Русский язык 3 класс «Употребление синонимов и антонимов в речи»


Дата: 19 .01.2017
Класс: 3 «А»
Предмет: Русский язык
Тема: «Употребление синонимов и антонимов в речи»
Цель:обобщить знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Воспитывать понимание необходимости хорошо знать русский язык. 
Задачи: закрепить знания о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах;
Оборудование: Учебник математика 3 класс , карточки
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед
Будь серьезен на уроках и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен,
Наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбие, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай!!!
Приветствуют учителя, настраивают на урок
2. Активизация знаний
- Откройте тетради, запишите число:
Девятнадцатое января.
Классная работа. (на доске)
Поиграем в игру «Правильно – неправильно».Если мое утверждение «правильно» пишите строчную букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи. П .В пословице «Ласковое слово, что весенний день» — нет прилагательных. Н
Имена прилагательные зависят от имени существительного. ПИмена прилагательные обозначают действие предмета. Н 
— Назовите цепочку из букв. Пропишите до конца строки.
-Дайте характеристику звуков для прописанных букв
На доске кластер имя прилагательное Записыват число.
ПН
ПН
Пнпн( п - согласный, глухой, парный; н- согласный, звонкий, непарный)
Пишут на доске все что знают о им. Прил.
3.Сообщение темы и цели урока - Мы продолжим знакомство с именем прилагательным. И обобщим знания о синонимах и антонимах. Итак, тема нашего урока: «Употребление в речи прилагательных - синонимов и прилагательных – антонимов ». Мы будем находить, подбирать прилагательные и повторим для чего такие слова нужны в нашей речи. создает проблемную ситуацию. размышляют над проблемой , определяют цель
4.Работа по новой теме Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по- разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Как они называются? - А что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?
Привидите примеры: Грустно- печально, худой тощий
В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Давайте вспомним что такое антонимы.
Привидите примеры: «правда» — «ложь»,
Стр 131 упр 350 Выбери подходящее слово.
Сырую, душистые, могучим, старом.
/Синонимы – близкие по значению слова, они обогащают речь, придают ей выразительность, устраняют повтор слов/
различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
По 1 –у ученику у доски.5.Физкультминутка «зарядка» кукутики видеоролик
Учитель выполняет движения совместно с учащимися
6. Закрепление по теме урока Стр 131 чтение правила .
Упр 351
Подбери имена прилаг. Противопол. По смыслу.
Весёлый- грустный, тихий- громкий, чистый- грязный, далёкий – бижний, высокий- низкий..
Индивидуальное задание (карточка)весь 1 вариант
стр 132 упр 354
Выпиши в 2 столбика пинонимы, антонимы Выходят по 1 ученику остальные учащиеся работают в тетрадях.
Выполняют индивид. Задание самостоятельно.
Я сам!
Домашнее задание Стр 131 учить првило, упр 352 Записывают в дневник.
Итог урока
Рефлексия Что такое синонимы? Антонимы?
-Имена прил. Ж.р в каких падежах имеют окончания ой, ей?
ЗУХ Ответы учащихся
Р, Д, Т, П падежах.