по физике (подготовка призеров муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов, областной конференции «Киселевские чтения», областного конкурса научно-исследовательских работ и открытой олимпиады «Турнир юных физиков»).
В работе учителя начальных классов МКОУ «Отрадненская СОШ» Новоусманского района Некрасовой Л.В. предложена система внеаудиторной деятельности детей по изучению окружающего мира. Традиционные Урок Листопада, Урок Первого Снега, Урок Весны, Урок Первоцветов и др., уроки-экскурсии в природу имеют разное содержание в зависимости от возраста учащихся, места проведения, эмоциональной подготовленности школьников. Представлены: групповая исследовательская работа на тему «Береги родную природу» и проект «Семейный гербарий. Знаки Зодиака из осенних листьев», в выполнении которых принимали участие и дети, и родители. Систему работы по формированию экологической грамотности и эстетическому воспитанию учащихся младших классов Некрасова Л.В. представляла в ходе мастер-классов для педагогов области.
Конкурсная работа учителя начальных классов этой же школы Рудницкой Е.В. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» («Что мы знаем о хлебе?») – о эффективности союза теории и практики. Работа над проектом организована в несколько этапов: 1 этап – определение индивидуальных заданий по группам. В результате «Историки» расскажут об истории рождения хлеба; «Хлеборобы» и «Пекари» - о том, как выращивают и пекут хлеб; «Поисковики» и «Исследователи» найдут в библиотеке книги о хлебе. 2-3 этап – определение алгоритма, регламента работы; 4 этап - работа над проектом; 5 - презентация и защита проекта. В процессе деятельности школьники узнают «Как появился хлеб на земле?», «Можно ли в домашних условиях получить муку?» «Что такое Блокадный хлеб» (о хлебе войны); «Как дети нашей школы относятся к хлебу?» (сколько хлеба мы оставляем в столовой), правила пользования хлебом. Учащиеся узнают и складывают пословицы и поговорки, выражают своё отношение к хлебу в рисунках, поделках, фотографиях, презентуют свое участие в реализации проекта.
Бортникова Н.С., учитель начальных классов МКОУ «Колодезянская СОШ» Каширского района, представила работу «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов». Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, способствует усвоению как математического материала, так и литературного. Дети не только решают готовые задачи, но и составляют их. Использование малых форм фольклора помогают учителю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и развивает у них творческие способности.
«Межпредметная инновационная творческая программа «Край, где Усманка течет» группы учителей-руководителей детского объединения «Novaya Usman.ru» МКОУ «Новоусманский лицей» – Палагутиной М.А., учителя английского языка; Серповской И.С., учителя английского языка; Шульгиной Г.Г., учителя географии, способствует формированию социально-активной личности, осуществляющей межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. В работе освещены направления деятельности объединения: 1) подготовка и проведение внеклассных интегрированных мероприятий; участие в конкурсах, олимпиадах («Международный день воды», «Экология Воронежского края начинается с меня», «Музей природы», вечер памяти Л.Л.Семаго и т.д.); 2) научно-исследовательская деятельность (проекты «Экологические проблемы родного края», «Оценка уровня загрязнения воды в реке Усманка», конференция «От любви к природе к культуре природопользования»); 3) оформительская деятельность, накопление материала, распространение опыта и работа видеостудии (газета «ЧИП» и др.); учебно-тематический план (40 тем). Приведены результаты исследований учащихся: тезисы, презентации и др. (на английском языке); реферативных сообщений (на русском языке); исследовательских работ и проектов (на русском и английском). К работе прилагается сборник «Внеурочная деятельность «Край, где Усманка течет» – методические разработки внеклассных мероприятий (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012).
Социальный проект «Главная заповедь детской организации школы «Делай людям добро», созданный Козловой С.М., руководителем ДЮО «Вместе» МКОУ СОШ № 2 г. Нововоронежа, содержит информацию о деятельности клуба «Истоки» при музее истории школы и боевого пути 160-89 гвардейской стрелковой дивизии: созданы компьютерные презентации: «Фотолетопись истории школы», «Летопись детской школьной организации «Вместе»», «История клуба «Искатель»», «Чолпонбай Тулебердиев», «Первые учителя школы» и др. В работе дана технология осуществления проектов: «Уголок отдыха в парке», видеокнига «Живая память войны» (о ветеранах войны г. Нововоронежа); «Урок продолжается», посвящённый Году учителя; «Алёновский ручей». В реализации социальных проектов участвуют не только учащиеся и педагоги, но и жители г. Нововоронежа.
