Информационно-творческий проект Бактерии-друзья и враги человека.Окружающий мир. 3 класс


-2451102317750Бактерии – друзья и враги человека
Информационно-творческий проект
для обучающихся в 3 классе
Левашова Лариса Александровна,
учитель начальных классов
2015
00Бактерии – друзья и враги человека
Информационно-творческий проект
для обучающихся в 3 классе
Левашова Лариса Александровна,
учитель начальных классов
2015
461010-248285УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 50
00УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 50
Содержание
Сценарий проекта. Бактерии – друзья и враги человека. 3 класс………………4
Приложение 1…………………………………………………………………...…..13
Приложение 2……………………………………………………………….………14
Приложение 3………………………………………………………………….……15
Приложение 4………………………………………………………………………16
Приложение 5……………………………………………………………………19

Тема проекта. Бактерии – друзья и враги человека.
Цель проекта. Дать понятие о разнообразии мира бактерий и сферах его влияния на жизнь человека. Пробуждать познавательные интересы детей. Развивать навыки проектной, самообразовательной деятельности, творческой активности. Стимулировать у обучающихся инициативность, стремление к самосовершенствованию. Воспитывать аккуратность, стремление содержать в чистоте личные вещи, желание следить за своим внешним видом, любовь и интерес к изучению природы.
Оборудование. Проектор, портфолио по теме проекта, музыкальное сопровождение, костюмы для презентации, коллаж «Мир бактерий», буклет «Чистые руки – залог здоровья», книжка – малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, выставка книг, плакат «Народная азбука чистоты», реквизит сценария урока.
Литература:
справочная:
Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 864 с., ил., 30 л. ил.
2) методическая:
Натуралистические игры школьников (Методические рекомедации организаторам природоохранной работы с детьми) / Сост.
Р. Г. Синельщиков, З. И. Синельщикова. – Донецк: «Донеччина», 1987. – 48 с.
Природоведение. Практический справочник для ученика начальной школы / сост. Т. А. Сапо, О. В. Сапо. – Чернигов: Країна мрій, 2013.
192 с.
Інтернет-ресурси: https://www.youtube.com/watch?v=4h62Rkzuuio
Тип проекта. Инфомационно-творческий.
Учебный предмет. Окружающий мир. 3 класс.
Задачи проекта
Содействие формированию ключевых компетентностей, навыков санитарии и гигиены, бережного отношения к себе и своему здоровью средствами учебной деятельности.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Создание портфолио по теме проекта.
Тренировка навыков работы в группах.
Совершенствование умений работать со взрослыми, сверстниками, различными источниками информации.
Воспитание чистоплотности, аккуратности, стремления следить за своим здоровьем, внешним видом.
Объект познания: мир бактерий.
Проблема. Почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека ?
Способ решения проблемы: сбор и анализ информации, ее распространение среди учащихся класса, чтение и изучение дополнительной литературы, творческие задания, исследования познавательного характера.
Рекомендации
Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях:
«Почемучки»
План
Подготовить рассказ «Почему в природе очень много бактерий?»
Вопросы для исследования:
А) Где и как живут бактерии?
Б) Способы питания и размножения бактерий.
Подготовить коллаж «В мире бактерий».

«Исследователи»
План
Подготовить рассказ « Что такое микробиология? Что она изучает?»
Провести, описать, сделать выводы по эксперименту «Бактерии полезные и вредные» и изготовить плакат или презентацию по теме эксперимента.
Ход эксперимента
Подготовить питательную среду: закипятить в кастрюле воду, добавить бульонный кубик и ложку сахара, проварить смесь в течение нескольких минут, остудить.
В классе разлить одинаковое количество бульона в три сосуда. Затем в один из сосудов кашлянуть, в другой – опустить палец, третий не трогать.
Подготовить и наклеить этикетки на сосуды «Не пить!»
Наблюдать и делать выводы.
«Мамины помощники»
План
Подготовить рассказ « Бактерии – друзья человека».
Составить книжку – малышку рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов.
«Чистюлькины»
План
Подготовить рассказ «Для чего необходимо мыть руки?».
Найти загадки о средствах гигиены, нарисовать рисунки - отгадки.
Изготовить буклет «Чистые руки – залог здоровья»
Содержание: как правильно и как часто мыть руки.

