Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение и повторение материала, изученного о деепричастии (7 класс)


Урок русского языка в 7 классе.
         Тема урока.  Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Лукина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урока:
повторить сведения о деепричастии;
закрепить полученные на уроках орфографические и пунктуационные умения и навыки;
отработать умение образовывать различные формы деепричастий;
Р/р уметь конструировать предложения с деепричастными оборотами;
проверить усвоение учениками материала.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
1)приветствие;
2) запись в тетрадях даты и вида работы.
        Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:
                                                                                   
      Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.  
                                                                                                         К.Д.Ушинский
-Как вы думаете, какова тема нашего с вами урока?- Правильно, мы будем повторять и обобщать материал, который изучили по теме « Деепричастие»
                                                                                                 
        4) Возьмите карточку с таблицей. Вы видите,что в таблице записаны (внесены)темы, которые мы изучили, знакомясь с деепричастием, отметьте знаком +  те, которые вам хорошо знакомы, вы можете дать ответ на эти вопросы, а знаком – те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Таким образом, мы с вами ставим целью сегодняшней своей работы выяснить ответы на непонятные вам вопросы. А те учащиеся, которые считают, что знают все, занимаются закреплением и углублением знаний.
№п/пОтметка ученика
1. Знаю, что такое морфология. 2. Знаю, что такое деепричастие. 3. Умею отличать деепричастие от причастия, глагола и наречия. 4. Знаю,  какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия. 5. Знаю, что общего у деепричастия и наречия. 6. Знаю, что общего у деепричастия и глагола. 7. Знаю, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. 8. Умею делать синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами. 9. Умею разбирать деепричастие морфологически. 10. Знаю, как пишется не с деепричастиями. 11. Знаю о пунктуации в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий. 2. Орфографическая разминка с элементами развития речи.
-Начинаем мы наш урок с орфографической разминки.  Я диктую вам словарные слова, с которыми мы знакомились в ходе изучения темы  «Деепричастие». Вы должны составить словосочетания, используя эти слова и деепричастия.( 1 человек работает у доски, остальные в тетради)
слов.сл.+деепричастиебассейн - тренируясь в бассейне
галерея – посетив галерею
дистанция – пробежав дистанцию
комбинация – придумывая комбинацию
эффективно – эффективно выполняя
- А теперь давайте сделаем морфемный разбор двух деепричастий

3.Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.
- что такое деепричастие?
- признаки каких частей речи совмещены в деепричастии ?что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)
- что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)
-какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)
-каким членом предложения является деепричастие?
4. Мы с вами сказали , что деепричастия бывают сов. и несов. видов, а как они образуются, с помощью каких суффиксов:
Деепричастия несов. вида –а(-я)
Деепричастия сов. вида –в, -ши, -а, (-вши чаще встречается в разговорной речи)
-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?( работают в парах, потом проверяем ). Обратить внимание на ударение.
опаздывать – опаздывая
торопиться – торопясь
черпать – черпая
нарисовать –
баловать – балуя
пробежать –
ржаветь – ржавея
научиться–
подкинуть–
оглядываться –
сверкать -
- Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов нарисовать, пробежать, научиться, подкинуть (нарисовав, пробежав, научившись, подкинув)  5. А теперь давайте вспомним, что такое деепричастный оборот?
- Выделяется ли деепричастный оборот на письме?
-Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите обороты.( несколько учеников по очереди работают у доски, остальные в тетрадях).
1. Я, п..вернувшись, тихо вышел из комнаты. 2. Том продолжал работать ,не обращая на пар..ход никакого внимания.
3. Каштанка вошла в маленькую комнату, ворча и оглядываясь.
4. В саду, не ум..лкая ни на минуту, пели птиц...
5.Вороб...и, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
- Последнее предложение разобрать синтаксически.(делаем вместе ).
- «Объединившись» разобрать морфологически.
6. Мы с вами в начале урока говорили, что деепричастия обозначают доб. действие при основном, т.е. и гл. и деепр. должны относиться к одному и тому же лицу.
- Исправьте ошибки в предложениях устно:
Совершая велосипедную прогулку, у меня спустила шина.
Изучив схему прибора, у нас появились вопросы.-А теперь выберите правильное продолжение предложения и запишите правильный ответ( учащиеся работают самостоятельно, выполненное задание сдают учителю на проверку)
1 вариант
1.Гуляя по улице,
а) весь сад был в снегу;
б) я любовался заснеженным садом.
2.Выйдя на улицу,
а) дети попали под снегопад;
б) начался снег.
3.Подойдя к квартире,
а) за дверью послышались шорохи;
б) я услышал шорохи.

2 вариант
1.Играя в снежки,
а) ему стало холодно;
б) он почувствовал холод.

2.Увидев страшного зверя так близко,
а) я испугался;
б) раздался его пронзительный крик.
3. Удивляясь миру,
а) расцветает человеческая красота;
б) человек наполняет душу радостью жизни.
7. При изучении темы « Деепричастие» мы изучили орфографическое правило, что это за правило? Не с дееприч.
- Слова даются под диктовку, уч-ся записывают , выделяют орфограмму , комментируют:

(Не)зная расписания
(не)разбирая дороги
(не)страшась неудач
(не)меняя направления
(не)здороваясь ни с кем
(не)покладая рук
(не)продумав маршрут
(не)навидя  ложь
(не)добравшись до дома
Подведение итогов урока. Возьмите карточки с целями на урок и отметьте знаком  + те, которые вам стали понятны. Если еще есть непонятые вами  вопросы, запишите в задании на дом еще раз просмотреть нужные параграфы и выучить то, что еще не выучили.
Закончите предложения
На этом уроке я понял(а) …
На этом уроке я вспомнил(а) …
На этом уроке я запомнил(а)
Оцениваю свою работу на …
Дом.задание: Высокий уровень: составить 5 предложений с деепричастными оборотами и сделать синтаксический разбор 2 предложений.
Средний уровень: подобрать 5 пословиц с деепричастиями или деепричастными оборотами.
Низкий уровень: образовать деепричастия от глаголов:
Проверить, разогнать, думать, задевать, окрасить, извиниться, выбирать, изучить, приступить, иметь. Любые два деепричастие разобрать морфологически.