Морозова Т.Н., учитель истории и обществознания, классный руководитель МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа в работе-проекте «Организация выборов в органы ученического самоуправления класса» делится опытом формирования культуры избирателя, создания условий для приобретения нового социального опыта, способствующего формированию социально-значимых качеств личности учащихся; воспитания гражданской культуры, формирования у обучающихся способности брать на себя ответственность, делать самостоятельно выбор, действовать с учетом интересов и потребностей других людей, работать в команде, договариваться с партнёрами по совместной деятельности, делегировать полномочия.
Тема работы Пегусовой Г.А., учителя истории и обществознания, директора МКОУ Нововоронежская СОШ №5, «Воспитание Гражданина через приобщение к культурно-историческому наследию наших предков». Автор делится опытом предварительной работы (регламент) по организации посещения культурно-исторических мест нашей страны. По мнению педагога, выполнение той или иной экскурсионной программы тогда будет эффективным, когда учащиеся будут знать соответствующий теоретический материал по истории или литературе, готовы к установлению связей между прошлым, настоящим и будущим. Приведен перечень экскурсионных поездок и хронологический порядок по подготовке посещения историко-культурных объектов (Костенки, Воронежский областной краеведческий музей, обзорная экскурсия по Воронежу, Золотое кольцо России, Москва, Волгоград, Санкт-Петербург, Ясная поляна и т.д.).
Отмечена работа Демченко Д.А., учителя математики, руководителя методического объединения учителей математики, физики и информатики МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши «Система работы методического объединения учителей математики, физики и информатики как средство повышения профессионального мастерства». В ней описаны основные направления (учебно-воспитательное, учебно-методическое, организационно-методическое, информационно-аналитического, консультационного, экспертно-диагностического, редакционно-издательское, экспериментально-инновационное, научно-методическое) и формы (заседания МО, беседы, дискуссии, «круглый стол», «деловая игра», «ролевая игра», конференции, мастер-классы и т.п.) деятельности. Методобъединением выявлена и обоснована необходимость использования интегрированного обучения в работе с применением ИКТ («на стыке» физики и математики - проект «Прочность архитектурных сооружений», «Теория вероятности в движении небесных тел», «Влияние гравитации на формирование Вселенной» и др.; физики, математики и географии – «Конструирование динамических сооружений», «Меандры рек»), изменений в работе с одаренными детьми в НОУ «Интеграл» по математике, «Квант» по физике, «Мегабайт» по информатике: акцент на научно-исследовательские проекты, организация проектно-исследовательской работы с учащимися с 5 класса в кружке «Сфера знаний»; расширение олимпиадного движения в школе.
С 2013 года в рамках конкурса «Мои инновации в образовании» проводится конкурс среди молодых педагогов Воронежской области в возрасте до 30 лет и с педагогическим стажем до 5.
Конкурс направлен на поддержку талантливой молодежи, стимулирование творческой активности учителей на этапе профессионального становления; публичное признание молодых инициаторов педагогических инноваций и проводится в два этапа: заочный и очный.
В заочном этапе областного конкурса молодых педагогов «Мои инновации в образовании» приняли участие 62 молодых педагога области: городского округа город Воронеж (21), Аннинского (1), Бобровского(1), Борисоглебского (1), Бутурлиновского (4), Калачеевского (4), Каменского (3), Кантемировского (3), Каширского(1), Лискинского (3), Новоусманского (1), Новохоперского (3), Ольховатского (1), Острогожского (1), Павловского (2), Петропавловского (1), Рамонского (2), Россошанского (7), Терновского (1), Эртильского (1) муниципальных образований.
