УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 «Б» класс «УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЯМОМ И ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ»


Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
развивать память;
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,Пожелаем: «В добрый час!»И учиться снова будем,Постараемся сейчас!
II.Чистописание.
Ст Тс
Старый друг лучше новых двух.
- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Словарная работа.
- Запишем слова под диктовку.
Апте'ка, ноя'брь, тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.
[С комментированием] (слайд 3)
IV. Сообщение темы урока.
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а е г м с т рв ё й с ц ю ж э
ч ш и щ у э ф ц и й ж я т ы ъ
н т щ ф ч ш у ж ц ъ ы э я н й
я ф ы о ъ у щ о э ч ш ц т ю ь
ч н т ъ э ж н ф ы ш я щ у ц ю
й ф у и ч т ы и ц ш э ж щ я ь
щ м я ж э ф т ы ъ у ч ш ц й м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V. Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый ,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)
  ТИГР  КОТЁНОК
-По размеру : большой  маленький
-По силе:  сильный  слабый
-По характеру:  злой добрый
-В зависимости от того, где живёт:  дикий  домашний
- Что мы можем сказать об антонимах?
2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)
Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
- Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.
Грач чёрный, а снег белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
- По какому признаку противопоставлены слова?
3. Самостоятельная работа.
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный  тёмный
храбрый  скупой
искусственный медлительный
светлый иностранный
расторопный трусливый
отечественный  натуральный
ошибочный  кратковременный
щедрый  правильный
(проверка по слайду)(слайд 10)
4. Работа в парах.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд 11)
5. Подбор антонимов к многозначным словам.
- Ребята, что такое многозначные слова?
- Подберите антонимы к многозначным словам (устно):
Полный мужчина ǁ пустой
Полный стакан ǁ худой
Мягкий хлеб ǁ тяжёлый
Мягкий шаг  ǁ чёрствый
Тонкий лёд  ǁ грубый
Тонкая работа  ǁтолстыйМелкий дождь  ǁ глубокий
Мелкий ручей  ǁ частый
- Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:
Открытое окно -
Открытый человек -
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -
VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем;Шаг влево, шаг вправо,Шаг вперёд и шаг назад.Мы шагаем, мы шагаем,Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1 2 3 4 5
         
5. Работа в парах.
- Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы]
- Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)
VIII. Работа со словарём. (слайд 18)
- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
- Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX. Закрепление.
1. Выполнение теста.
- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
Синонимы - это слова с противоположным значением.
Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
К слову можно подобрать только один синоним.
Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
Синоним можно подобрать к любому слову.
1 2 3 4 5 6 7
             
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый    
пустой    
X. Итог урока.
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
- Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)
Домашнее задание:
Упр. 282 с. 108. правило
Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 «Б» класс
«УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЯМОМ И ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ»
Учитель: Кожекпаева Н.С.
КГУ Кокпектинская СОШ
2014 г.
№ 1.- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза.
а е г м с т рв ё й с ц ю ж э
ч ш и щ у э ф ц и й ж я т ы ъ
н т щ ф ч ш у ж ц ъ ы э я н й
я ф ы о ъ у щ о э ч ш ц т ю ь
ч н т ъ э ж н ф ы ш я щ у ц ю
й ф у и ч т ы и ц ш э ж щ я ь
щ м я ж э ф т ы ъ у ч ш ц й м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?
№ 2. - Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый ,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
№ 3 - Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный  тёмный
храбрый  скупой
искусственный медлительный
светлый иностранный
расторопный трусливый
отечественный  натуральный
ошибочный  кратковременный
щедрый  Правильный
№ 4. Работа в парах.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше … безделья.
… всегда становится … .На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
№ 5
- Подберите антонимы к многозначным словам (устно):
Полный мужчина ǁ пустой
Полный стакан ǁ худой
Мягкий хлеб ǁ тяжёлый
Мягкий шаг  ǁ чёрствый
Тонкий лёд  ǁ грубый
Тонкая работа  ǁтолстыйМелкий дождь  ǁ глубокий
Мелкий ручей  ǁ частый
№ 6 - Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1 2 3 4 5
         
№ 7 - Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
Синонимы - это слова с противоположным значением.
Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
К слову можно подобрать только один синоним.
Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
Синоним можно подобрать к любому слову.
1 2 3 4 5 6 7
             
№ 8.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый    
№ 8.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый    
№ 8.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый    
№ 8.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый