Урок ОМ Почвы России

Технологическая карта урока
1.Орлова Дина Ивановна
2.Учитель начальных классов ГБОУ №605 г. Санкт-Петербург
3. Окружающий мир
4. 4 класс «Начальная школа 21 века»
5.Тема: Почвы России
6.Урок изучения нового материала
Цель:
создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формирование умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Задачи:
Предметные : Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Оборудование урока (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, раздаточный материал, оборудование для опытов, карточки для работы в парах.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.
Самоопределе-
ние к деятельности (орг. момент)
Мотивирует учащихся на начало урока.
Давайте вспомним, какие природные зоны вы знаете?
Рассматривают карту России.
Перечисляют природные зоны.
Коммуникативные

2.
Проверка домашнего задания.
Слайд 2,3


На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.
Выполняют задания.

Регулятивные, личностные

3.
Актуализация знаний
Слайд 4
Какое слово у вас получилось?
О чем сегодня будем говорить?
Тема урока: « Почвы России».
А что вы знаете о почве?
Прочитают слово «Почва»



Познавательные, коммуникативные

4.
Постановка учебных задач


А что нового хотели бы узнать?
Где мы можем получить ответы на наши вопросы?
Работают в парах, формулируют тему урока и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока.
Регулятивные, познавательные

5.
Построение проекта решения учебных задач урока























































Слайд 5

Слайд 6 ,7

Давайте начнем изучение этой темы.
1.Что такое почва?


2.Давайте проведем опыты и ответим на вопрос «Что входит в состав почвы?»



























Опыт делает учитель.

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите?
- Кто догадался, что это такое?
- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. 
3.Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
А почему она имеет разные оттенки?
4. Прочитайте заметку «Этот удивительный мир» Какой вывод можно сделать?

Работают с учебником. Находят определение.



Практическая работа в группах. Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.
Группа 1.
Возьмем стакан с водой
Опустим туда комочек почвы.
Сделайте вывод. (Воздух)
Группа 2.

Возьмите бумажную салфетку
Положим на нее немного почвы
Сильно сожмем
Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 
(Влага. Вода. )
Группа 3.

Бросьте комочек почвы в воду
Что произошло в стакане
Что вы видите на дне стакана
(Песок и глина.)
Группа 4.
Рассмотрим почву под микроскопом
Что еще входит в состав почвы?












На стекле белый налёт. В почве есть соли.













Работа с учебником.
Какую почву называют плодородной?

«Вредных живых существ в природе не бывает»










Познаватель-
ные, коммуникатив-
ные, личностные




















Познаватель-
ные, коммуникатив-
ные, регулятивные

6.
Первичное закрепление


Слайд
Подведём итог.
Из чего состоит почва?
Ответы появляются на интерактивной доске в виде Кластера «Состав почвы»
Воздух
Вода
Песок, глина
Насекомые, трава, листья
Соль
Гумус
Познавательные, коммуникатив-
ные, регулятивные

7.
Самостоятель-
ная работа

Приложение№2





Слайд 9
Прочитайте текст и выясните, что ещё нового узнали о почве? Если вы нашли ответ на вопрос поставьте знак «+», если вам что-то непонятно и информация в тексте требует дополнительного разъяснения, поставь знак «?», если прочитанная информация вас очень заинтересовала и вы хотите поделиться и обсудить ее с классом, поставьте «!».

Выполняют самостоятельно работу.


Читают текст. Работа парами.

Подводят итог.

Работа с учебником.
«Почва нуждается в охране».


Сообщают о проделанной работе.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

8.
Подведение итогов
-Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока?
-Смогли ли мы ответить на них?
-Возьмите таблицу и заполните последний столбик, что вы узнали сегодня на уроке?
Мы узнали :
-состав почвы
-какая почва плодородная
-функции почвы
-охрана почвы
-главные преобразователи почв
Записывают в таблицу во второй столбик.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные

9.
Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд 10
- А теперь попробуйте составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в паре). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна.
Пример Синквейна
Почва России
Плодородная, разнообразная
Кормит, разрушается, образуется
Почва нуждается в охране
Земля- кормилица

Регулятивные

Прогнозируемый результат:
сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;
сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
сформируются начальные формы рефлексии;
сформируется базовый уровень знаний о почве, её составе, охране.

Приложение №1 Текст.
Как родилась наука о почве.
Днем рождения почвоведения считается 10 декабря 1883 года, когда в Санкт-Петербургском университете русский учёный Василий Васильевич Докучаев блестяще защитил докторскую диссертацию. В этой работе он доказал, что почва это особое природное тело, такое же самостоятельное, как минералы, растения, животные, вода и воздух. Если разделить все существующие в природе тела на живые и мертвые, то почва среди них займёт промежуточное положение. Она не живое, но и не мертвое природное тело
Если вырыть ямку на лугу, можно узнать, как устроена почва, из чего она состоит. Мы увидим, что постепенно с глубиной светлеет. Тёмный, иногда даже чёрный цвет, придаёт почве особое вещество – гумус.
Почва густо переплетена корнями растений. Чем ниже, тем меньше корней. На глубине 60-70 сантиметров они совсем исчезают. Кроме корней мы видим дождевых червей, личинок, различных насекомых.
Почва покрывает сплошной оболочкой всю сушу земного шара (исключение Арктика и Антарктида). Почва – это своеобразная кожа Земли.
Какие функции выполняет почва?
Она обеспечивает жизнь на Земле. В почве начинается и заканчивается жизнь каждого растения. Регулирует плотность живых организмов на Земле (не только плодородие, но и неблагоприятные условия тех или иных организмов).
Для создания почвы требуются тысячелетия.



15