Лауреатами конкурса по итогам заочного этапа (творческая работа и информация образовательной организации о педагогической деятельности претендента) и участниками финала были признаны 10 конкурсантов: Балагурина М.А., учитель химии, географии МКОУ Заброденская СОШ Калачеевского района; Вечеркина А.И., преподаватель спецдисциплин ГОБУ СПО ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"; Водопьянова Н.С., учитель биологии МКОУ Степнянская СОШ Ольховатского района; Дунаев А.В., учитель физической культуры МКОУ "Елань-Коленовская СОШ №2" Новохоперского района; Кальченко Е.С., учитель начальных классов МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского района; Лепехина Н.А., учитель начальных классов МКОУ Бутурлиновская СОШ № 1 Бутурлиновского района; Малина О.С., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 9 г Воронежа; Пышнограев С.В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 99 г. Воронежа; Токанов А.В., учитель физической культуры, тренер по общей физической подготовке МБОУ «Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова» г. Воронежа; Чекушкина О.В., учитель иностранного языка МКОУ Калачеевская СОШ № 1 Калачеевского района.
В работе «Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе» Кальченко Е.С., учителя МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского района, описаны технологии, применяемые учителем: ИКТ (создание презентаций к урокам, собственных цифровых ресурсов и дидактических материалов на интерактивной доске, использование готовых обучающих программ, работа с ресурсами Интернет, проведение мультимедиа-уроков); использование документ-камеры на уроках письма, математики, технологии; при проверке домашнего задания и т.д.; применение технологии проектной деятельности (совместно с родителями учащиеся работали над социальным проектом «Детская площадка в селе Евстратовка»).
Чекушкина О.В., учитель иностранного языка МКОУ Калачеевская СОШ № 1, посветила свою работу применению технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках иностранного языка. Показаны основные формы ТРКМ, а именно: «Корзина» идей, понятий; Инсерт, или «Пометки на полях»; «Написание синквейна»; «Составление кластера»; «Мозговой штурм»; «Написание эссе»; «Чтение с остановками»; «Тонкие» и «толстые» вопросы; «Бортовой журнал» и т.д. Автор утверждает, что благодаря данной технологии у ребят повышается самооценка, развивается рефлексия, формируется потребность в познании и поиске нового, а педагог может обучить ребенка решению проблемы, что является основой реализации ФГОС.
«Развитие креативных способностей учащихся на уроках биологии» - тема работы Водопьяновой Н.С., учителя биологии МКОУ Степнянская СОШ Ольховатского района. Для повышения интереса к изучению биологии педагог использует ряд креативных заданий: «Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные»; «Прочтите текст и найдите биологические ошибки» (метод ошибок); «Изобразить кого-нибудь» (метод эмпатии (вживания); «Придумайте рекламу таким процессам, как фотосинтез и дыхание» (метод образного видения); «Нарисуйте ботаническую шутку» (метод фактов) и далее - метод прогнозирования, метод гипотез, метод эвристических вопросов, упражнение «перевод с русского на русский» («Сбился с азимута среди тpёx голосеменных» сравнить «Заблудился в тpёx соснах»). Урок для автора – это совместное творчество учителя и ученика: каждый ученик – личность, каждый урок – творчество.
Определенный интерес у жюри вызвала работа Токанова А.В., учителя физической культуры, тренера по общей физической подготовке МБОУ «Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова» г.Воронежа. В условиях единого образовательно-воспитательного пространства поэтапно (идентификация, индивидуализация, персонификация) средствами физической культуры и спорта педагог формирует у кадет чувства патриотизма и гражданственности (подтверждением являются итоги опроса: отношение к профилю школы в 8 классе: «+» - 40%, «-» - 60%; то в 11 классе: «+» - 80%, «-» - 20%; к обобщенным определениям «Я – патриот» - «Не являюсь патриотом» в 8 классе: «да» - 48%, «нет» -52%; в 11 классе: «да» – 93%, «нет» - 7%), обязательные характеристики кадета: подвижный образ жизни, организация разнообразных видов деятельности состязательного и творческого характера, жесткая система требований, норм и правил, порядок и четкая организация окружающей действительности - распорядок и режим дня, иерархия, определение «старших» и т.д..
Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 9 г. Воронеж Малина О.С. предложила на конкурс работу по теме: «Системно-деятельностный подход в преподавании литературного краеведения», в которой дана авторская рабочая программа «Литературное краеведение». Программа рассчитана на 17 часов: базовое программное содержание учебной дисциплины «литература» было дополнено материалом, непосредственно связанным с литературной жизнью родного края. Цель изучения «Литературного краеведения» - формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к малой родине, к родному слову.