«Книголюбы»
План
1. Подготовить выставку книг «Азбука Мойдодыра».
2. Провести в классе конкурс стихотворений «Чистота – залог здоровья».
3. Подобрать пословицы и поговорки о соблюдении правил гигиены,
оформить плакат «Народная азбука чистоты».
«Артисты»
План
Прочитать сказку К. Чуковского «Мойдодыр» и подготовить ее инсценировку.
Обучающиеся работают в индивидуальных мини-проектах:
Бактерии: среда обитания, разнообразие, условия жизни, способы питания, размножение.
Болезнетворные бактерии: чума, туберкулез и другие заболевания, опасные для жизни человека.
Гнилостные бактерии.
Бактерии – природные санитары.
Бактерии – мамины помощники: молочнокислые продукты, квашение.
Азбука Мойдодыра: почему мы моем руки.
Подача информации: рассказ, сообщение, презентация, буклет, плакат и др.
Продолжительность. Три недели.
Ожидаемый результат.
Формирование ключевых компетентностей.
Расширение представлений о необходимости соблюдения навыков санитарии и гигиены, профилактики инфекционных заболеваний.
Практическим воплощением результата становится портфолио по теме проекта, коллаж «В мире бактерий», книжка – малышка рецептов приготовления из молока молочнокислых продуктов, квашения овощей и фруктов, буклет «Чистые руки – залог здоровья», презентации по теме проекта, плакат «Народная азбука чистоты».

Презентация проекта
Организационный момент.

Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы презентуем проект, предметом исследования которого стали необычные организмы, о чьем существовании люди очень долгое время даже не подозревали.
Итак, давайте коротко расскажем об их особых приметах:
(Дети говорят и прикалывают к доске рисунок бактерии с буквой)
каждые 20 минут их количество может удвоиться;
потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов на Земле;
их можно встретить  в нефтяных скважинах (на глубине 1700м) и  на дне океана (глубже 10 км), в рассолах с концентрацией 250 г/л, во льдах Арктики, где температура минус 83 градуса по Цельсию и в горячих источниках, где она зашкаливает за +90 градусов;
они не погибают при большом давлении после кипячения и даже в условиях очень высокого вакуума;
они живут на Земле более 3 млрд. лет;
их количество превышает число людей на земном шаре;
они всеядны: нет в природе такого органического вещества, чтобы не годилось им в пищу;
часть из них приносит человеку пользу, другая часть – иногда даже представляет угрозу для его жизни.
– Давайте вместе прочитаем, как называются эти микроорганизмы: БАКТЕРИИ. (Приложение 1)
Отправимся в путь без сомнений и муки,
В проекте открыли мы тайны науки,
Раскроем сегодня бактерий секреты –
Без ядер они, но старожилы планеты!
Теперь ответить сможем мы,
Зачем нам всем бактерии нужны!
Которые из них пойдут в друзья,
И от каких нам нужно уберечь себя!
– Сегодня у нас завершается работа над проектом «Бактерии – друзья и враги человека», в котором вы работали по группам, выполняя задания, собирали информацию, делились впечатлениями, составляли отчеты о своей деятельности, а теперь мы подведем итоги и поблагодарим ваших родителей за оказанную помощь.
Я приглашаю всех в Музей фактов, в путешествие по экспозиции «Бактерии», которую в музее открыли благодаря вашим находкам в мире науки Биологии.
Сегодня у нас также работает консультпункт «Скорая помощь», хозяйка которого …………. Расскажет вам много интересного.
А еще разрешите представить вам гостей проекта – это профессор Мензуркин и его помощники – бактерята «Помогайчик» и «Вредоносик» (Приложение 2), которые ждут от вас фактов, для ответа на вопрос, почему бактерии называют и друзьями, и врагами человека? Итак, в путь!
Основная часть.
Отчет «Почемучек».
– Наша экскурсия в экспозиции «Бактерии» начнется в Научном зале – это зал №1, и экскурсоводами в нем будет группа «Почемучек», которая презентует рассказ «Почему в природе очень много бактерий?» и коллаж «В мире бактерий».
(Отчет группы)
Отчет «Исследователей».
А) игра «Подскажи словечко»;
– Итак, ребята-почемучки правильно назвали четыре фактора, определяющих огромное количество и разнообразие видов бактерий – среда обитания, приспособляемость к условиям жизнедеятельности, способы питания и размножение. А чтобы продолжить наше путешествие в Музее фактов и попасть в зал № 2 – «Исследовательский», профессор Мензуркин предлагает вам поиграть в игру «Подскажи словечко», чтобы мы лучше узнали его помощников. Подсказали словечко и называете, к кому из бактерят – Помогайчику или Вредоносику – оно относится.
(Дети называют слова и отправляют их в соответствующий карман)
Микроскопический организм, приносящий инфекцию. (Микроб)
Группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных бактерий. (Инфекционные заболевания)
Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
Химическое вещество, образуемое микроорганизмами, и способное уничтожать бактерии, микробы. (Антибиотик)
Невосприимчивость к какому-либо инфекционному заболеванию. (Иммунитет)
Медицинский или ветеринарный препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционному заболеванию. (Вакцина)
Создание искусственного иммунитета к некоторым болезням путем введения вакцины. (Вакцинация, прививка, иммунизация).
Она – залог здоровья. (Чистота)
Наука о чистоте. (Гигиена)
– Мы выполнили задание профессора Мензуркина и очутились с вами в «Исследовательском», зале №2, где ребята-исследователи презентуют свою работу об очень интересной и загадочной науке, ее название вы узнаете, если в правильно решите задание по грамматической арифметике:
Микроскоп – скоп + биологи + последняя буква в алфавите = ? (Микробиология)
(Дети презентуют работу «Что такое микробиология и что она изучает?»)
– А еще наши исследователи ставили эксперимент «Бактерии полезные и вредные», а как он проходил об этом расскажут сами ребята.
(Презентация работы по эксперименту)
– Ребята, чтобы уметь противостоять таким, как Вредоносик, надо знать некоторые правила и непременно соблюдать их.
(Звучит сигнал скорой помощи)
Ну, что ж – на помощь спешит наш доктор, слово…………................
(Выступление доктора)
Игра « Это правда или нет?»
Учитель: А теперь поиграем в игру «Это правда или нет?», чтобы больше знать о болезнетворных бактериях. Если такое явление соответствует действительности, то вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Микробиология занимается изучением таких живых организмов, которые можно рассмотреть только в микроскоп…
Бацилла и бактерия – это разные живые организмы …
На поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви…
Все бактерии – это возбудители болезней растений, животных и человека…
Вирус гепатита В может выдержать температуру 120°С до 45 минут…
Возбудители коровьего бешенства сохраняют жизнеспособность даже после семи часов кипячения …
Болезнетворные бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, формировании структуры и плодородия почв, образовании и разрушении полезных ископаемых, поддерживают запасы углекислого газа в атмосфере…
Прививки вредны нашему здоровью…
Если за поручни в общественном месте схватиться сразу же после больного и крепко держаться минимум 20 минут, то можно занести: кожный грибок, чесотку, яйца гельминтов, разноцветный лишай, гепатит А …
Укреплять иммунитет следует с помощью лекарств…
В 1913 году купцы скупали по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни – сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате сибирской язвой заразились и погибли от нее не только люди, которые выделывали шкуры, но и солдаты, носившие полушубки…
«Быстро поднятое не считается упавшим» – давно известное всем правило. Но на самом деле, бактериям достаточно одного мгновения, чтобы оказаться на упавшей на пол еде. Это приводит к появлению острых пищевых отравлений…
Отчет «Чистюлькиных».
– Еще в проекте ребята готовили стихи на конкурс, который проводили с учителем группа «Книголюбов». Послушайте одно из них и скажите, что за вопрос все время мучил главного героя?
1-й:
Зачем мне надо руки мыть? Сказали, чтобы с них убежали во всю прыть Враги-микробы.
Но, я же лопал «Геркулес», Как мне велели, Пять дней качал какой-то пресс – Ну, как качели! На радость вредным докторам Пил сок морковный. И даже бегал по утрам Неделю ровно. Короче, стал я силачом, Всех поборю я, И только маме нипочем Я не втолкую: Теперь микробов, без труда, Сам раскидаю! Зачем же руки мыть тогда? Не понимаю…
(Л. Уланова)
– Какой же вопрос мучает мальчика? (Ответ детей)
А вот ответ на него мы узнаем в зале № 3 нашего музея, это зал «Санитарии и гигиены». Но сначала мы попробуем отгадать загадки от группы «Чистюлькиных», чтобы узнать об экспонатах в этом зале.
( Ученики загадывают загадки о предметах гигиены)
– Дети, а как называются все эти предметы? ( Предметы гигиены). А кому мы отдадим наши рисунки-отгадки – Помогайчику или Вредоносику?
(Ответ детей).
Правильно, использование этих предметов и соблюдение правил личной гигиены защитит вас от так называемых «болезней грязных рук», а еще вы никогда не попадете в ситуацию, в которой оказался герой сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Группа «Артисты» подготовила инсценировку этой сказки, давайте посмотрим (Приложение 3).
(Выступление группы)
– Вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр». Почему она будет интересна всегда? Что прославляет автор и чему учит? (Ответ детей).
А теперь «Чистюлькины» презентуют свой буклет «Чистые руки – залог здоровья» и расскажут вам вместе с горе – героями стихотворения и сказки, для чего и как надо мыть руки. (Презентация)
Физкультминутка.
– А теперь – самое время отдохнуть, потому что переходим мы в зал №4, зал «Отдыха и развлечений». (Дети танцуют)
Отчет « Книголюбов».
– Под веселую песню и заводной танец мы с вами переходим в зал № 5, «Библиотечный». Ребята из группы «Книголюбов» подготовили совместно с библиотекарями школы выставку книг «Азбука Мойдодыра», где вы найдете произведения и разных стилей (научный и художественный), и разных жанров (статьи, сказки, рассказы, стихи), а победители классного конкурса стихотворений дадут вам советы, как быть здоровым и уберечься от инфекционных заболеваний.
(Дети читают стихи)
Работа в группах: составление памятки «Укрепляем иммунитет».
– Ребята, Помогайчик тоже решил дать вам несколько советов по укреплению иммунитета, а Вредоносик зашифровал его «Памятку», давайте разгадаем ребус и прочитаем советы нашего друга.
ДОРОГИЕ РЕБЯТА ИЗ 4-А!
Организм человека может сам бороться с вторжением «нежелательных маленьких существ»! В этой борьбе принимают участие защитные силы организма, чтобы укрепить их нужно выполнять правила четырех «З»:
-33337566040З




