Понятие о причастии. Вопрос о причастии в системе частей речи.

Урок построения понятия или постановки учебной задачи(1 час) 15.09.08г.
Тема урока: Понятие о причастии. Вопрос о причастии в системе частей речи.
Цели урока:
- актуализировать имеющиеся знания, способствовать формированию понятия «причастие», ознакомить с ролью причастия в русском языке,
- развить умение видеть причастный оборот, правильно определять его границы в речи и на письме,
- воспитать чувства уважения, любви и гордости к родному языку,
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Кто знает, что такое причастие и причастные обороты? Хотите это знать с научной точки зрения или в игровой форме? (Конечно, уч-ся выберут в игровой форме).
2. «Ситуация успеха»
Хотите, ребята, послушать сказку, благодаря которой мы поймем, как образуются причастия и причастные обороты? Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом КОТОРЫЙ и предложениями с причастным оборотом.
(См. материал из пособия стр. 13-15).
3. «Ситуация затруднения»
Замените сложные предложения простыми, осложненными причастными оборотами:
Пароход, который причалил к пристани, носит имя писателя Михаила Пришвина. Пароход, который носит имя писателя Михаила Пришвина, причалил к пристани. Моя комната наполнилась запахом цветов, которые растут в палисаднике. К старикам, которые живут в соседней квартире, иногда приезжает сын, который хорошо играет на скрипке.
4. «Ситуация разрыва»
Отказ от решения учебной задачи индивидуально. (Дети, попробовав самостоятельно решить предложенное задание, обращаются за помощью друг к другу, начинают обсуждать предложенные способы решения). После объединения в малые группы, обсудив подходы к решению заданий, пытаются вывести единый способ или алгоритм.
5. «Фиксация разрыва»
Публичное обсуждение способа решения заданий, попытка зафиксировать возникшую проблему в виде рисунка, схемы или алгоритма.
Выводы учащихся:
- недостаточно знаний и умений для решения таких заданий.
Пути решения:
- необходимо много читать, чтобы знать материал,
- дефицит своих способностей для выполнения подобных задач.
(Это называется на уроке произошел «интеллектуальный конфликт»).
6. Формулировка учебной задачи
Что нам предстоит решить сегодня на уроке, если мы с вами определили, что мало, что знаем о причастиях? (учащиеся планируют дальнейшую работу на уроке).
Что нам для этого понадобится? (речевой материал)
Как будем работать? (в группах, парах, индивидуально)
7. Отработка способа.
На основе выполнения следующих заданий учебника: № 37,38, 39, 40 (кто больше напишет причастий, тот получит оценку).
8. Домашняя работа.
Упражнение № 43.
9. Рефлексия урока
Сегодня я на уроке понял(а), что
Кого из своих одноклассников ты отметил бы, похвалил за работу?
Что нового вы узнали в процессе работы?
За что вы смогли бы себя похвалить?
Назовите, какой момент урока для вас был самым трудным или самым легким?

15