Финал конкурса «Мои инновации в образовании» среди молодых педагогов– творческая самопрезентация «Становлюсь профессионалом!», прошел 5 февраля с.г. в рамках работы Третьего форума молодых учителей Воронежской области «Молодой учитель – «Новой школе» России». Педагоги говорили о том, что лично каждый из них мог и привнёс в профессию, почему они стали педагогами, благодарили наставников, делились успехами и проблемами в реализации ФГОС, отвечали на вопросы членов жюри (на конкурсе работало два жюри — профессиональное и общественное). Большинство выступлений отличалось оригинальностью, они «показали, сколь много активных, ярких мыслящих учителей в нашей области... чувствуешь серьёзный творческий потенциал, креативность мышления конкурсантов», - Тенекеджи Н.С., председатель жюри, заслуженный учитель РФ.
Победителями конкурса «Мои инновации» среди молодых педагогов стали: Кальченко Е.С., Чекушкина О. В., Водопьянова Н. С. Общественное жюри конкурса определило своих победителей: Кальченко Е. С., Чекушкина О.В., Малина О.С., Токанов А. В.
Молодые педагоги «получили опыт выступления перед коллегами-профессионалами. Многие идеи, предложенные конкурсантами, очень пригодятся в дальнейшей работе», - Чекушкина О.В., участница конкурса.
Участники конкурса «Мои инновации в образовании» продемонстрировали творческий подход, глубину и детальность проработки проблемы (проекта); успешность практической реализации, либо прогнозируемые результаты проектов, способствующие эффективному внедрению ФГОС, росту профессионального мастерства педагогов; возможность распространения, использования опыта работы.
Однако некоторые работы не соответствовали заявленной номинации, не являются инновационными, представляют собой описание традиционных (не отвечающих ФГОС) мероприятий, планов; часть проектов для успешной реализации нуждаются в доработке, в том числе в части описания ресурсов по их реализации.
На областной конкурс «Наследники Юрия Гагарина» подано 47 работ учащихся 1-11 классов и педагогов Воронежской области. Работы представлены в виде рефератов, сочинений-эссе, исследовательских работ, рисунков, сценариев внеклассных мероприятий, открытых уроков и т.д.
Конкурс «Наследники Юрия Гагарина» проводился в целях привлечения внимания школьников к астрономии, физике, математике, авиационному и космическому моделированию; воспитания чувства уважения и гордости за исторические достижения в области освоения космоса; формирования ценностных ориентаций, развития творческих способностей юных художников, поэтов, писателей, техников, углубления знаний и повышения интереса школьников к вопросам развития и роли космонавтики в современном мире, формирования бережного отношения к планете Земля; углубления профессиональной ориентации школьников; раскрытия и реализации интеллектуального потенциала одаренных школьников.
Традиционно в конкурсе участвовали представители КОУ ВО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (Новохоперский район) - 8 учащихся и 2 педагога, а также педагоги и учащиеся из КОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 3 III-IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (г. Воронеж) – 8 работ в номинации «Детский рисунок».
Одним из условий конкурса (номинации - «Рисую космос», «Мечтаю о космосе») было проведение предварительных этапов, который выполнили Верхнехавский, Калачеевский, Каширский, Лискинский, Новоусманский, Новохоперский, Ольховатский муниципальные районы Воронежской области.
В номинацию «Рисую космос» для учащихся 1-4 классов было принято 29 творческих работ (рисунки, поделки, макеты, аппликации). Конкурсанты использовали разнообразные материалы, средства и техники исполнения (граттаж, набрызг, квиллинг, аппликация и др.).
Конкурсная комиссия учитывала оригинальность исполнения, творческий подход, самостоятельность, новизну, качество и аккуратность оформления работ.
Рисунки и поделки отличаются эмоциональной выразительностью, глубиной содержания, позитивностью, применением необычных приемов исполнения, убедительной передачей фантастичности космического мира. В рисунках учащихся Катран В., ученицы 2 класса КОУ ВО интернат № 3 «Первый спутник – начало космической эры», Шишкиной М., ученицы 2 класса КОУ ВО интернат № 3 «Полет спутника к тайнам космического мира», Фролова С., ученика 3 класса МКОУ Щученская СОШ Лискинского района, «В космическом океане» чувствуется романтизм и стремление к изучению времени и пространства. Рисунки учащихся Глазковой Ю., ученицы 2 класса МКОУ «Отрадненская СОШ» Новоусманского района «Космическая фантазия», Иванишина В., ученика 5 класса МКОУ «Масловская СОШ» Новоусманского района и др. отличаются детской непосредственностью, помогают увидеть космос глазами ребёнка и понять его.
