Мои инновации в образовании Воспитательная работа

Программа воспитания
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,
надо принимать их как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью
детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
В своей педагогической деятельности исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребёнка должна окружить красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, стараюсь создать условия, чтобы ребёнок проявил себя.
Моя задача – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:
Работать над формированием детского коллектива.
Активно внедрять в практику новые технологии обучения и воспитания.
Работать над развитием индивидуальных творческих способностей.
Создавать необходимые условия для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможности, развитие уважительных отношений.
Развивать активность, самостоятельность суждений и поступков.
Укреплять здоровье учащихся, формировать нравственные качества, приобщать школьников к труду.
Гуманизация личности ребёнка путём вовлечения в познавательную, игровую и эстетическую деятельность.

Воспитательную работу строю по программе «Дети – будущее России».
Основные разделы воспитательной работы:
Я, моя семья, мои друзья.
В здоровом теле – здоровый дух.
Мой мир знаний.
Голубая планета Земля.
Я – гражданин России.

Цели и задачи каждого раздела:
Я, моя семья, мои друзья.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции, он должен осознавать свой статус в семье и в обществе.
Цель раздела: помочь ребёнку осознать свою роль в обществе, в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. С этой целью были проведены следующие мероприятия: мастерская общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», правовая игра «Мой дом – моя крепость», просмотр видеофильма «Все работы хороши, выбирай на вкус», круглый стол «Я и моя семья», музыкальная гостиная «Мама – слово дорогое», праздник «Масленица».

Наша дружная семья

В здоровом теле – здоровый дух.
В настоящее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Мероприятия, которые были проведены по данному направлению: ролевая игра «В гостях у Мойдодыра», беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», экскурсии в природу, походы, весёлые старты, зарницы, КВН «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».


В здоровом теле – здоровый дух.

Чтоб здоровым, сильным быть
Со спортом мы должны дружить.


Мой мир знаний.
Содержание этого раздела предусматривает развитие познавательного потенциала ребёнка, нравственного направления личности, сформированности у учащихся первоначальных умений самопознания, самореализации, и самоутверждения.
Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является её информатизация. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников, становление их формационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. С этой целью были проведены: презентация «Русская матрёшка», информационный час «Это интересно» с просмотром видеофильма «Птицы», деловая игра «Главные вопросы», утренник «Азбука безопасного поведения» с привлечением работников ГИБДД, видеоигры «Мои любимые герои», видеокроссворды.

Голубая планета Земля.
Содержание раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдалённым в пространстве и времени. Это - горькая реальность. Но до сих пор экологические проблемы мыслятся людьми как нечто постороннее, внешне по отношению к ним, а не как то, что заключено в них самих.
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического воспитания. В связи с этим в нашей школе уже много лет работает кабинет экологии. В нём собраны материалы по краеведению, научные сведения, расширяющие учебно-познавательные интересы, поделки из природного материала, макеты зимнего и летнего сада, подводного мира, цветочные часы, карты «Заповедники Воронежской области», «Природные ресурсы» и др.
Экологическое воспитание реализую по следующим направлениям:
1.Разработка программ по экологическому воспитанию.
Ведущей тенденцией программного изложения должна быть интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологический тренинг).
При реализации программы использую различные методические приёмы с использованием видеофильмов, экскурсий, творческих разработок.
Реализация программы обеспечивает:
- расширение экологических знаний учащихся;
- привитие навыков экологической культуры;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности.

2.Разработка и реализация экологических проектов.
Проект должен быть основан на исследовательской, творческой, общественно-значимой деятельности учащихся, направленной на содействие выявления и решения экологических проблем в условиях населённого пункта.
Основными пунктами могут являться:
- ориентация на выявление экологических проблем конкретной местности;
- оценка состояния окружающей среды;
- личное участие в решении местных проблем, заботе об окружающей среде в месте проживания;
- установка на исследовательскую и практическую деятельность.
Таким образом, проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований.
Всё это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством.

