Урок русского языка Словари синонимов и антонимов


Дата 1.10.15. Русский язык Класс: 3 «В» Учитель: Сахариева Г.Б.
Тема Знакомство со словарями антонимов и синонимов. Закрепить тему предыдущих уроков по изучению синонимов и антонимов.
Цели Ознакомить учащихся со словарями антонимов и синонимов.
Развитие умение находить антонимы и синонимы в словарях, пользуясь алфавитным указателем.
Задачи Способствовать умению находить и называть пары слов из словарей синонимов и антонимов.
Развивать навык работы с текстом, умение доказывать свою точку зрения. Совершенствовать навык сплоченной работы в группе и в парной работе,
Вид урока Урок закрепления.
Этапы урока, сроки Форма работы стратегии Содержание урока ресурсы оценивание
Мотивационный
Этап
1.Игра (2 – 3 мин)
2.Словарная работа (4-5 мин) - (индивидуальная работа)
«Любое число».
«Подставить пропущенную гласную».
Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников. По команде одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом может встать и игрок, назвавший это число.
Учащиеся обращают внимание на экран, где изображены предметы. По ними даны слова с пропущенными гласными. Учащиеся вставляют буквы, проверяют слова по экрану.
Слайд со словарными словами с предметным указателем. Образцы с правильным написанием слов.
Самооценивание. Дети, прежде чем исправить допущенную ошибку, называют пропущенную букву, сверяют правильность постановки с образцом слова, данным на слайде. Считают количество допущенных ошибок, ставят себе оценку, придерживаясь данных критериев.
Операционный
Этап
1.Знакомство со словарями синонимов и антонимов, с принципом нахождения слов в словаре. ( 5-6 мин)
А) чтение текста о значении словарей в учебнике;
Б) просмотр слайда о словарях.
В) Самостоятельное изучение текста о словарях.
Индивидуальная работа.
2.Работа со словарями. (5-6 мин). Парная работа.
Составление предложений, используя словосочетания «прилагательное + существительное».
(парная работа) – 3-4 мин.
«Графический анализатор». Выбор главного предложения, а затем словосочетания, слова.
Выписывание 5 пар синонимов и 5 пар антонимов. (По выбору)
Продолжи предложение. А) учащиеся читают незнакомый текст в учебнике. Коллективно отвечают на вопросы учителя.
Б) Просматривают слайд с целью подтверждения прочитанного.
В) индивидуально читают текст, данный на листочках, находят самое основное предложение, а затем в нем подчеркивают словосочетание и выбирают в нем главное слово.
Учащимся первого ряда предлагаю выбрать 5 пар синонимов, а второго ряда 5 пар антонимов. Дети зачитывают выбранные пары.
Используя выбранные пары слов, пары должны составить предложения, где существует связь «прилагательное + существительное» Текст учебника, слайд о словарях и дополнительной информацией о существующих словарях, тексты для индивидуального чтения.
Словари антонимов и синонимов.
Пары синонимов, пары антонимов. Оценивание не происходит, так как каждый учащийся получает необходимы для него знания через неоднократное чтение теоретического материала и отбор важной информации.
Каждая пара с помощью большого пальца оценивает свою работу. Учитывается находчивость и активность.
Учитель приклеивает каждому ученику стикеры по количеству ответов в течение урока.
Взаимооценивание.
Пары обмениваются выполненными заданиями, оценивают работу другой пары. Учитывается правильность построения предложения и использование связи«прилагательное + существительное»
Составление кластера к слову «дружба». «здоровье», используя синонимы.
(групповая работа) Составление кластера Группы получают задание, выполняют сообща, защищают свою работу и доказывают, почему выбрали тот или иной синоним. Фломастеры, формат А-4. Взамооценивание групп с помощью большого пальца.
Составление словосочетаний по образцу.(индивидуальная работа – 3-4 мин) Составление словосочетаний по образцу. На слайде даны новые слова. Учащиеся прослушивают использование слов в словосочетании, а затем в паре составляют свои словосочетания. Слайд. Тетрадь. Взаимооценивание.
Каждый учащийся индивидуально составляет словосочетания. Проверка идет в паре. Учитывается охват всех слов и правильность подбора прилагательного.

Рефлексивный этап
Домашнее задание
Индивидуальная работа.
Итоговое оценивание происходит путем просмотра бланков оценивания групповой работы, парной работы, оценивания учителя с помощью стикеров. Учитель объявляет оценки за урок.
Выписать первой группе 10 антонимов,
второй группе 10 пар синонимов.ителем критериев оценивают тестовую работу соседа по парте.ениваясь с соседом, производят взаимопроверкусиноним.еоритического «Проверка достижений» -тестовая работа.
Эксперимент. Поиск слов, умение работать со словарями. На экране даны тестовые вопросы. Учащиеся на бланках отмечают правильные варианты
ответов, а затем, обмениваясь с соседом, производят взаимопроверку.
Каждая паре не только зачитывает оценки товарища, но и отмечает, по каким критериям вел свое оценивание. Также идет оценивание групп. Дети сверяют свои оценки с оценками учителя.
Учитель объявляет принцип выполнения работы. Слайд с тестами, «ключ» к тесту, бланк для ответов.
Словари синонимов, антонимов
Взаимооценивание. Учащиеся при помощи данных учителем критериев оценивают тестовую работу соседа по парте.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют использовать в речи синонимы, антонимы, пользоваться словарями.
Умеют пользоваться критериями для оценивания себя и товарища; сотрудничать при работе в парах, в группе. Могут организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи. Владеют техникой оценивания. Свободно излагают речь, приводить доводы, критически мыслить.