Многие художники выбрали тему «Первый спутник Земли». Это учащиеся 2 класса - Катран В., Коньшин Е., Дементьева К., Мишина Д., 3 класса - Подорожко А., Лунев И., 4 класса- Акиньшин А., Моренков Д. из КОУ ВО интернат № 3; учащиеся 1 класса - Трубникова А., 3 класса - Машкова С. из МКОУ Колодезянская СОШ Каширского района. Работы яркие, чувствуется самостоятельность в их исполнении.
В номинацию «Мечтаю о космосе» для учащихся 5-9 классов было принято 16 работ на тему космических путешествий, ракетной техники, запуска спутников Земли, жизни космонавтов, истории космонавтики (сочинения-эссе, рефераты, стихотворения).
Большинство сочинений – это эссе, отличающиеся грамотным литературным языком, удачно используемым цитированием литературных источников. Дети с гордостью пишут о своей стране, о подвиге учёных, космонавтов. В своих сочинениях некоторые авторы выражают желание связать жизнь с космонавтикой, наукой о космосе. Работы полны оптимизма, уверенности в том, что дорога в космос – это реалии ближайшего будущего...
Сочинение-эссе «Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт № 1», ученицы 5 «Б» класса МБОУ СОШ № 20 г. Воронежа Левиной Е.Е., «украшает» стихотворение автора. Ученица того же класса Трофимова М.Ю. пишет в своем сочинении о площади Цветов в Риме, связанной с именем Джордано Бруно, «призывавшего человечество проникнуть в загадки Земли и неба…».
Юные поэты представили стихотворения о космосе: «Я верю, друзья!» (учащийся Гарнага Е., МБОУ СОШ №20 г. Воронежа); «Я – космонавт!» (учащийся Тимошенко В., МКОУ Никольская СОШ Новоусманского района). Широко представлены в литературной части конкурса учащиеся МБОУ СОШ № 20 г. Воронежа: содержательны работы учащихся 4 класса Еремина А. «Мечты о космосе», 5 класса – Вагина Д. «Проложив в космос дорогу другим…»; неожиданной по тематике, познавательной для ровесников работа пятиклассницы Кныш Д. «Животные-космонавты». Она описала факт из воронежской летописи событий – «в 2007 году для участия в конкурсе «Космос глазами молодежи» студенты Воронежской медицинской академии отправили на орбиту… рыжих тараканов! Научный эксперимент оказался успешным…». Ученица того же класса Бойкова А.А. представила не менее интересное по содержанию эссе о первом живом существе, побывавшем в космосе – черепахе.
Интерес членов жюри вызвала работа «Первый полет в космос» Пономарева В., учащегося 8 класса КОУ ВО «Центр психолого-медико-социальной помощи».
Сочинение-эссе «Юрий Гагарин – первооткрыватель космоса» Суппес Е., учащейся 8 класса МБОУ гимназия им. И.С. Никитина г. Воронежа, сопровождается рисунком одноклассницы Елфимовой А. «Покоритель космоса», выполненном в технике «акварель».
В номинации «Моделирование» представлена «Стендовая модель-копия ракетоносителя «Циклон 3» и стартового стола Атаевой М., ученицы 6 класса МКОУ Колыбельская СОШ Лискинского района, масштаб 1:96, теоретический материал о семействе ракетоносителей "Циклон" - транспортной космической системе, предназначенной для оперативного, высокоточного выведения на круговые, геостационарные, солнечно-синхронные орбиты одного или группы космических аппаратов различного назначения. Модель изготовлена из бумаги и картона. Подъемник, все колесные пары подвижны. Ракетоноситель разбирается на три ступени. Для подкрашивания использовалась гуашь, акриловые краски, фломастеры и цветные карандаши.
Уровень и качество большинства представленных работ на конкурс «Наследники Юрия Гагарина» достаточно высоки. Вместе с тем, среди недостатков в работах школьников следует заметить излишнее цитирование, плагиат, ошибки в орфографии. Эксперты отмечают также очевидную несамостоятельность выполнения некоторых работ.
В номинации «Космос – человечеству» следует особо отметить участие педагогов коррекционных школ. Материал составлен с учетом особенностей детей, обучающихся в этом виде образовательных организаций.
