Конспект урока на тему Словари — наши друзья и помощники. Слово о словаре.


Тема. Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре.
Цели: ознакомить учащихся с различными типами словарей; дать понятие о лексикографии; привить навыки пользования словарем.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о разных типах словарей, их авторах, о науке лексикографии; научаться пользоваться словарем, правильно использовать информацию, полученную из словаря.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Анализ упражнения №315
2. Одинаковы ли лексические значения слов?
В берёзовом (лесу) – слово берёзовый в этом тексте означает признак, относящийся к лесу, т.е. лес, в котором растут берёзы.
Берёза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
3. Что нового узнали из т.м. на стр.220
- Слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение.
Выводы: служебные слова (предлоги, союзы, частицы) не называют понятия, но выражают различные отношения.
Например: союз и обозначает соединительные отношения (Диана и Тимур, книги и тетради); союз а – отношения противопоставления (умный, а не глупый); предлог в – объектные отношения (в дом).III. Работа по теме урока. (Перед учащимися выставлены словари или слайды с изображением словарей).
1.- Какое отношение имеют эти словари к тому, что мы с вами изучаем (варианты ответов учащихся).
Вывод: в словарях мы можем узнать, что означает слово, как оно пишется, произносится. А значит, словари – наши друзья и помощники.
- Сформулируйте тему урока.
- Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре.
2. Чтение т.м. на стр.221.
3. Беседа по прочитанному тексту.
- Какая наука занимается вопросами составления словарей и их изучения?
- Лексикография.
- Когда стали составлять словари по алфавиту?
- В XVI в. Называли их азбуковниками.
- Как назывался первый толковый словарь? Сколько слов содержал?
- Это был шеститомный «Словарь Академии Российской». Он содержал 43257 слов.
- Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка», вышедшего в 1863-1866 годах?
- В.И. Даль.
4. Сообщение подготовленного ученика о В.И. Дале.
5. Сегодня мы чаще обращаемся к «Словарю русского языка» известного русского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова.
Сообщение подготовленного ученика о С.И. Ожегове.
IV. Закрепление изученного.
Практическая работа со словарями в группах.
Задание 1. Сравнить 2-ые и 3-и буквы слов, расположить слова в алфавитном порядке. Какое отношение это задание имеет к словарям? (Упр. № 320).
- принцип расположения слов в словарях такой-же.
Задание 2. Лингвистическое наблюдение.
- Как раскрывается значение слова? – В кратком определении, с помощью синонимов.
- Какие ещё пометы есть? – Принадлежность к стилистической группе, эмоциональная окраска слова, принадлежность к тематической группе.
Выписать из словаря учебника 2 слова, значение которых раскрыто способом краткого толкования, 2 слова – способом подбора слов с близким значением.
Итоги работы групп. Сообщение учащихся.
V. Домашнее задание: нарисовать обложку для толкового словаря (подобрать эмблему), словарный диктант (стр.228).