Родина, родная природа И охранять её – наша главная цель.
Я – гражданин России.
Именно в детстве закладывается основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Цели воспитания: формирование гражданственной ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В связи с этим одним из приоритетных направлений, заключённых в воспитательной системе является формирование активной гражданской позиции, социально ответственного поведения учащихся. За основу данного раздела взята идея развития духовности в русле принятия общечеловеческих ценностей:
- ценность Родины,
- ценность знаний,
- ценность культуры,
- ценность личности,
- ценность семьи,
- ценность труда.
Какой будет Россия завтра, во многом зависит от того, как мы сумеем воспитать подрастающее поколение, которому суждено сохранять и продолжать национальную культуру, её духовно-нравственные традиции.
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений воспитательной работы.
У классного руководителя в современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь нам оказывает проведение экскурсий, встреч, внеклассных мероприятий и классных часов.
Цели занятий:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи;
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам,
5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Тематика мероприятий: праздник «С любовью к России», встречи с ветеранами войны, воинами – интернационалистами, утренник «Поклонимся великим тем годам», «Русская берёзка», классный час «Духовность и нравственность русского народа», экскурсии по местам боевой славы. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.


Встреча с ветеранами Вов. Экскурсия в г. Воронеж.


В 2007 г. программа учителей начальных классов по гражданско – патриотическому воспитанию заняла 1 место в районном конкурсе, а в областном конкурсе была отмечена грамотой.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Учитель – ученик», «Ученик – родитель», «Учитель – родитель».
Такая работа способствует достижению положительных результатов в воспитательном процессе:
- уровень воспитанности младших школьников выше среднего по школе;
- в классах преобладает атмосфера доброжелательности;
- ребята хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказать своё мнение.
Уверена, что наши дети находятся лишь в начале этого трудного пути, который приведёт их к новым высотам. Пусть каждый ученик с удовольствие ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других,
быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.







Самоанализ воспитательной работы
Семенчук О.В. – учителя начальных классов.
Уже в течение многих лет я работаю по воспитательной программе «Дети – будущее России».
Главная задача воспитательной программы – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Для воспитанников создана такая атмосфера, где ребёнку так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Классные руководители прилагают все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Основные разделы воспитательной работы:
Я, моя семья, мои друзья.
В здоровом теле – здоровый дух.
Мой мир знаний.
Голубая планета Земля.
Я – гражданин России.

В моей методической копилке собрано много интересных воспитательных мероприятий развивающего характера по каждому направлению программы:
Я, моя семья, мои друзья.
Мастерская общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», правовая игра «Мой дом – моя крепость», просмотр видеофильма «Все работы хороши, выбирай на вкус», круглый стол «Я и моя семья», музыкальная гостиная «Мама – слово дорогое», «Прощай,Масленица!»
В здоровом теле – здоровый дух.
Ролевая игра «В гостях у Мойдодыра», беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», экскурсии в природу, походы, весёлые старты, зарницы, КВН «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Мой мир знаний.
Это одно из главных направлений в моей воспитательной работе, которое приобретает в настоящее время особую значимость, так как в современном мире особо важно формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности.
Я разработала следующие мероприятия по данному направлению: презентация «Русская матрёшка», информационный час «Это интересно» с просмотром видеофильма «Птицы», деловая игра «Главные вопросы», утренник «Азбука безопасного поведения» с привлечением работников ГИБДД, видеоигры «Мои любимые герои», видеокроссворды.
Голубая планета Земля.
Экологическое воспитание - главное направление в воспитательной работе школы.
Вместе с детьми и коллегами в рамках экологического воспитания мною был оформлен кабинет экологии. С их помощью в нём собраны материалы по краеведению, макеты зимнего и летнего сада, подводного мира, цветочные часы, карты «Заповедники Воронежской области», «Природные ресурсы».
Младшие школьники под моим руководством и моих коллег проводят исследовательскую и практическую деятельность, разрабатывают и реализуют экологические проекты.
Я – гражданин России.
«Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности»,- считают педагоги - воспитатели.
По данному направлению были проведены: вечер «С любовью к России», встречи с ветеранами войны, воинами – интернационалистами, утренник « Поклонимся великим тем годам», «Русская берёзка», экскурсии по местам боевой славы.
Во всей воспитательной работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в
детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Учитель – ученик», «Ученик – родитель», «Учитель – родитель».
Считаю, что ресурсом для успешной деятельности классного руководителя является:
- владение методикой коллективной творческой деятельности;
- развитие «самости» детей различного возраста;
- нахождение форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе обучения их решению возникающих в социуме проблем;
- использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем;
- формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;
- использование потенциала детской общественной организации.
Такая работа способствует достижению положительных результатов в воспитательном процессе:
- уровень воспитанности младших школьников выше среднего по школе;
- в классах преобладает атмосфера доброжелательности;
- ребята хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказать своё мнение;
- учащиеся принимают активное участие в общественной жизни школы (см. диаграмму);
- ежегодно растет рейтинг среди начальных классов (см. диаграмму).














-













Рисунок 4D:\Мои рисунки\Новая папка\DSC00096.JPG