Традиционно участие в конкурсах ВРО ООО ВПС педагогов КОУ ВО «Елань-Коленовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII–VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (директор - Свешникова С. А.). Участники представили разработки, видеосюжеты, фотографии, презентации.
Были отмечены работы: Кончаковой К.И., педагога-психолога КОУ ВО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" – план-конспект психологического занятия в сенсорной комнате "Волшебство в темной комнате". В ходе занятия на материале, посвящённом космосу, педагог-психолог учит школьников умению сохранять и укреплять психофизиологическое и эмоциональное здоровье. Работа полностью соответствует тематике конкурса и может быть рекомендована к использованию во благо ребенка; план-конспект открытого классного часа «Дорога в космос» педагога этого же образовательного учреждения – Спиридоновой Н.В., учителя начальных классов. Классный час посвящен освоению космоса. Школьники отгадывают загадки, отвечают на вопросы блиц-турнира, составляют кроссворды «Космос – далекий и близкий», узнают много нового о международных полетах человека в космос, об особенностях условий работы космонавтов, слушают грамзаписи космонавтов Терешковой, Леонова, Савицкой.
Проекты, представленные на конкурс «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», служат делу воспитания гражданского самосознания, патриотизма современных детей и подростков. Большинство (всего 41 работа) представленных исследований содержательны и оригинальны.
Отличается работа Киселевой В. и Генераловой Т., учащихся 8 класса МКОУ «Алферовская ООШ» Новохоперского района (руководитель – Иванникова А.В., учитель географии), которые активно занимались исследовательской деятельностью «Знаменитые люди села Алферовка – участники Великой Отечественной войны». Итогом стал материал «Одна Родина: четыре пути, четыре судьбы», повествующий о четырех братьях семьи Боковых - уроженцах с. Алферовка, и документальный фильм, представленный на конкурс (номинация «Лучший документальный фильм»).
Интересна работа Апасова Н., учащегося 11 класса МКОУ Аношкинская СОШ Лискинского района «След Великой Победы в моей семье (исследование и составление родословной семьи Базановых – Апасовых.) (руководитель – Апасова И.Н., учитель биологии). Конкурсант продемонстрировал владение разными методами исследования в изучении исторических фактов, умение ясно и оригинально изложить результаты проделанной работы (номинация «За глубину исследования»).
«Герои живут рядом» - работа написана по итогам личных встреч и бесед учащихся 9 класса МКОУ Семилукская ООШ №2 Чеботарева А. и Колтаковой О. (руководитель - Михайлова Н. А., учитель русского языка и литературы) с ветераном Великой Отечественной войны Поповым Андреем Георгиевичем (номинация «За творческий подход»).
Авторы сумели выразить личное отношение к заданной теме, проявили неподдельный интерес и уважение к событиям и людям: Евграфов Н., ученик 8 класса МКОУ «Шуберская СОШ» Новоусманского района (руководитель – Кузнецова Л.И., учитель математики и информатики) представил презентацию о своей прабабушке Блажиной Екатерине Фёдоровне «Подвиг санитарки», Токарева А., ученица 10 класса МКОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района (руководитель – Лущикова Г.С., учитель истории и обществознания) - рассказ о двух её прадедах - участниках войны; Горобцова Е., ученица 7 класса МКОУ Колыбельская СОШ Лискинского района (руководитель – Козинцева Л.В., учитель русского языка и литературы - исследование «Козинцев Виктор Васильевич – учитель на фронте и в тылу».
По мнению жюри, особое внимание заслуживает проект «Пока мы помним – герои живы» Ставицкой В., ученицы 9 класса МКОУ «Выкрестовская ООШ» Новоусманского района (руководитель – Варнавская Н. А., учитель ИЗО и технологии). Целью работы являлся поиск сведений о подполковнике Шуякове В.М., похороненном на территории братской могилы № 208. Материалы этого поиска были переданы в краеведческий музей п.Отрадное и в музей боевой славы МКОУ «Отрадненская СОШ» Новоусманского района. В материалах содержатся копии исторических документов, а также подробное описание исследовательской работы (в частности – переписка с редакцией программы «Жди меня» и др.).
Жюри отмечает большой творческий вклад руководителей проектов, их умение по организации поисковой деятельности.