……… (залог здоровья – правильное питание и соблюдение чистоты)

…………(закаляться)

……….. (заниматься спортом)

…………… (запасаться витаминами)
Работа в парах.
Результатом работы этой группы стал и плакат «Народная азбука чистоты» с пословицами и поговорками о соблюдении правил гигиены. Давайте вспомним их Прочитайте начало пословицы, установите соответствие с помощью стрелки, указав ее конец. (Работа в парах по карточкам).
Проверяем. Обязательно, читая ответ, говорите, кому отдадите пословицу: Помогайчику или Вредоносику, и жетон с пословицей опускайте в нужный карман. У Помогайчика – пословица – совет, а у Вредоносика – характерика, описание явления.
( Дети отвечают и выполняют задание)
Чаще мойся – воды не бойся. (П)
Не желай быть нарядным, а старайся быть опрятным. (П)
Кто аккуратен, тот людям приятен. (В)
Болезнь с грязью всегда в дружбе. (В)
Чаще руки мой – грязь смоется водой. (П)
Не зазорно жить в бедности – зазорно жить в грязи. (В)
Не умывшись, за стол не садись. (П)
Чисто не там, где метут, а там, где не сорят! (В)
Отчет «Маминых помощников».
– И завершается наша экскурсия в зале №6 – «Кулинарном» . Группа «Мамины помощники» подготовила рассказ « Бактерии – друзья человека», а также стали авторами книжки – малышки с рецептами приготовления из молока молочно-кислых продуктов, квашения овощей и фруктов. (Отчет группы)
Игра «Кулинарный волейбол» (Приложение)
Подведение итогов.
Учитель об индивидуальных проектах: номинациям «Самый….. проект».
Составление ассоциативного куста «Бактерии».
– Когда вы слышите слово «бактерии», что представляется в вашем воображении? (Ответы детей: микроорганизмы, микробы, полезные, вредоносные, болезнетворные, гнилостные, молочнокислые, инфекция, гигиена, природные санитары, микробиология, микроскоп).
Метод «Микрофон»:
– Какие бактерии – друзья человека?
– Каких мы называем врагами?
Рефлексия: смайликом показать свое настроение после работы в проекте.

Приложение 1
547370217805Исследователи
ГРУППА
Исследователи
ГРУППА
lefttop
318071514097000
-1466854508500

Приложение 2
336423028905200-34213815519400

-12192017081500
34804358255000
2730246253610500-244983270129000
36689032938780026746229244400
242570629920ПРОФЕССОР МЕНЗУРКИН
00ПРОФЕССОР МЕНЗУРКИН
-1231904114800040210744182999ПОМОГАЙЧИК
00ПОМОГАЙЧИК
34315402471420005340355788660ВРЕДОНОСИК
0ВРЕДОНОСИК
401955346456000Приложение 3

Приложение 4
Инсценировка сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
Действующие лица: Мойдодыр, Мальчик, Крокодил, Мочалка 1, Мочалка 2, Мочалка 3, Щетка, Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа.
Сцена 1. «Неряха» (Мальчик рассказывает Крокодилу)
Мальчик:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка – в печку!
Я за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось,
Закружилось и помчалось колесом?
( Крокодил удивляется и разводит руками)
(Появляются Мыло, Полотенце, Зубная паста, Расческа, Щетка )
Мыло: Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!
(Мальчик смотрит на свои руки, пожимает плечами)
Полотенце: Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
Зубная паста: У тебя на шее вакса,
Расческа: У тебя под носом клякса,
Зубная паста: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Щетка: Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.
Крокодил (грозным голосом):
Ты лицо своё умой,
А не-то как налечу,
Растопчу и проглочу!
Сцена 2. «Вынесение приговора» (На сцену выходят три Мочалки и Мойдодыр)
Мочалка 1 (поучительно):
Вот Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Мочалка 2 (угрожающе):
Если топнет он ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
Мочалка 3 (радостно):
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут! "
Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!
Автор: Он ударил в медный таз и вскричал:
Мойдодыр (ударяет в медный таз): Кара-барас!
Автор: Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило, и кусало, как оса.
А от бешеной мочалки он помчался, как от палки!
Сцена 3. «Покаяние»
Мыло: Мы помоем трубочиста
Полотенце: Чисто, чисто, чисто, чисто!
Расческа: Будет, будет трубочист
Зубная паста: Чист, чист, чист, чист!
Щетка: Чист, чист, чист, чист!
Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам и вечерам!
Мочалка 1: А нечистым Трубочистам -
Мочалка 2: Стыд и срам!
Мочалка 3: Стыд и срам!
(Мальчик, раскаиваясь, начинает приводить себя в порядок)
Мыло: Да здравствует мыло душистое!
Полотенце: И полотенце пушистое!
Зубная паста: И зубной порошок!
Расческа: И густой гребешок!
Щетка: Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться!
Мочалка 1: В ушате, в корыте, в лохани,
Мочалка 2: В реке, в ручейке, в океане, -
Мочалка 3: И в ванне, и в бане!
Автор: Прибежал он к умывальнику опять.
Мальчик: Я тут мылом, мылом, мылом умывался без конца,
Смыл и ваксу, и чернила с неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд: подбежал — и прямо в рот!
Автор: Ну, и книжка воротилась, воротилась и тетрадь,
А грамматика пустилась с арифметикой плясать.
(Чистый мальчик подходит к Мойдодыру)
Мойдодыр:
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Мальчик: Всегда и везде – вечная слава воде!



Приложение 5
Шаблон буклета


5924550-388874
-60960-83997800