Отдельные материалы по конкурсам будут размещены на сайте ВРО ООО ВПС http//www.vps-vrn.hostedu.ru/
Приложение 2
Победитель областного конкурса «Лучший управляющий совет»
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
Номинация «Вместе с управляющим советом»
Квитко Ольга Олеговна директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения Смаглеевская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
Победители областного конкурса «Лучший публичный доклад»
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнедевицкая гимназия» Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области (директор - Микулич Людмила Ивановна, председатель совета - Новичихина Ольга Валентиновна);
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Заброденская средняя общеобразовательная школа Калачеевского муниципального района Воронежской области (директор – Шилова Галина Васильевна, председатель совета – Мостовая Светлана Николаевна);
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 городского округа город Нововоронеж» Воронежской области (директор – Пегусова Галина Андреевна, председатель совета – Фетисова Елена Николаевна);
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района Воронежской области (директор – Слизкая Людмила Станиславовна, председатель совета – Неваленая Ольга Владимировна).
Победители областного конкурса «Мои инновации в образовании»
в номинации «Образовательные технологии»
«Почетная грамота департамента образования,
науки и молодежной политики Воронежской области»
1 место. Грякалова Лариса Георгиевна, учитель математики муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского муниципального района Воронежской области
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
2 место. Провоторова Алла Борисовна, учитель информатики и математики муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Тресоруковская средняя общеобразовательная школа» Лискинского муниципального района Воронежской области
2 место. Рудницкая Елена Валентиновна, учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Отрадненская средняя общеобразовательная школа» Новоусманского муниципального района Воронежской области.
2 место. Шахова Валентина Васильевна, учитель химии муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Лицей села Верхний Мамон» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.
3 место. Беспалова Раиса Васильевна, учитель физики муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского муниципального района Воронежской области.
3 место. Долженко Татьяна Анатольевна, учитель химии муниципального казённого общеобразовательного учреждения Заброденская средняя общеобразовательная школа Калачеевского муниципального района Воронежской области.
3 место. Червякова Раиса Васильевна, учитель русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лиски» Лискинского муниципального района Воронежской области.
Победители областного конкурса «Мои инновации в образовании»
в номинации «Воспитательная работа»
«Почетная грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
1 место. Палагутина Марина Алексеевна, учитель английского языка; Серповская Ирина Сергеевна, учитель английского языка; Шульгина Галина Геннадиевна, учитель географии муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новоусманский лицей» Новоусманского муниципального района Воронежской области.
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
2 место. Козлова Светлана Михайловна, учитель информатики и ИКТ муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Нововоронеж Воронежской области.
3 место. Морозова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 9 городского округа город Воронеж.
3 место. Пегусова Галина Андреевна, учитель истории и обществознания, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 городского округа город Нововоронеж Воронежской области.
Победители областного конкурса «Мои инновации в образовании»
в номинации «Творческое развитие обучающихся»
«Почетная грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
1 место. Карманова Елена Александровна, учитель физики муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
2 место. Некрасова Людмила Викторовна, учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Отрадненская средняя общеобразовательная школа» Новоусманского муниципального района Воронежской области.
3 место. Бортникова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Колодезянская средняя общеобразовательная школа» Каширского муниципального района Воронежской области.
Победитель областного конкурса «Мои инновации в образовании»
в номинации «Управление образовательным процессом, деятельность научно-методических (методических) советов, объединений»
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
Демченко Диана Анатольевна, учитель математики муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Победители областного конкурса «Мои инновации в образовании»
среди молодых учителей
«Почетная грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
1 место. Кальченко Елена Сергеевна, учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области.
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
2 место. Чекушкина Ольга Владимировна, учитель иностранного языка муниципального казённого общеобразовательного учреждения Калачеевская средняя общеобразовательная школа № 1 Калачеевского муниципального района Воронежской области.
3 место. Водопьянова Наталья Сергеевна, учитель биологии муниципального казённого общеобразовательного учреждения Степнянская средняя общеобразовательная школа Ольховатского муниципального района Воронежской области.
Победители областного конкурса «Наследники Юрия Гагарина» в номинации «Космос - человечеству»
«Благодарность департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области»
Кончакова Кристина Ивановна, педагог-психолог казённого образовательного учреждения Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
Спиридонова Надежда Витальевна, учитель начальных классов казённого образовательного учреждения Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения».